Дракула в кино: ретроспектива вампира

Невесты Дракулы. Мумия и Муха.

На роли Невест отсмотрели 600 актрис. В итоге выбрали итальянку Монику Белуччи и двух румынок Микаэлу Берку и Флорину Кендрик. Последняя, будучи из Трансильвании, свободно говорила по-румынски и тренировала произношение Олдману, Райдер и Энтони Хопкинсу.

Костюмы невест были созданы не с первой попытки:

Эйко рассказывала, что Коппола хотел в костюмах вампирш сочетания разлагающейся материи, словно ошметки мумий, пожелтевшей от старости белой ткани и одновременно ультра-женственности, как на картинах Альфонса Мухи. Струящиеся желто-белые античные хитоны художница украсила золотой вышивкой, а головные уборы сделали в византийском стиле. В фильме, правда, всех этих одежд и не увидишь толком, только груди да оскаленные рты и совсем немного головные уборы.

Красавицы Альфонса Мухи

Ван Хельсинг (2004)

  • Оригинальное название: Van Helsing
  • Год: 2004
  • Страна: США, Чехия, Румыния
  • Длительность: 131 мин.
  • Режиссер: Стивен Соммерс
  • Жанр: фэнтези, боевик, триллер, приключения
  • В главных ролях: Хью Джекман, Кейт Бекинсейл, Ричард Роксбург, Дэвид Уэнэм, Шулер Хенсли, Елена Анайя, Уилл Кемп, Кевин Дж. О’Коннор, Алан Армстронг, Сильвия Коллока
  • Возраст: 12+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,6

Глубоко в Карпатах лежит таинственная страна Трансильвания — мир, в котором зло встречается на каждом шагу, мир, в котором опасность оживает с заходом солнца, и где монстры, живущие в глубине человеческих кошмаров, обретают форму. В этот мир попадает легендарный охотник на чудовищ Ван Хельсинг.

В своей непрерывной битве против сил зла и за освобождение мира от порождений ада Ван Хельсинг, по заданию секретного общества, отправляется в Трансильванию, чтобы скрестить оружие со смертельно опасным, наделённым неведомой силой графом Дракулой. На помощь ему внезапно приходит бесстрашная Анна Валери, поставившая целью избавить свою семью от векового проклятья, наложенного убитым вампиром.

Трейлер:

Люси. Пресмыкающееся.

Сэди Фрост сыграла Люси, соблазнительницу и соблазненную Дракулой. Уже ее первое домашнее платье все говорит о ее характере: полупрозрачное, с оголенными плечами. Вышитые розы на корсаже подчеркивают грудь, делая ее образ сексапильным. Оно белое, но слабый розовый подтон словно выдает страстный характер героини.

Вечернее платье — также с оголенными плечами и спиной. Оно украшено рисунком из переплетающихся змей. «Это мое змеиное платье», говорит она кокетничая c женихом (в одном из переводов на русский она говорит: «Оно сделано из змеиной кожи»). Змеи символизируют сексуальность Люси и ее будущее «библейское» грехопадение — соблазнение Дракулой. Ее золотые локоны, словно клубок змей у Медузы Горгоны, опутывают голову и спускаются по обнаженной шее. Открытые плечи и спина этого и белого платья Люси контрастируют с целомудренным декольте ее подруги Мины, хотя тот же мятно-зеленый цвет и сближает их (это осознанное решение Эйко, чтобы показать, что обе девушки близкие подруги). Кстати, каштановые волосы Сэди перекрасили в рыжий, чтобы добиться большого контраста между актрисами.

Эскиз костюма. Этот рисунок Эйко сразу вызывает ассоциации с картинами Данте Габриэля Россетти и его огненноволосыми роковыми красавицами, вроде Елены Троянской.

В сцене соблазнения Люси одетое в оранжевое платье, потом этот цвет появится и в других ее нарядах. Корсаж которого разделен поперечными полосками и этим неожиданно похож на костюмом Ренфилда и червей, которых он ест. Эйко искала для этого эпизода цвет, который бы бросался в глаза в ночи: «Я хотел, чтобы костюм выделялся в темном лунном свете». Она признает, что впервые использовала оранжевый цвет в костюмах.

Тема пресмыкающихся преобразуется в свадебно-погребальный костюм Люси с огромным воротником-рафом. Но теперь это будет не змея, а австралийская плащеносная ящерица (Chlamydosaurus kingii), которая раздувает огромный воротник позади головы в минуту опасности. И раф, и чепец на голове Люси имеют и исторические параллели, женщин в аналогичных аксессуарах можно увидеть на картинах немецких художников XVII века.

1-3 Портреты работы Майкла Конрада Хирта, 17 век, 4.Портрет Екатерины Темиельман работы неизвестного немецкого художника 17 века.Эскиз ЭйкоПлатье Люси

Прямой кружевной передник, который скрывал узкое корсетное платье с турнюром и буфами, отсылает к свободным «эстетическим платьям». Одной из поклонниц таких была Эмилия Флеге, возлюбленная Густава Климта. И передник Люси и платье Флеге украшено принтами в угадываемом климтовском стиле.

Эмилия Флеге, муза и модель Густава Климта в «эстетическом платье».

Изначально Сэди Фрост хотела ползти и извиваться, как ящерица, в эпизоде в склепе, но громоздкий жесткий костюм этого не позволял. Эйко даже хотела переделать платье, но Коппола переделал хореографию сцены.

Жемчужный чокер с бабочкой. В английском есть устойчивое выражение social butterfly, легкий в общении человек, дружащий со всеми и ни с кем близко. В некотором роде легкомысленная Люси и есть social butterfly — вертихвостка-стрекоза.

Свободные домашние платья, в которых Люси лежит в кровати, вызывают ассоциации с героинями Эдварда Берн-Джонса и прерафаэлитов. А смена цвета (то белое, то огненное) как будто сигнализирует о том, как за ее тело идет борьба между Дракулой и Ван Хелсингом.

Эдвард Берн Джонс. Сад Гесперид

Жемчужное плиссированное платье оверсайз напоминает нам платье другой смертельно больной богатой рыжеволосой дамы — англичанки Милли Тил (Элисон Элиотт) в фильме «Крылья голубки» (1997), возможно, авторы платья Люси — Чарльз и Патриция Лестер (читайте о них в статье Delphos Марионо Фортуни в кино: оригинальные и фейки )

Джентльмен. Врач. Юрист. Драконоборец.

Роман Брэма Стокера был, в первую очередь, о том, как с темной силой сражаются бесстрашные (ну или побеждающие свои страхи) рациональные английские джентльмены (и один американский, и еще один голландский, но не суть, конечно). В фильме они уходят на второй план, уступая место графу и его истории любви. И тем не менее для каждого из мужчин Эйко Исиока подобрала гардероб, отражающий их характер и образ.

Джонатан Харкер по книге — подающий надежды молодой юрист, рациональный, педантичный, но при этом достаточно смелый и сильный духом. Читая его дневник, невольно проникаешься к нему симпатией и переживаешь за героя. В фильме однако такого нет. Отчасти — это вина актера. На наш взгляд, это одна из худших работ Киану Ривза, столь же бессмысленная и беспощадная, как и седина Харкера. Честно говоря, и его костюмы нам также не слишком импонируют, поскольку совершенно не вяжутся с типажом актера. На наш взгляд, единственный подходящий актеру образ — в белой рубашке с коричневой жилеткой — совершенно противоречит строгому консервативному характеру самого персонажа. Другие же его костюмы — точно отражают характер героя. Просторное клетчатое пальто и шляпа хомбург говорят о его закрытости, основательности, консервативности, темно-зеленая клетчатая визитка — о молодости и силе характера, поскольку сближает его с Миной в зеленом.

Влюбленные в Люси мужчины невероятно далекие друг от друга по типажу и положению, оказались объединены доктором Ван Хелсинг против Дракулы. Характер каждого тонко передан Эйко Исиокой. Серо-черный костюм-визитка для флегматичного и меланхоличного доктора Сюворда (Ричард Э. Грант), красный фрак (для верховой езды) для богача и модника аристократа лорда Артура Холмвуда (Кэри Элвес) и яркие расцветки жилетов и насыщенные цвета сюртуков для бравого американца Квинси Морриса (Билл Кэмпбелл).

Ван Хелсинг (Энтони Хопкинс), одетый в теплых золотисто-коричневых тонах, — сама доброта, нежность и забота по отношению к Люси и Мине. В его пристрастии к узорчатым ярким жилетам видна его старомодность и большой опыт экзотических путешествий, повлиявших на его манеру одеваться.

Как и многие другие культовые фильмы «Дракула» оставил свой след и в истории моды и стиля. Свадебное платье Люси не раз служило вдохновением для художников, дизайнеров и стилистов. Но это тема отдельного исследования. В следующий раз.

Мина/Элизабетта. Зеленая Фея.

Вайнона Райдер играет Элизабетту, невесту Дракулы, и Мину, невесту адвоката Джонатана Харкера. Исиока в качестве основного цвета гардероба героинь Вайноны выбрала зеленый, подчеркивающие молодость, наивность, простоту героини. Ведущим мотивом стал растительный узор (листья). Если красный Дракулы символизирует страсть, агрессию, воинственность, жестокость и опасность, то зеленый Мины-Элизабетты — цвет природы, возрождения, любви и в конечном счете — надежды на прощение для падшего воина церкви.

Зеленое платье Элизабетты — насыщенного и яркого цвета. Платье, стилизованное под Ренессанс, украшено золотой растительной вышивкой, на корсаже нежно-салатового цвета вышит герб Дракулы. Голову украшает диадема-венок из золотых листьев. Элизабетта на эскизе Эйко напоминает Венеру Боттичелли.

Эскиз костюма ЭлизабеттыДанте Габриэль Россетти Паоло и Франческа

Для Мины Исиока выбирает слегка припыленный, светлый мятно-зеленый цвет, гораздо более холодной. Мина, правильная викторианская девушка, гораздо более сдержанна, по сравнению со страстной, импульсивной румынкой Элизабеттой. Таких платьев у Мины несколько: первое визитное платье, домашнее, вечернее декольтированное и уличное. Их главная деталь — единообразная растительная вышивка по корсажу. И даже серьги у нее с аккуратными листиками.

Платья Мины подчеркнуто строгие, сковывающие, консервативные, их дизайн по замыслу художницы, должен отражать скромную, девственно чистую, наивную, но строгую натуру героини — школьной учительницы.

В Трансильвании на Мине темно-зеленое платье с рукавами в полоску. Хотя они оба с мужем одеты в одинаковые цвета ее полоски дисгармонируют с клеткой костюма Джонатана. Муж и жена? Или Дракула все же заронил между ними сомнения?

В финале у Мины темно-зеленое платье с удлиненными ложными рукавами, такие были популярны в том числе в эпоху Барокко. Кажется, что это не совсем уже Мина, а может быть, уже в чем-то Элизабетта.

Портрет Марии Кристины Австрийской, 1592, княгиня Трансильвании

Единственное цветовое исключение — красное платье, которое героиня надевает на свидание с загадочным румынским графом.

Колье в климтовском стиле Дракулы и заколка с растительным узором

Красное платье в викторианском стиле, с обилием оборок, глубоким декольте и открытой спиной, выделяется в гардеробе героини, особенно на контрасте с ее «венчальным нарядом» серебристого цвета.

За несколько лет до «Дракулы» Вайнона Райдер сыграла пародийную готическую невесту в красном в «Битлджусе» Тима Бертона.

Свидание Мины и Дракулы снималось в богемном Rule’s Cafe и граф угощал девушку абсентом. Как объяснял Коппола своей команде абсент был своего рода LSD викторианской эпохи, его называли «зеленая фея» (вспомним тут платья девушек). Это наркотический декадентский дух Rule’s Cafe словно пропитывает весь сюжет картины, которая рассказана словно в символистском трансе. Недаром Исиока говорила о фильме, что это «всем известная история снята так, словно все были под LSD».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: