Из чего состоит новый фильм ларса фон триера «дом, который построил джек»

«дом, который построил джек»: отзывы критиков на скандальный фильм ларса фон триера

Смысл фильма

Пробуя представить себя архитектором, и не получая требуемого результата в постройке собственного дома, рядовой инженер Джек пробует себя в другой ипостаси. Там, где у него все прекрасно выходит — в убийствах людей. Постепенно он приходит к выводу, что творимое им — это тоже проявление своего рода совершенства. Себя же он называет мистер Изощренность. Убийство становится хобби.

Фото: ru.kinorium.com

Весь фильм с ним ведет диалог за кадром его знакомый Вердж. Он как бы вынуждает Джека делиться сведениями о себе, начиная с детства, когда заметил в себе определенные черты и наклонности. В картине показано, как постепенно формируется портрет серийного убийцы. Но это на поверхности. А в глубине сюжета проявляются еще более ужасающая сущность личности. Он считает свои действия искусством.

Возвращаясь к диалогам Верджа с Джеком становится понятным, что оппонент садиста — Виргилий из «Божественной комедии», то есть проводник Данте по кругам Ада. И все их разговоры — это постепенное подведение героя к закономерной развязке.

Кульминацией фильма становятся заключительные полчаса фильма. Заочный диалог героев перерастает в неожиданную встречу в морозильной камере садиста. Джек пытается показать тот «дом», который он строил все эти годы. Это дом из трупов его жертв. Именно его он считает искусством архитектора.

Фото: ru.kinorium.com

А что Вердж? Когда полиция почти настигает маньяка в его хранилище жертв, он приглашает его за собой, чтобы показать как награждают за подобные деяния. Он проводит его по всем кругам Ада, при этом слушая его исповедь.

Мост к выходу наверх в Рай разрушен. И никто из пытавшихся преодолеть этот барьер не сумел выжить. Осознавая себя чуть ли не мессией, Джек считает, что сумеет взять и эту преграду, перебравшись по отвесной стене, но …

Фото: katushka.net

Поэтому концовка фильма весьма символична: падение в бездну преисподней под мелодию «Отправляйся в путь, Джек».

Фильмы фон Триера никогда стоит воспринимать, как размышления. Все его проекты выступают в роли приглашения к дикому путешествию в самое сердце тьмы человечества.

Удивительно и то, что режиссер хочет представить свою картину, как комедию. Он делает на этом акцент, запуская веселый мотив песни Боуи. Даже сама улыбка главного героя располагает к одной мысли: если вам улыбается такой парень — хорошего не жди.

За что ругают

Натурализм

Критики хвалят работу оператора и исполнителя главной роли, а к самому Триеру выдвигают претензии в стиле: «Где рост? Мы так и останемся на месте?».

«Любитель фраппировать всякого рода натурализмом фон Триер в «Доме» не превосходит самого себя ни с точки зрения художественного эпатажа, ни с точки зрения в целом художественности», — пишет Наталья Григорьева в .

Отсутствие художественной сложности

Как мы уже говорили, отсылок в фильме множество. Но все они показаны прямолинейны.

«Впрочем, никаких сложных, зашифрованных метафор на экране нет — в этот раз Триер предельно прямолинеен, несмотря на многочисленные референсы, всплывающие то и дело картины Уильяма Блейка, Климта, Гогена, Мунка, вставки из исторической хроники, отсылки к Кассаветису и Пазолини, музыкальные аллюзии, в конце концов, «Божественную комедию», на вольную экранизацию которой режиссер претендует в финале, облачая Джека в красный халат с капюшоном и называя последнюю главу «Сошествие в ад», — пишут в .

Месть режиссера

Рассматривать данный фильм, не ссылаясь на личность режиссера, неправильно. Но критики сходятся во мнении, что ленты Триера — это всегда вызов или даже месть искусству.

«Как в «Танцующей в темноте» Триер за что-то мстил жанру мюзикла, так и теперь он развинчивает и доводит до зловещего абсурда жанр триллера-хоррора. При этом не забывает показать, что сам он мог бы владеть этими искусствами в совершенстве: в неуклюже слезливой «Танцующей…» есть один, но образцовый эпизод «чистого жанра», а структурно неказистый «Джек…» завершается инфернальной фантасмагорией, реально захватывающей дух», — пишет .

Валерий Кичин («Российская газета»):

Описать словесно всё, что мы, превозмогая себя, увидели на экране за эти нескончаемые 2,5 часа, невозможно. И художественную аранжировку задуманного убийства, и запредельный натурализм кадра, и бумажник, сделанный из отрезанной женской груди, и бесстрастное лицо Мэтта Диллона, играющего “Мистера Изощренность” — философствующего маньяка, воплощающего, как станет ясно, авторскую идею о зле, которое правит миром. Он интеллектуал, архитектор, знаток изящных искусств. Лейтмотивом фильма пройдут документальные кадры с великим Гленом Гульдом, репетирующим Баха: даже у него, абсолютного виртуоза, никак не складывается искомая гармония. И будет ещё много отсылок к образцам готической архитектуры, к живописным полотнам, к фигурам тиранов ХХ века и гениев гуманистического искусства всех времён, чьи прекраснодушные мечты пробудить человечество к добру в XXI веке потерпели полный и окончательный крах. Даже к животному миру, где тигр всегда готов хладнокровно задрать ягненка. И, конечно, к фильмам самого фон Триера – “Антихрист” и “Меланхолия”, с которыми новый фильм несомненно рифмуется, образуя трилогию о приговорённых».

Сюжет

Сюжет фильма не так прост, как может показаться в трейлере. Первая линия — пять инцидентов из жизни убийцы-маньяка Джека, история которых разворачивается в Америке 70-х годов. Вторая линия — разговоры с Вёрджем (как потом выяснилось, это Вергилий) об убийствах как о форме искусства. В финале две линии соединяются и Вергилий проводит Джека по кругам ада, попутно показывая рай с плугами.

А, подождите. Еще Джек купил участок и в течение всего фильма пытался возвести на нём дом, который неоднократно разрушал после строительства фундамента и стен. Джек — инженер, мечтавший быть архитектором. Обычный человек, мечтающий быть творцом.

За что хвалят

Пища для размышлений

«Дом, который построил Джек» — не история маньяка-убийцы, а саркастический разговор художника с самим собой и своими критиками», — пишут в . Конечно, всю ленту не прекращаются разговоры о природе творчества, возникновении насилия, нацизме и славе. В фильме сменяют друг друга репродукции великих художников, интересные факты: то о дубе Гете в Бухенвальде, то о том, как гниет виноград для вина.

Авторское высказывание

Все прекрасно понимают, что новый фильм Триера — это ответ на немые вопросы критиков, даже вызов. Это смех над зрителями, которые воспримут жестокость и насилие всерьез, не пытаясь следовать за мыслью художника. Триер анализирует себя, свое творчество: в фильме присутствуют кадры из его прошлых работ.

Главная роль

«Мэтт Диллон наконец-то нашел режиссера, достойного Фрэнсиса Форда Копполы и Гаса Ван Сента, с которыми он начинал карьеру, и сыграл роль, превосходящую любые ожидания. Как это бывает у Триера, все усилия сконцентрировались на одном артисте и персонаже, но зато его работа — подлинный шедевр», — пишет Антон Долин в.

Джек в исполнении Мэтта Диллона — это не традиционный штамповый безумный маньяк, а убийца, даже художник, которого весь фильм хочется понять.

Краткий сюжет

Фото: kinomanclub.ru

картины построено на воспоминаниях серийного убийцы по имени Джек, который промышлял в американской глубинке. Будучи инженером, но возомнив себя архитектором, он пытается спроектировать и построить себе дом. Но ему постоянно что-то мешает, что-то не нравится.

Его уже «достали» постоянные переделки. И он все больше отдается более любимому делу — убийству людей. Без всяких причин, зачастую спонтанно, потому что ему это нравится.

Фото: kinoclick.ru

В фильме показаны пять эпизодов убийств, совершенных за двенадцать лет. Он наслаждается этим процессом. Но даже лишив жизни свою жертву, он продолжает упиваться властью над трупом. Считая себя чуть ли не художником, он с извращенным удовольствием делает из трупов чучела, фотографируется с ними, гранит их в специально снятой морозильной камере среди упаковок с пиццей.

Со временем он стал терять границы, позволяя себе чуть ли не в открытую совершать преступления. Он демонстративно оставляет кровавые следы на дороге, позволяет своей жертве во весь голос звать на помощь. Он считает себя недосягаемым для полиции. Его это вдохновляет.

Фото: orenburgkniga.ru

Но всему приходит конец. И у каждого он свой. В эпилоге, когда его почти настигает полиция, ему на помощь приходит хороший знакомый Вердж, с которым на протяжении всего повествования он ведет закадровый диалог. Он показал ему дорогу в Ад. И это был единственный для него путь. Ибо даже та иллюзия, которой он попробовал воспользоваться там, была для него несбыточной.

Стас Тыркин («Комсомольская правда»):

Конечно, Триер рассчитывает на то, что толпы истеричных старух будут с сердечными приступами вываливаться с его фильма, проклиная его за сцену охотничьей стрельбы по детям или эпизод отрезанных грудей. От меня же выдохшийся неврастеник получает только игнор. Упомянутые сцены вызывают лично у меня только неловкость – заставил поёрзать в кресле только момент, в которой маленький Джек вылавливает в пруду утёнка и кусачками откусывает ему лапку. Но углядев титр о том, что ни одно животное не пострадало, я расслабился, и внутренне пожелал Триеру найти хорошего доктора. Его кино – безопасный формализм, не вызывающий никаких эмоций, кроме недоумения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: