Фильмы про чернокожих

Фильмы про негров смотреть онлайн бесплатно лучшие кино о черных список

Исторический пролог: 1960-е, Голливуд и Мартин Лютер Кинг

Чтобы понять причины столь внезапной популярности блэксплотейшна, окунемся в исторический контекст. На протяжении 1960-х в США шла борьба за гражданские права, одной из важнейших целей которой была отмена целого ряда ограничений, мешающих афроамериканцам принимать участие в политической жизни. Кульминацией этого движения можно считать знаменитую речь «У меня есть мечта», которую возле Капитолия произнес Мартин Лютер Кинг, христианский проповедник и активист, перед многотысячной аудиторией своих сторонников. Кинг был вскоре убит, но его движение победило. В середине 1960-х все ключевые запреты в области избирательного права были сняты, а правительство США начало принимать активные меры по борьбе с дискриминацией, что до некоторой степени ослабило остроту проблем «черной бедноты» и помогло росту благосостояния среди широких слоев темнокожего населения. Конечно же, накаленная общественная атмосфера того времени не только способствовала росту солидарности среди афроамериканцев, но и помогла возникновению особых форм массовой культуры, характерных для черного сообщества, прежде всего в музыке, моде и литературе.

Но кинематограф долго оставался закрытым для многих афроамериканцев. Да, уже появились знаменитые черные актеры и актрисы, достигшие успеха в Голливуде — вроде Билла Косби, однако их были единицы по сравнению с белыми коллегами. Феноменальный успех сначала «Свита Свитбэка», а затем и «Шафта» продемонстрировал, что в американском обществе сложилась огромная и платежеспособная аудитория для фильмов, где афроамериканцы задействованы не просто в главных (если не всех) ролях, но также в качестве режиссеров и сценаристов, имеющих контроль над всеми важными аспектами творческого процесса. 

Правда, не всем представителям черного сообщества этот переворот пришелся по вкусу. В августе 1972-го, отмечая небывалый зрительский интерес к «Свиту свитбеку» и наметившуюся моду на «черное» кино, влиятельный активист Джуниус Гриффин назвал подобные фильмы «блэксплотейшном». Он употребил этот термин в сугубо негативном, даже уничижительном смысле — как работы алчных конъюнктурщиков от мира кино, которые ради быстрых денег клепают шаблонные фильмы, поддерживающие кучу оскорбительных стереотипов об афроамериканцах. Ирония истории, но вброшенный Гриффином термин не только прижился, но пошел в массы, вскоре приобретя более широкий и нейтральный оттенок, начав обозначать вообще любые фильмы, где сюжет строился вокруг афроамериканских персонажей. 

12 лет рабства (2013)

https://youtube.com/watch?v=pHZfvV9RztY%3F

И открывает наш рейтинг оскароносная кинокартина «12 лет рабства» повествующая о нелегкой судьбе свободного чернокожего мужчины Соломона Нортапа, который не по своей воле оказался в рабстве на целых двенадцать лет. А все началось с того, что добропорядочного и известного музыканта проживающего в городке Саратога-Спрингс в штате Нью-Йорк приглашают на гастроли с местным цирком в Вашингтон. Давая согласие на всеамериканское турне, главный герой даже не догадывался, что на долгое время станет безмолвным рабом, терпеливо сносящим все унижения и оскорбления своих будущих хозяев.

Черные королевы: «Клеопатра Джонс» и ее последовательницы

Первоначально женщины во многих блэксплотейшнах играли подчиненную (в лучшем случае — эпизодическую и сугубо второстепенную) роль, но к середине 1970-х положение дел коренным образом изменилось. Эти перемены были вызваны комбинацией нескольких факторов: тут и влияние феминистской волны 1960-х на зрительские ожидания, и появление женских звезд, привлекающих в кино более широкую аудиторию, и, конечно, упорные попытки киностудий заработать на новых тенденциях. Пока в мейнстримных фильмах (в той же бондиане или вестернах) женщины оставались чем-то вроде красивых декораций, блэксплотейшн давал зрителям (и зрительницам) совершенно иные женские образы. Не только яркие, но и самостоятельные, и намного более сексуально активные. В плане женской репрезентации блэксплотейшн быстро стал едва ли не самым прогрессивным направлением в тогдашнем кинематографе, изображая афроамериканок не просто как пассивных подружек главных героев или беспомощных жертв обстоятельств, но как женщин, готовых защитить себя.

Главной иконой блэксплотейшена по праву является Пэм Гриер, однако первой важной женщиной в жанре была не она. Тамара Добсон, ныне забытая всеми, кроме ярых фанатов жанра, в начале 1970-х считалась восходящей женской звездой черного кино

В 1973-м она сыграла главную роль в «Клеопатре Джонс» — комедийном шпионском боевике, отчасти пародирующем фильмы про Джеймса Бонда.

Клеопатра Джонс — это сильная и стильная героиня, работающая в качестве тайного суперагента американского правительства. Эта богиня фанка мастерски водит роскошный «Корвет Стингрей» (оснащенный автоматами), отлично дерется и стреляет без промаха. Главным врагом ее, конечно, тоже была женщина — суровая драгдилерша Мама (неуловимо напоминающая Мамашу Гавс). После успеха первой части последовал сиквел «Клеопатра Джонс и золотое казино», в котором Клео отправлялась в Гонконг, чтобы сражаться с другой королевой преступного мира — Леди-Драконом. 

И лишь затем главной женщиной блэксплотейшна стала Пэм Гриер. Она начала карьеру в фильмах про женщин в клетках вроде «Черная мама, белая мама» или «Клетка большой птицы», а в 1973-м вышел «Коффи» — и 24-летняя Пэм стала звездой. В отличие от прошлых ее работ, «Коффи» был оформлен не как эксплотейшн в чистом виде, с обнаженкой и безостановочными драками, а как криминальный экшен, причем с детективным компонентом. Гриер играла медсестру Коффи, которая в поисках возмездия постепенно убивала одного за другим людей, ответственных за смерть своей сестры от героинового передоза.

В следующем году Гриер сыграла в «Фокси Браун» — еще одном экшене про сильную черную женщину — а в 1975-м блеснула еще в двух похожих фильмах, «Пятница Фостер» и «Малышка Шеба». После этого Гриер сыграла много где, однако для многих она осталась в первую очередь живой легендой блэксплотейшна. Ее персонажи стали образцом для подражания и вдохновляли поколения женщин, причем, в отличие от той же Клеопатры Джонс, героини Гриер были, как правило, обычными людьми, попавшими в экстремальные обстоятельства, что лишь подчеркивало их реалистичность. 

Возрождение: расовые бунты, Тупак Шакур и ребята по соседству

В начале 1990-х блэксплотейшн внезапно переживает новый взлет популярности. Здесь совпали две главных причины: поколенческая и политическая. Подросли творцы вроде Кинана Уэйанса, детство и юность которых пришлись на расцвет классического блэксплотейшна. Расовые проблемы же словно никуда и не девались. За время реформ 1960-х и 1970-х внутри афроамериканского сообщества возникли новые — и порой очень жесткие — классовые границы, отделяющие тех, кто смог встроиться в «белое» общество, от оставшихся в гетто. Эта социальная среда осталась источником очень серьезных проблем, о чем ярко свидетельствуют печально известные беспорядки 1992-го года в Лос-Анджелесе. Кино отзывалось на эти события уже не боевиками или комедиями, а остросюжетными драмами.

В отличие от классического блэксплотейшна, эти фильмы четко фокусировались именно на социальных проблемах темнокожего населения, и жанровые особенности в них играли второстепенную роль. Позже для обозначения таких картин предлагались термины hood film или new black cinema, но критерии определения здесь довольно-таки размытые, и есть все основания считать, что эти фильмы разрабатывали тематическое наследие блэксплотейшна в новом контексте. 

Предвестником «черного возрождения» стал молодой режиссер Спайк Ли, первые хиты которого вышли как раз на рубеже 1980-х и 1990-х, угадав наиболее востребованное жанровое направление для афроамериканского кино в наступающем десятилетии. Cвои наиболее важные драматические фильмы Ли снимет немного позже: «Лихорадка джунглей» выйдет в 1991-м, а вслед за ней, в 1992-м — «Малкольм Х».

«Ребята с улицы» (1991)

Хронологически же первым важным фильмом новой черной волны в 1990-е была дебютная работа Джона Синглтона «Ребята с улицы» (Boyz N The Hood). В центре сюжета была история Тре, парня, который живет с отцом в криминогенном районе Южный Централ, и взрослеет вместе с друзьями Дагбоем и Крисом. Жизнь в гетто не сахар: кругом нищета, суровые парни на улице всегда готовы предъявить за шмот, а единственной надеждой вырваться из круговорота безнадеги становится образование. На примере трех разных героев «Ребята с улицы» показывали архетипичные жизненные пути обитателей городских трущоб. Синглтон, будучи уроженцем того самого Южного Централа, снимал фильм в почти документальной манере, избегая столь распространенной сейчас плакатности  — его фильм был не агиткой или слезодавилкой, но хроникой пусть и опасной, но все же будничной жизни. Эту натуралистичность высоко оценили как простые зрители, так и критики. Фильм не только стал хитом проката (сборы $57 млн. при бюджете в $6 млн.), но удостоился двух номинаций на «Оскар» и специального приза в Каннах, стимулировав интерес к «черной теме» в массовом кино. 

В следующие на экраны выходят драмы «Против течения» и «Угроза Обществу» (от будущих режиссеров «Из ада» и «Книги Илая») и «Авторитет» с Тупаком Шакуром (его дебют в кинематографе). Интерес к фильмам про афроамериканцев подогревала и разгоревшаяся вскоре война Западного и Восточного побережья, так что вплоть до конца 90-х регулярно появлялись фильмы, освещающие проблемы жизни в гетто. Пожалуй, самым примечательным трибьютом блэксплотейшну в то время стал криминальный экшен «Горячий город».

Каст состоял сплошь из легенд: помимо Фреда Уильямсона, Ричарда Раундтри и Пэм Гриер, в фильме можно видеть Джима Брауна («Бегущий человек», «Марс атакует!») и Пола Уинфилда (лейтейнант Трэкслер из первого «Терминатора», «Скалолаз»). Вся эта мощная команда в фильме сражалась с уличными бандами нового поколения, держащими в страхе депрессивный город Гэри в штате Индиана. В числе знаковых фильмов 1990-х стоит также отметить черную комедию «В тупике» (последняя роль Тупака в кино) и «Один Восемь Семь» с Сэмюэлом Л. Джексоном — мрачную драму об учителе, работающем с трудными подростками из гетто. В целом, новая черная волна схлынула только в начале 2000-х, а последним знаковым ее представителем был криминальный триллер «Тренировочный день» с Дэнзелом Вашингтоном. 

Черный закат

Хотя фильмы на «черную» тему продолжали активно выходить и после пика в середине 70-х, сборы становились все меньше, зато элементы блэксплотейшна все чаще проникали в мейнстримные проекты. Под конец 1970-х появлялись совсем уж экзотические вариации на тему, вроде «Черного самурая» с уже упомянутым Джимом Келли, или «Крестный Отец Диско», в котором бывший коп (а ныне владелец диско-клуба) сражается с наркомафией. Но все это были затухающие всплески некогда гигантской волны. С началом 1980-х грайндхаусы уступали видеопрокатам и блэксплотейшн в чистом виде перестал существовать, растворившись в более чистых жанрах вроде криминальных триллеров и экшнов. Еще одной причиной спада популярности было и общее снижение остроты расового вопроса в США, по мере того, как темнокожее население все более активно интегрировалось в общество. Чернокожие звезды начали все чаще появляться и в крупнобюджетных голливудских фильмах — вспомните Дэнни Гловера в «Смертельном оружии» и Эдди Мерфи в «Полицейском из Беверли-Хиллз».

Пожалуй, самым ярким из поздних блэксплотейшнов был «Последний дракон» (1985) — мистический кунг-фу экшн, спродюсированный знаменитым рекорд-лейблом Motown. В главных ролях снялись певец Таймак и Вэнити, одно время модная звезда R&B и подруга Принса, в восьмидесятых метившая в актрисы. Фильм собрал приличную кассу, но был разгромлен критиками за чудовищные переигрывания главных героев и общую нелепость сюжета. Впрочем, это лишь помогло «Последнему дракону» получить культовый статус, а позднее разойтись на мемы.

Своего рода эпитафией золотому веку «блэка» стало появление в конце 1980-х фильма «Я достану тебя, ублюдок!». Это первая классическая пародия на блэксплотейшн, причем снял ее Кинан Айвори Уэйанс — впоследствии он же придумает «Очень страшное кино». Уэйанс обыгрывал в сюжете накопившиеся в жанре стереотипы. Главный герой фильма — Джек, выходец из Любого Гетто, брат которого скончался от передозировки золотых цепей. Чтобы отомстить за брательника зловещему «Мистеру Бигу», Джек собрал разношерстную команду из героев вроде Кунг Фу Джо, Слэммера и Хэммера (имена говорят сами за себя), и навел порядок в черном квартале. Фильм предвосхитил хорошо знакомый многим хит «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале».

Время / Time (2020)

Мне нравитсяНе нравится1

“Время” — это уникальный фильм, собранный из личных записей, который рисует портрет одной афроамериканской семьи, сражающейся за освобождение отца. В 1997 году отец совершил отчаянное ограбление банка и был приговорен к гигантскому сроку в 60 лет.

Материалы, накопленные семьей Ричардсон за 21 год, были смонтированы режиссером Гарретом Брэдли в короткометражный, но эпический фильм продолжительностью всего 81 минуту. Этот фильм является аудиовизуальным эссе, исследующим современную любовь, семейную преданность и надежду сотен семей, которые оказались в схожих жизненных обстоятельствах.

Я вам не негр / I Am Not Your Negro (2016)

Мне нравитсяНе нравится

Потрясающий документальный фильм погружает зрителя в жесткую, но познавательную атмосферу расовых проблем Соединенных Штатов Америки. В 1979 году чернокожий писатель Джеймс Болдвин отправляет письмо своему литературному агенту, в котором описывает свой новый проект под названием “Помни этот дом”. Эта книга, по задумке автора, должна стать революционной. Она содержит личные и детальные заметки о жизнях и ужасных убийствах трех близких друзей писателя: Медгара Эверса, Малкольма Икса и Мартина Лютера Кинга младшего – выдающихся личностях и олицетворениях своего времени. В 1987 году Джеймс умирает, оставив всего тридцать завершенных страниц неоконченной рукописи, которая так и не была опубликована в полном виде.

Фильм воплощает воображаемый неоконченный роман Болдвина, основываясь на его оставленных записях и наблюдениях, в которых писатель тщательно задокументировал сложные и порой ужасные реалии жизни черных людей в Северной Америке. Расизм, сегрегация, неравные возможности, ксенофобия и насилие – все это рассматривается через призму печали, боли и фактов, оставленных серьезным и талантливым писателем для будущих поколений.

Рождение нации (2016)

https://youtube.com/watch?v=y_dhc6jrsP8%3F

Драматическая кинокартина «Рождение нации» расскажет зрителю как один простой человек, сумел поднять целое восстание, потрясшее рабовладельческую Америку середины 18 века. Главный герой молодой темнокожий раб Нэт Тернер после того, как стал свидетелем солнечного затмения, решил, что это именно Бог послал ему знак того, чтобы он боролся за свою свободу. Осознав свое предназначение, юноша вместе с остальными чернокожими невольниками сначала организовывает саботаж, а после становится одним из главных организаторов вооруженного мятежа.

Национальная безопасность (2003) (National Security)

Боевик, Зарубежный фильм, Комедия, Криминал, Приключения, Триллер

tagHD 1080, tagHD 720

Режиссер: Деннис Дуган

В ролях: Мартин Лоуренс, Стив Зан, Колм Фиор

Стать полицейским – мечта многих мальчишек. Стать офицером – мечта многих курсантов полицейской академии. А быть офицером службы «Национальной безопасности» означает только одно – быть неудачником. Эрл Монтгомери очутился там за систематическое нарушение дисциплины – его сочли недостойным носить звание полицейского. Незадолго до этого он подставил Хэнка Рафферти.
По иронии судьбы они становятся напарниками, и отношения между ними скорее напоминают боевые действия. Своими выездами на дежурство они умудряются «достать» весь город. И теперь в городе найдется немало желающих «замочить» эту парочку. Если только бравые блюстители порядка первыми не перебьют друг друга!

Список фильмов про афроамериканцев

2. «Черный клановец» (2018) — реальная история о Роне Сталворте, афроамериканце, который стал членом Ку-клукс-клана, чтобы разоблачить их деятельность.

3. «Убить Билла» (2003) — фильм о женщине по имени Беатрикс Киддо, которая решает отомстить своим бывшим союзникам, включая ее бывшего любовника Билла.

4. «Малкольм и Мари» (1996) — комедийная драма о двух афроамериканцах, Малкольме и Мари, которые влюбляются друг в друга, несмотря на различия в их социальном статусе.

5. «Девушки» (1995) — фильм о четырех афроамериканских женщинах, которые дружат с детства и поддерживают друг друга во всех трудностях и радостях жизни.

6. «Служанки» (2011) — драма о двух афроамериканских служанках, которые рассказывают о своей жизни и опыте работы в белых семьях в 1960-х годах.

7. «Черный пантера» (2018) — фантастический фильм о принце Т’Чалле, который становится королем Ваканды и супергероем Черной Пантерой.

8. «Слепая сторона» (2009) — история о Майкле Оере, афроамериканце, который становится профессиональным футболистом благодаря помощи своего тренера.

9. «Достать ножи» (2019) — комедийный триллер о группе афроамериканских друзей, которые оказываются втянутыми в опасную игру после того, как один из них становится знаменитым.

10. «Служанка» (2020) — драма о молодой афроамериканской женщине, которая работает в богатом белом доме и сталкивается с расизмом и дискриминацией.

Гангстер (2007) (American Gangster)

Биография, Драма, Зарубежный фильм, Криминал

tagHD 1080, tagHD 720, tagПро мафию, tagПро гангстеров, tagРежиссерская версия

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Дензел Вашингтон, Рассел Кроу, Чиветель Эджиофор

Фрэнк Лукас долгое время работал водителем у криминального авторитета. После смерти своего хозяина, Лукас решает создать собственный преступный бизнес. Ему известно о каналах поставки героина, к которым имел отношение его бывший хозяин. Лукас решает сделать героин своим основным источником доходов. Подойдя к делу как настоящий бизнесмен, Лукас начинает предлагать своим клиентам более качественный товар, по более низким ценам. Конкуренты Фрэнка не в восторге от такой рыночной политики, но они ничего не могут поделать, в отличие от полиции, которая садится на хвост «бизнесмена».

Шалун (2006)

https://youtube.com/watch?v=YVwCrJ_3viY%3F

В центре сюжета увлекательной комедийной кинокартины оказывается уголовник со стажем – Кельвин Симс, который свой крохотный рост с лихвой компенсирует умением проворачивать невероятно сложные и дерзкие ограбления. Но, увы, последнее дело заканчивается неудачно. Он вместе с напарником вынужден был избавиться от похищенного алмаза предварительно, подбросив его в сумку добропорядочной Ванессе Эдвардс. И теперь чтобы вернуть драгоценность нашему маленькому герою придется притвориться брошенным малышом, которого мечтающий стать папой супруг Ванессы Дэрил тут же берет на воспитание. Вот тут-то и начинается настоящее приключение для бывалого вора выдающего себя за ребенка….

***

Правление президента Дональда Трампа в 2010-х годах обнажило глубокий общественный раскол, который наложился на активно проводимую с 2000-х годов политику идентичности. В результате конец прошлого десятилетия был отмечен очередной — третьей по счету — волной «черного кино», определяющим жанром в которой стал хоррор. Эмблематичный автор этого направления — Джордан Пил, автор перезапуска «Сумеречной Зоны», а также знаковых фильмов «Прочь» и «Мы», в которых сатира, хоррор и социальный комментарий вплетены в контекст афроамериканского жизненного опыта. 

Джордан Пил

Но эта волна серьезно отличается от прошлых тем, что ее представители не просто вошли в мейнстрим, а стали его лидерами. Если в 1970-х блэксплотейшн был хоть и популярным, но все же нишевым явлением, а в 1990-е черные кинематографисты были в основном заметны в разного рода драмах, то в 2010-е фильмы, снятые афроамериканцами, охватили весь жанровый спектр. Здесь особенно важен и символичен успех «Черной Пантеры»: помимо того, что она стала одним из самых кассовых фильмов Марвел, это был также первый фильм такого масштаба с черным супергероем, снятый черным же режиссером. Впрочем, триумф «Черной Пантеры» — скорее кульминация, чем стартовая точка процесса, ставшего заметным за несколько лет до этого.

И хотя блэксплотейшном фильмы третьей «черной волны» назвать можно с большой натяжкой, перекличка тем с классикой здесь прослеживается вполне. Заметнее всего она как раз в хоррорах, а не в кинокомиксах (которые по определению должны быть нацелены на максимально широкую аудиторию)

Обратите внимание на такие фильмы как «Антебеллум» или «Кэндимэн» — в них, пусть и по-разному, переосмысляются вопросы идентичности, вновь ставшие значимыми для внушительной части американского населения

Классический блэксплотейшн был нацелен на то, чтобы дать афроамериканцам собственных героев и героинь, тем самым пробудив их чувство собственного достоинства после многолетнего поражения в правах. В современных же «черных фильмах» больше внимания уделяется вопросам социальной справедливости, чем обретению самоуважения. Из-за этого превалирования общественно значимой повестки дня обновленное кино «для и про черных», в отличие от социальных драм 1990-х или разухабистых экшнов 1970-х зачастую оформлено в намного более прямолинейном, даже агрессивно-назидательном, стиле, что преврашает его в ситуативно значимое, но по большей части поверхностное явление.

Заключение

Упомянутые в данной подборке фильмы, где героями являются чернокожие, представляют особенный кинематографический опыт, глубоко затрагивающий проблему расовой дискриминации. Они проникают в суть этой социальной несправедливости, отражая различные аспекты ее влияния на жизни чернокожих людей. Фильмы обнажают болезненные реалии, с которыми сталкиваются герои, и поднимают важные вопросы о равенстве, справедливости и борьбе за свои права.

Каждый фильм из подборки не только развлекает и захватывает своими историями и высоким качеством исполнения, но и служит средством осознания и обращения к проблеме расизма

Они направляют наше внимание на необходимость изменений в обществе, на преодоление предубеждений и создание более справедливого и инклюзивного мира. Вместе мы можем стремиться к миру, свободному от неравенства и дискриминации

Рейтинг лучших фильмов про чернокожих

12 лет рабства / 12 Years a Slave (2013)

Домашняя вечеринка / House Party (1990)

Чужая ненависть / The Hate U Give (2018)

Тринадцатая / 13th (2016)

Малкольм Икс / Malcolm X (1992)

Если Бил-стрит могла бы заговорить / If Beale Street Could Talk (2018)

Сельма / Selma (2014)

Прочь / Get Out (2017)

Квин и Слим / Queen & Slim (2019)

Чёрный — цвет королей / Black Is King

Лунный свет / Moonlight (2016)

Делай как надо / Do the Right Thing (1989)

Наркотик / Dope (2015)

Ограды / Fences (2016)

Я вам не негр / I Am Not Your Negro (2016)

Голос улиц / Straight Outta Compton (2015)

Скрытые фигуры / Hidden Figures (2016)

Станция Фрутвейл / Fruitvale Station (2013)

Иуда и чёрный мессия / Judas and the Black Messiah (2021)
-1

Время / Time (2020)
-1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: