10 фронтовых фильмов о великой отечественной

Топ 25 лучших советских фильмов про войну — список самых значимых картин о великой отечественной

Перед рассветом (1989)

Перед рассветом — один из символических фильмов о войне, который стал одним из последних закадровых творений выходящих советских кинематографистов. Он повествует о группе советских военнопленных, заброшенных на заброшенную территорию немецкого лагеря.

В этом отчаянном поиском выхода месте герои проводят последние дни Второй международной войны, проливая многочисленные слезы и остервенело борясь за выживание. Воссоединение с родиной кажется невозможным, и каждый из героев, будь то русский, украинец, азербайджанец или белорус, молится за свою жизнь.

  • Главные роли исполнили Александр Панкратов-Черный, Валерий Жаков и Анатолий Папанов.
  • Режиссер картины — Никита Михалков.
  • Фильм был удостоен Гран-при на Московском кинофестивале.
Актерский состав
Актер Роль
Александр Панкратов-Черный Дядя Коля
Валерий Жаков Клим
Анатолий Папанов Олег Васильевич

Перед рассветом оставляет за своими зрителями горький осадок, но в то же время, напоминает о силе духа и вере в светлое будущее. Ведь даже в самый темный момент наших жизней, мы все еще можем и должны найти в себе силы для надежды и борьбы.

«Воскресный день в аду»

Реж. Витаутас Жалакявичюс, 1987

Самый странный фильм списка. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один из них идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Фашистский мир«Воскресного дня в аду» — абсолют культуры потребления и элементарного обывательства. Немцы тут либо полумифические монстры, либо просто оптимистичные красномордые идиоты. Одного из героев пытается соблазнить23-летняяИнгеборга Дапкунайтев нарядном платье и военной шляпе СС, отвечающая всем критериям нацэксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. «Воскресный день в аду» — предпоследний фильмВитаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, — стал его вторым обращением к теме войны после культового в СССР«Никто не хотел умирать»1965 года. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.

Российские фильмы о Великой Отечественной войне: «Сто дней после детства»

Описание фильма

Фильм «Сто дней после детства» основан на воспоминаниях писателя Феликса Решетникова и рассказывает историю подростка Леши Григорьева, который оказался на оккупированной территории вместе с другими детьми. Они должны выживать без помощи взрослых, бороться с голодом и холодом, защищаться от немецких оккупантов и бандитов.

Главные герои

Леша Григорьев — юный герой, который вынужден стать лидером детской группы. Он проявляет стойкость и находчивость в экстремальных условиях, чтобы защитить своих друзей.

Остальные дети — каждый со своей индивидуальностью и характером, но объединенные общей целью — выжить.

Немецкие оккупанты — кажутся врагами, но в ходе событий становится понятно, что и они несут на себе тяжесть войны и также страдают.

Главное сообщение фильма

Фильм «Сто дней после детства» показывает, какой ужас переживали дети во время войны. Он напоминает о жертвах, которые были совершены, и призывает к миру и согласию между народами.

Музыка в фильме

В фильме звучит много песен того времени, которые помогают создать атмосферу войны и добавляют в фильм эмоциональной глубины.

Горячий снег (1972)

Горячий снег — фильм о подвиге советских санитаров, которые спасали тяжело раненых солдат на фронте. Главный герой фильма — Роман Группа, который после травмы в бою оказывается на фронте в качестве санитара.

Фильм рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются санитары на фронте, о том, как они переносят войну и как им удается сохранять человеческое лицо в условиях ужасающих боевых действий.

  • Режиссер: Геннадий Шпаликов
  • Сценарист: Валентин Есаулов
  • В главных ролях: Владимир Андриенко, Татьяна Рушина, Лев Дуров
  • Продолжительность: 87 минут

Горячий снег — один из лучших фильмов о войне с точки зрения показа человеческой стороны боевых действий. Прекрасная игра актеров и реалистичное изображение жизни на фронте делает этот фильм обязательным к просмотру для всех, кому не безразлична история нашей страны.

«Дачная поездка сержанта Цыбули» (СССР, 1979) 12+

Весёлый фильм о войне. Может ли быть такое? Может! Чувство юмора помогало многим солдатам пережить тяжести войны. Главный герой – разведчик-диверсант Цыбуля — отправляется в партизанский отряд, чтобы вместе с партизанами подорвать мост, по которому фашисты собирались перейти реку. Цыбуля прыгает с парашютом в точке, обозначенной сигнальными огнями, но оказалось, что это были не сигнальные костры партизан, а место, где фашисты обжигали свиные туши… Попав в самое логово врага, Цыбуля не растерялся. У него нашлись помощники, вместе с которыми он взял в плен коменданта немецкого гарнизона, уничтожил бронепоезд фашистов и подорвал железнодорожный мост. Недаром о смекалке русского солдата ходят легенды!

«Командир счастливой «Щуки» (СССР, 1972 год) 6+

Один из любимых фильмов советских мальчишек, которых восхищали подвиги подводников. Картина основана на реальных событиях. 1942-й год. Фашисты готовятся к захвату Мурманска, чтобы перекрыть выход в море советскому Северному флоту. Экипажу подводной лодки «Щ-721» (субмарины серии «Щука», небольшие, но манёвренные и крепкие) дано задание – уничтожить боевую технику врага. Задание нужно выполнить любой ценой. То есть – даже ценой жизни подводников… Фашисты вели настоящую охоту на «Щуку», но мужество и смекалка помогают подводникам выбираться из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

В бой идут одни «старики» (1973)

«В бой идут одни «старики» – это фильм смелых солдат, которые несмотря на свой возраст, готовы сражаться за свою Родину. Режиссер фильма Леонид Быков показывает на экране мужество и героизм настоящих мужчин, которые готовы пойти на самый конец ради своей страны.

Фильм рассказывает о действиях отряда стариков, которые получают задание защищать крепость. Герои фильма – это люди, которые уже прошли все круги ада, которые не отчаиваются и работают в одном направлении – к победе. Фильм является одним из лучших образцов патриотического кино.

  • Один из главных актеров – Леонид Быков
  • В фильме отсутствуют ярко-выраженные негативные персонажи, которые могут расставлять точки на «i» в плохом смысле.
  • В центре событий – герой, которого играет Леонид Быков. Он внушительной внешности, хороший воин и замечательный руководитель.

Сценарий наполнен драматическими моментами, боями и бескомпромиссной борьбой главных героев не за свои жизни, а за свою Родину. В бой идут одни «старики» – это фильм, который отражает все трудности и испытания военных времен.

Почему важно смотреть фильмы о Великой Отечественной Войне?

Фильмов про Великую Отечественную Войну существует огромное множество. Есть как российское, так и зарубежное кино, освещающее эту трагедию в истории человечества.

Очень жаль, что зачастую мы вспоминаем о военных фильмах лишь накануне Дня победы, когда все телеканалы транслируют такое кино

А ведь важно хоть иногда, не только 9 мая, просматривать эти великие кинокартины – о человеческом подвиге, жертвенности, стойкости

Здорово, что сегодня можно без проблем смотреть фильмы об Отечественной Войне в любое время, в режиме онлайн, на стриминговых сервисах и различных сайтах. Да и выбор кино просто огромен – можно отдать предпочтение любимым советским и российским фильмам, или более современным зарубежным.

Отметим, что в советском и российском кинематографе огромная роль отведена военной тематике. Показывается героизм, патриотизм, самоотверженность, преданность идеалам. В каждой картине есть целая команда героев, которые вызывают восхищение и восторженные чувства. К сожалению, сюжет и концовка в фильмах про войну обычно очень драматичные.

Стоит упомянуть легенды советского кино про войну: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «Баллада солдата» и многие другие. Это – настоящий образец и классика кинематографа. Картины очень глубоко раскрывают всю трагедию военного времени, показывают настоящие ужасы войны без прикрас.

Смотреть военные фильмы о событиях прошлого времени важно для того, чтобы не повторять уже совершенные ошибки. Большинство таких лент смотрят в будущее и раскрывают вопрос – есть ли вообще будущее без войны

Военные фильмы можно смело назвать одними из лучших среди всех картин, представленных в кинематографичной индустрии. Ведь они цепляют и никого не оставляют равнодушным.

Современные фильмы о войне неизменно собирают огромные кассы. Они качественные, яркие и красочные, с огромным количеством спецэффектов, фантастической игрой актеров. Смотришь такое кино и впечатляешься тому, насколько все реалистично и жестко выглядит.

Возникает масса вопросов: как снимают такие военные фильмы? Где берут технику времен Первой или Второй мировой войн? Как снимают масштабные битвы и сражения? Невероятно! Все выглядит настолько реалистично, что зритель с головой погружается в страшные события военного времени.

Военные фильмы о Великой Отечественной Войне выходят на большие экраны из года в год. Сюжеты встречаются разные – военная тематика переплетается с любовью, взаимоотношениями, дружбой, преданностью. Кто-то считает, что классика должна оставаться классикой и никаких изменений в фильмы о войне вносить не стоит. Другие уверены, что и в пределах данной тематики также можно развиваться, добавлять смежные жанры.

Но все-таки советские и российские фильмы о войне – это отдельная ниша кинематографа. Да, есть масса современных зарубежных и голливудских картин, но по духу, настроению, актерской игре, драме и трагедии они не сравнятся с лентами, снятыми в России и СССР в прошлом веке.

Фильмы о войне очень тяжелые. Их действительно сложно смотреть. После такого кино на душе будто камень, в подсознании – множество переживаний, вопросов, сожалений, сомнений

Именно поэтому современным зрителям крайне важно смотреть лучшие советские и зарубежные фильмы про войну. Чтобы знать, насколько это ужасно, и приложить максимум усилий, чтобы не допустить подобного сегодня

«Восточный коридор»

Реж. Валентин Виноградов, 1966

«Восточный коридор»был неугоден с самого начала. Во-первых, сюжет строился вокруг белорусского подполья. В жизни подпольщики (партизаны были в деревни, подпольщики — в городе) не доверяли никому: ни московской разведке, ни партизанам. Поэтому их не жаловали — и во время войны часто сажали, якобы за содействие фашистам. Во-вторых, сценарий впервые в советском кино так глубоко и прямо затрагивал табуированную тему еврейства, гораздо глубже, чем в прославленном«До свидания, мальчики».Эмоциональной кульминацией фильма стала масштабная сцена гибели евреев. В центре кадра абсолютно голая девушка, обратив взоры в небо, патетично читала монолог на идише. На берегу реки стояли ряды евреев в талесах и молились перед смертью под лай собак, выстрелы и крики детей. Таким образом, фильм одновременно напоминает неореалистические фильмыРоберто Росселлинии сюрреалистические видения появившегося немного позжеАлехандро Ходоровскиили, если угодно,Сальвадора Дали. В интервью режиссер рассказывал: «И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где было непонятно, кто герой. Героев вообще не было». Музыку писал знаменитый композитор МикаэлТаривердиев. В широкий прокат «Восточный коридор», конечно, не вышел. Фильм не изрезали, не положили на полку, но показывали по окраинам и быстро отодвинули в тень. Вышло две рецензии — обе отрицательные. После «Восточного коридора» Виноградов снял«Далеко от войны»по повестиЮрия Нагибина. Из-за отказа делать поправки его выжили со студии «Беларусьфильм», картину перемонтировали, и от режиссерского замысла Виноградова ничего не осталось (в перестройку фильм восстановили и вернули ему оригинальное название). Эта судьба в той или иной мере преследовала каждый из следующих фильмов режиссера. Виноградов остался автором одного шедевра, по счастью не изуродованного цензорами.

Фильм «Брестская крепость»

Описание сюжета

«Брестская крепость» – это драматический фильм о защитниках Брестской крепости, которые сражались против наступающих немецких войск в начале Великой Отечественной войны. Сюжет фильма основан на реальных событиях первых дней войны, когда советские военнослужащие отчаянно сражались и героически погибали за Родину.

В фильме показаны трудности, с которыми столкнулись защитники крепости, отсутствие подготовки и оружия, жестокость и безжалостность врага

Но в то же время зрители увидят, как советские солдаты отважно сражались за каждый камушек крепости, за каждый дом и улицу. Их героизм и самопожертвование не знали границ и стали символом отваги и мужества в борьбе за свободу и независимость нашей Родины

Информация о фильме

  • Год выпуска: 2010
  • Режиссер: Александр Котт
  • В главных ролях: Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Алексей Кравченко, Александр Коршунов и др.
  • Продолжительность: 138 минут

Фильм «Брестская крепость» был снят на основе повествования очевидцев и участников событий. Режиссер Александр Котт сделал упор на показе реальных событий, исторической достоверности и показе воинской дисциплины, которая помогла советским войскам выдержать наступление противника. Кроме того, в фильме отражены трагизм войны, братство оружия и любовь к Родине, которые стали важными моментами в истории нашей страны.

Оценка Комментарий
8/10 «Брестская крепость» – это красивый и трогательный фильм о нашей истории. Всем рекомендую посмотреть!
9/10 Фильм «Брестская крепость» – это настоящая ода героизму наших солдат в борьбе с фашизмом. Он заслуживает внимания и уважения!

Живые и мертвые (1963)

Живые и мертвые — фильм, рассказывающий о боевом пути советского разведчика, который, выполняя свою миссию в глубоком тылу врага, вынужден столкнуться с морально-этическими дилеммами: сохранить свою жизнь или останавливать нацистских оккупантов.

Самый известный фильм режиссера Александра Столярова был снят по мотивам повести Бориса Васильева. В главной роли выступил серьезный и взволнованный умом Владимир Конкин, который передаёт наилучшим образом переживания своего героя, нужного Родине.

Основная информация о фильме
Год 1963
Страна СССР
Жанр военный фильм, драма

Отличительные черты фильма:
Глубокое восприятие важности морально-этических проблем;
Реалистичный взгляд на жизнь в годы войны;
Мощная главная роль Владимира Конкина;
Отсутствие геройства и поощрение служения Родине.

«И ничего больше»

Реж. Александр Сокуров, 1988

АлександрСокуровотделяет на фотографии умирающего Ленина от улыбающегося Сталина. Ставит в пример военную аккуратность Великобритании и короткой монтажной склейкой сталкивает Черчилля с солдатом, уравнивая обоих. Он работает с фактами. В кадрах хроники норовит найти и выделить уникальности — случайный взгляд девочки или проникнутое болью лицо солдата. Его монотонный голос за кадром — что голос бога, понимающего историю в призме демократических ценностей и знающего будущее наперёд. Из сухих цифр статистики, которые Сокуров не гнушаетсяозвучить, рождаются обрывки человеческих судеб. Факты переливаются в отдельных людей, а люди — в отдельные факты. Основной тезис автора предельно гуманистичен: жизнь не укладывается ни в несколько строчек хроники, ни в могильную черточку, ни, тем более, в историю победы отдельного государства. Как и всегда у Сокурова, человек неотделим от искусства: параллельно, как будто бы между делом, проигрываются кадры из фашистских пропагандистских фильмов, русская чечетка и народный фольклор. Лицо ремесленника с неидентифицируемого музейного портрета рифмуется с солдатским лицом, грязным от копоти.«Сначала были красные и белые, потом Россия и Запад»

«За 25 лет одно поколение пережило две Мировые войны, революцию, Гражданскую войну, военный коммунизм, индустриализацию».Сокуров не заостряет, как многие, внимание на мирных договорах, не делает пауз на официальном окончании войны. Он, наоборот, расставляет акценты tertium non datur

За кадром, меж тем, во всю идёт перестройка и появляются новые за или против нас, в мире идет война — и это считывается.

Разведчики (1968)

«Разведчики» – фильм о героической деятельности партизан во время Великой Отечественной войны. Он показывает, как группа разведчиков под предводительством Петра Львовича отправляется на задание в тыл врага. Их основная задача – собрать информацию о движениях немецких войск и передать ее командованию Советской Армии.

Фильм поражает своей кинематографической работой и реалистичностью. Следуя инструкциям командования, разведчики вынуждены пройти через множество испытаний, их предстоит сражаться с немецкими шпионами, делать наблюдения в деревне, где враг устраивает базу, и даже заполучить документы немецких офицеров. Отважные действия героев заставляют зрителей проникнуться к ним уважением и настоящей любовью к Родине.

  • Режиссер: Егор Карелин
  • Главные роли исполнили: Юрий Никулин, Игорь Губерман, Владимир Зеленский, Лев Перфильев и другие
  • Фильм был номинирован на Каннском кинофестивале

«Разведчики» – это знаковое произведение искусства, которое показало свою ценность и универсальность за пределами СССР. Он отображает тонкую равновесную дилемму нашей истории – страдания и жертвоприношения, что она привела к триумфу справедливости. Это напоминает о том, что некоторые вещи имеют более высокую стоимость, чем богатство, которое мы могли бы накопить в жизни.

А зори здесь тихие

Фильм «А зори здесь тихие» — это экранизация одноимённого романа Бориса Васильева, который описывает драматические события Второй мировой войны на территории СССР. Сюжет фильма представляет собой историю команды женского диверсионного отряда в глубинке, в котором им приходится не только выполнять задания по разведке, но и бороться с врагом.

Главный герой — юная женщина Саша, становится лидером группы и настоящим героем, обладающим выдающимися тактическими и стратегическими качествами. Она, вместе со своими подчиненными, выполняет заказы НКВД, защищая свою родину от немецких оккупантов.

Фильм «А зори здесь тихие» вызывает глубокие эмоции у зрителей благодаря своей душевной истории и подчёркивает важность борьбы за свою страну и нравственные принципы. Некоторые факты о фильме:

Некоторые факты о фильме:

  • Фильм был создан в 1972 году.
  • Режиссёр фильма — Станислав Ростоцкий.
  • Фильм получил Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм».
  • Фильм был воспроизведён в новом формате в 2015 году.
Год выпуска: 1972
Страна производства: СССР
Жанр: Военный, драма
Продолжительность: 88 минут
Режиссёр: Станислав Ростоцкий

«Маленький сержант» (СССР — Чехословакия, 1975 год) 12+

Белорусское село. Фашисты сожгли дом местной жительницы, а саму женщину расстреляли. Мальчишка бросается к матери: «Мама! Мама!» — и видит вокруг только смеющихся фашистов… В гневе мальчик хватает горсть земли и швыряет её в гитлеровцев… Несколько часов спустя советские солдаты выловили в реке деревянную бочку. Открыв её, обомлели: в ней лежал избитый окровавленный мальчишка. Фашисты замуровали его в бочку и выбросили в реку. Если бы не наши войска, 11-летний Бориска бы точно погиб. Но, едва открыв глаза в повозке медчасти, он говорит собравшимся вокруг солдатам: «Я с вами воевать хочу!». Так Бориска стал сыном полка, а через три года ему присвоили звание сержанта медицинской службы. Этот трогательный фильм рассказывает о судьбе маленького сержанта Бориски, который с советскими войсками дошёл до Чехословакии и совершал настоящие подвиги.

Иваново детство (1962)

Иваново детство – это история мальчика Ивана, который потерял своих родителей во время войны и присоединился к советскому разведчику, чтобы быть ближе к фронту и найти своих родных. Этот фильм показывает историю войны через глаза ребенка и показывает тяжелую жизнь на оккупированной территории.

Постоянные смены места, постоянная опасность – все это делает жизнь Ивана тяжелой, но он продолжает бороться и никогда не сдаётся. Его определение и сила характера впечатляют зрителей и заставляют задуматься о том, какими бы мы были в тяжелых условиях войны.

  • Режиссер: Андрей Тарковский
  • Сценарий: Андрей Тарковский, Владимир Богомолов
  • В главной роли: Николай Бурляев

Этот фильм – это не просто история о войне, но и история о человеческой выносливости, детской любви и вере в будущее. Иван – это символ силы и выносливости, которые присущи каждому ребенку, который вынужден пройти через трудные испытания.

Премии и награды: Золотая Пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале (1962)

Они сражались за Родину (1975)

Описание: Фильм рассказывает о героических событиях Великой Отечественной войны, и прежде всего о работе советских разведчиков на тыле противника, о подготовке военного высшего командного персонала и о подготовке к решающим боевым действиям на различных участках фронта.

Они сражались за Родину – один из самых популярных и любимых фильмов о войне, который напоминает о том, какие ценности имели наши предки и как они защищали и любили свою страну. В нем нет героев-суперменов и нет ничего геройского и героического, но есть то, что прикладывали наши деды – осознание своего долга и любви ко всему, за что они сражались.

Режиссер: Сергей Бондарчук

Актеры:

  • Вячеслав Тихонов
  • Юрий Николаев
  • Игорь Олифиренко
Параметры Значения
Год производства 1975
Страна СССР
Продолжительность 138 минут
Бюджет неизвестно

Этот фильм дает возможность взглянуть на войну и ее ужасы глазами тех, кто проходил сквозь те испытания

Он делает помощь вспомнить о том, какую цену приходится платить за свободу и независимость, а также как важно помнить о Победе и любить свою Родину

«Отряд Трубачёва сражается» (СССР, 1957 год) 6+

Эта картина о мальчишках военного времени – продолжение фильма «Васёк Трубачёв и его товарищи», снятого по одноимённому роману Валентины Осеевой. В первом фильме рассказывается о приключениях мальчишек в довоенные годы. В картине «Отряд Трубачёва сражается» действие разворачивается на оккупированной территории Украины в первые месяцы войны. Командир пионерского отряда Васёк Трубачёв и его товарищи отправились в поход – там, в лесу их настигло начало войны. Спрятав в лесу туристическое снаряжение, мальчишки спешат домой. Потом им придётся помогать партизанам, расклеивать листовки и помогать людям, оказавшимся в фашистской оккупации. Отважные мальчишки полюбились зрителям разных возрастов и после выхода фильмов дети часто играли в «Васька-Трубачка».

Книжка, кстати, тоже отличная, рекомендуем!

«Дерзость»

Реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1971

Неуместное во всех отношениях начало: панорамирование, дикторский голос произносит:«Это наша земля». Двое дезертиров, заручившись поддержкой жены погибшего третьего, обосновываются под немецкими фамилиями в городке, оккупированном третьим рейхом. Они давно устали бежать, поэтому решают действовать по справедливости: прикрывшись новым безопасным положением, взрывать, наравне с местными партизанами, фашистские составы — конечно, с целью когда-нибудь подорвать Гитлера. Брутализм главного героя Клименко тут побеждает логику фашистскую и просто бытийную. Каждый, включая нацистских лидеров, изъясняется на чистом русском. Цели героев туманны, а операции — фантастичны. Ближе к финалу появляется сам Фюрер и делает то, чего в голову ну совсем не могло прийти. Потом вестернизированные таверны, крушение пассажирского поезда… Примерно такими — только западными — фильмами вдохновлялсяКвентин Тарантино, когда снимал«Бесславных ублюдков». РежиссёраГеоргияЮнгвальда-Хилькевича(автора, на минуточку,«Мушкетеров») можно сравнить, например, например, с Тони Скоттом(или другими эталонными американскими режиссерами-производственниками), и поратовать за то, что и в нашей стране — во всяком случае, один раз — народная трагедия таких масштабов стала площадкой для развития авантюрного и по-хорошему идиотского боевика. В этом есть дерзость, не меньшая, чем у героев фильма, и абсолютно отчаянная любовь к кино.

Командир счастливой «Щуки» (1972)

«Командир счастливой «Щуки» — это очень трогательная история о том, как один человек может вдохновлять других, создавая настоящий духовный авантюризм. Фильм рассказывает о капитане Андрее Казанове, который после неудач в боях получает возможность управлять новым минной тральщиком «Щука». В ходе своих трудных и опасных заданий, которые к нему постоянно приходили, Казанов развивал терпение и воспитывал дух команды.

Одна из главных тем фильма — это братство и единство, которые переплетают знакомство героев в военное время. Они пройдут через стрельбы, минные поля, шторма и смогут сохранить дух команды, вопреки всему. Этот фильм помогает людям понять, что которое единство и взаимоуважение необходимы для достижения больших целей, а также показывает, что настоящий лидер может быть в любой ситуации и при любых испытаниях.

Высокое качество фильма и его эмоциональность до сих пор не оставляют равнодушных зрителей, и причина этого в полном соответствии героев своим актерам, кто отлично справился со своими ролями и донесли до зрителя глубинную эмоциональную идею.

Проверка на дорогах (1971)

Проверка на дорогах – фильм режиссера Олега Фомина о жестоких событиях Второй мировой войны в Белоруссии. В фильме показаны сцены активных боевых действий, аналогичные тем, что происходили в настоящее время.

В центре сюжета фигурируют военный командир Денис и яростный партизан Рефрен. Их подразделение достаточно малочисленное, но непоколебимое и готовое на феерические подвиги.

Глубокая образность, яркость духа и бесстрашие героев, полное отсутствие скучных моментов и высокая актерская мастерство – все это делает фильм Олега Фомина действительно одним из лучших в списке 25 лучших советских фильмов про войну.

  • Год выпуска: 1971
  • Жанр: военный
  • Режиссер: Олег Фомин
  • В ролях: В.Кривошапко, Г.Берген, Ю.Мамонов, А.Гритсай, В.Сомов, В.Цыбуленко, А.Вершигора

«Материнское поле»

Реж. Геннадий Базаров, 1967

Киргизское горное поселение. Главная героиня Толгонай потеряла на войне троих сыновей и мужа. Вместе с другими жителями она пытается сохранить и обезопасить свой быт. Всей деревней они отправляют на войну сыновей. И каждый день ждут возвращения — но никто не приходит. Краеугольной становится дележка зерна, а единственное утешение — встреча проезжающего поездом мужа или сына — делает невозможным халатность чинных государственных и военнослужащих (такая критика была нехарактерной даже для относительно свободной оттепели). В молитвах Толгонай просит прощения у победы. На протяжении всего фильма звучит ее неумолкаемый внутренний монолог.«Материнское поле»основано на одноименной повестиЧингиза Айтматова, и снято25-летнимстудентом ВГИКаГеннадием Базаровымнепосредственно по личной просьбе писателя. Для Базарова фильм стал дипломной работой. В будущем режиссер завоевал звание главного enfant terrible киргизского кино. Его фильмы лежали на полке и не выходили в прокат. «Материнское поле» вышло на советские экраны в роковом1968-м,спустя год споров о его идеологической неоднозначности. Сейчас изменилось немногое: оцифрованы лишь три фильма Базарова, два из которых — истерны. А его радикальные перестроечные киноэкзерсисы (ставшие школой, например, для такого значимого режиссера, какАктан Кубат) лежат на полках Госфильмофонда и постепенно предаются забвению.

Баллада о солдате (1959)

Баллада о солдате – фильм, который не оставляет никого равнодушным. Это история о молодом солдате, который получает возможность вернуться домой на короткое время, чтобы проведать свою мать. Расставаясь с родными, он готовится к возвращению на фронт. Однако на пути воссоединения с отчимом его ждут многочисленные испытания и приключения.

Фильм по сей день является шедевром советского кино, в нем гармонично смешаны глубокая философия, поэтическая картинка, насыщенная сюжетная линия и яркие характеры. Именно благодаря такому сочетанию, Баллада о солдате считается уникальным явлением в истории кинематографа.

В 1959 году фильм был удостоен главной награды Каннского кинофестиваля, что подтвердило его мировую значимость. До сих пор он является одним из самых известных фильмов о войне, который показывает настоящую героистку и духовное могущество простых людей в условиях трагических событий военных лет.

  • Год выпуска: 1959
  • Страна: СССР
  • Режиссер: Григорий Чухрай
  • В главных ролях: Владимир Ильин, Жанна Прохорова, Елена Королева, Анатолий Адоскин и др.

Освобождение (5 фильмов, 1969 – 1971)

Освобождение — это пятичастный фильм, снятый на студии «Мосфильм» в 1969-1971 годах. Картина рассказывает о Великой Отечественной войне, начиная с лета 1943 года, когда советские войска начали своё наступление. Сценарий основан на документах и воспоминаниях участников войны.

В пятисерийном фильме показываются реалии войны — жестокость боёв, героические поступки советских солдат и офицеров, хитрости врага, а также любовь и человеческие отношения. Главную роль сыграл актёр Николай Олейников.

  • «Освобождение: 1. Фильм 1 – Средиземноморье», 1969
  • «Освобождение: 2. Фильм 2 – Битва за нашу Советскую Украину», 1970
  • «Освобождение: 3. Фильм 3 – Битва за Крым», 1970
  • «Освобождение: 4. Фильм 4 – За Вислу!», 1971
  • «Освобождение: 5. Фильм 5 – Колосково – Берлин», 1971

Картина стала одним из наиболее масштабных и ярких творений отечественного кинематографа. Она получила множество наград и призов на российских и международных фестивалях, а также стала смотреться на экранах многих стран мира.

Афганский излом (1991)

«Афганский излом» – это фильм, который рассказывает об одной из самых трагических страниц советско-афганской войны – бою под Хайбер-Пассом. Он не просто описывает бой, но в первую очередь ставит в центр внимания людей – советских солдат и афганцев, участвующих в сражении на двух сторонах конфликта.

В фильме прекрасно передана атмосфера того времени – напряжение, страх, тяжелые выдержки

Особое внимание уделено психологическому состоянию героев, что позволяет зрителю более глубоко понять суровые реалии войны. Вспоминая все жертвы, понимаешь, что это было тяжелейшее время для всех народов и стран участниц этого конфликта

Стоит отметить высокий уровень актерского мастерства. Каждый персонаж воображения кажется живым и реальным. В главных ролях снялись Анатолий Пашинин и Валерий Жаков, они играли двух бойцов, чьи жизни развиваются параллельно, их судьбы неразрывно связаны со страшным военным временем.

Как и многие другие советские фильмы про войну, «Афганский излом» никого не оставляет равнодушным.

  • Год выпуска: 1991
  • Жанр: драма, военный
  • Режиссер: Виктор Тихомиров
  • Главные роли: Анатолий Пашинин, Валерий Жаков, Абдул-Вали Муирджанов, Факсритдин Убайдуллаев
Премии и награды: Рейтинги:
  1. Золотая маска — 1992 (награда за социальную направленность)
  2. Кинотавр — 1992 (особая дипломная награда за создание образов солдат-дембелей)
  3. Примия Константина Симонова — 1991
  • KinoPoisk — 7.6
  • IMDb — 7.8

«Крик тишины» (Россия, 2019) 6+

Фильм снят по роману Тамары Цинберг «Седьмая симфония». 1942 год, блокадный Ленинград. Из‑за страшных морозов родителям не разрешали вывозить малышей до трёх лет по замёрзшему Ладожскому озеру. И мать вынуждена оставить маленького сына одного в пустой холодной квартире. Ухаживать за малышом взялась соседская девочка-подросток Катя, говоря всем, что это её младший брат. И когда на побывку приезжает отец мальчика, ему сказали, что жена эвакуировалась, а сын погиб… Мужчина случайно познакомился с Катей и стал помогать детям, не зная, что маленький мальчик и есть его сын. Правду он выяснит год спустя, когда жена напишет ему письмо о том, что в эвакуации она встретила свою новую любовь… Дружба с Катей помогает бойцу пережить предательство близкого человека.

«Пядь земли»

Реж. Андрей Смирнов и Борис Яшин, 1964

В 1959 году в журнале «Новый мир» вышла полудокументальная повесть фронтовикаГригорияБакланова«Пядь земли».Она была написана от первого лица — здесь и сейчас. Сверху такую литературу тогда называли «окопной правдой» и «лейтенантской прозой». Журнал под редакцией Твардовского был, в свою очередь, общепризнанным рупором оттепели (через три года в нем же опубликуют«Один день Ивана Денисовича»). Одноименный фильм стал полнометражным дебютомАндрея Смирноваи Бориса Яшина, детей войны. Для них подобный сюжет был не проживанием недавнего травматического прошлого, а его реконструкцией. Они тщательно следовали повести. Ввели чувствительного героя и показывали — предельно отчужденно и с иллюзией объективности — лишь то, что он мог видеть своими глазами. Киноповествование тут разбито на главы. Акценты вплоть до финального кадра не расставлены: тут нет ни патетики, ни субъективного взгляда. Документализм подчеркнут датированием глав-эпизодов — уравниванием дня ко дню, жизни к жизни. Царит предельная сдержанность. Даже музыка отсутствует, если не звучит непосредственно в кадре. Такое кажущееся спокойствие впервые появилось у нового, «оттепельного» поколения. Эффект был достигнут: несмотря на лицаАлександра Збруева,Евгения Урбанского,Льва Дурова«Пядь земли» смотрится как военная хроника. Солдаты-окопники как в жизни говорят о разном, высоком и низком, не шутками и не фразочками на цитаты и без лишнего пафоса военного времени.

«Великий перелом»

Реж. Фридрих Эрмлер, 1945

После «окопного»«Она защищает родину»1943 года, построенного преимущественно на приемах экспрессивного немого кино,Фридрих Эрмлеррешается — не по заказу — на следующий фильм о войне в разгар пульсирующих военных действий. «Великий перелом» был посвящен уже ключевой, Сталинградской битве и снят в расположении ленинградского фронта. Тем не менее, в нем можно обнаружить лишь пару микромасштабных батальных сцен. Сталинград по неизвестным причинам называли не иначе как просто «городом». Главнокомандующий не появлялся. Герои носили погоны, которые тогда еще не ввели. Хроники с Гитлером не было. Почти нет солдат. Герои тут — демиурги войны, мыслящие отдельного человека как человеческую единицу. И это в то время, когда сражения еще не закончились, и зритель желал правды и драматизма! Такую отстраненность, как ни странно, объясняет эпоха. «Великий перелом» — эталонный фильм сталинского малокартинья, снятый не только без тени косноязычия, но и практически без примет времени, без желания конкретности, и, конечно, без сцены битвы. Фильм Эрмлера — чистой воды абстракция. Однако про каждого из героев автор накануне съемок расписывал отдельный роман, состоящий из действий, которые они не выполнят, и качеств, которыми не блеснут в условиях эстетики «штабного фильма». Политический триллер сложился. Фридрих Эрмлер был вознагражден — в 1946 году «Великий перелом» удостоился Гран-при первого Каннского кинофестиваля. Но сам фильм остался в тени других работ выдающегося партийного режиссера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: