Космическая одиссея монолита
Монолит представляет собой большой, гладкий и прямоугольный блок непонятного происхождения. Он существует как в прошлом, доколумбовой африканской эре, так и в далеком будущем, где он оказывает влияние на развитие человечества.
2001: космическая одиссея
Фильм 2001 год Космическая одиссея является экранизацией одноименного произведения Артура Кларка. Сюжет картины охватывает долгие тысячелетия и рассказывает о встрече человечества с инопланетной цивилизацией.
Монолит присутствует на разных этапах фильма и становится своеобразным проводником человечества в мир космоса. Ученые предполагают, что монолиты являются своего рода суперкомпьютерами, предоставляющими интеллектуальные возможности развивающимся цивилизациям.
Разгадка монолита является одной из главных загадок фильма, а его космическая одиссея становится важным символом взаимоотношений человека с космосом и подтверждением существования разумной жизни во Вселенной.
Монолит великой плиты
Великая Плита, также известная как Монолит Марианской впадины, является одним из самых загадочных объектов на Земле. Она была обнаружена на дне Марианской впадины – самого глубокого места океана.
Внешне Великая Плита напоминает монолит из фильма 2001 год Космическая одиссея. Ее происхождение до сих пор остается загадкой: она может быть результатом естественных процессов, таких как кристаллизация лавы, или же являться частью неизвестной цивилизации.
Примечания
- Thomas R. Whissen. Classic cult fiction. — Greenwood Press, 1992. — ISBN 9780313265501
- From Technology to Transcendence: Humanity’s Evolutionary Journey in 2001: A Space Odyssey // Extrapolation, 44 (Fall, 2003), pp. 331—343.
- Top 10 sci-fi AFI: 10 Top 10 > Sci-fi
- ↑ http://www.bfi.org.uk/news/50-greatest-films-all-time
- http://www.telegraph.co.uk/culture/film/film-news/9444975/Is-Vertigo-really-the-greatest-film-of-all-time.html
- Agel Jerome The Making of Kubrick’s 2001. — New York: Signet, 1970. — P. 11. — ISBN 0-451-07139-5
- Clarke Arthur C. The Lost Worlds of 2001. — London: Sidgwick and Jackson, 1972. — P. 17. — ISBN 0-283-97903-8
- LoBrutto Vincent Stanley Kubrick. — London: Faber and Faber, 1997, 1998. — P. 156–257. — ISBN 0-571-19393-5
- Clarke(1972)p. 29
- Clarke(1972)p.32-35
- Agel(1970)p. 61
- Carl Sagan’s cosmic connection: an extraterrestrial perspective. — 2. — Cambridge University Press, 2000. — P. 183. — Chapter 25, page 183
- Stanley Kubrick:Playboy Interview». Playboy Magazine (September). Проверено 2010-09-02.
- Gelmis(1970)p. 307 See
- Clarke (1972): p.78
- Если заменить каждую букву HAL на следующую в английском алфавите, получится IBM
- ↑ The Kubrick Site: Fred Ordway on «2001». Visual-memory.co.uk. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 22 августа 2010.
- Trumbull’s essay in Stephanie Schwam The Making of 2001: A Space Odyssey p. 113
- Schwam (2000): Pg. 58
- Gedult, Carolyn. The Production: A Calendar. Reproduced in: Castle, Alison (Editor). The Stanley Kubrick Archives, Taschen, 2005. ISBN 3-8228-2284-1
- Schwam(2000):Pg. 5
- Gelmis(1970) p. 308
- ↑ 2001’s Pre- and Post-Premiere Edits (англ.). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 13 марта 2011.
- Warner Bros Responds: 17 Minutes of “Lost” ’2001: A Space Odyssey’ Footage Found? (англ.). FILM (20 декабря 2010). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 13 марта 2011.
- WB Uncovers Lost Footage From Kubrick’s ‘2001: A Space Odyssey’ (англ.). The Wrap (16 декабря 2010). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 13 марта 2011.
- ↑ Stanley Kubrick: Interviews. Ed. Gene D. Phillips. University Press of Mississippi, 2001. Pages 152—153.
- 2001: A Space Odyssey — From the Current — The Criterion Collection
- 2001: A Space Odyssey (1968) — Trivia
- 2001: A Space Odyssey (1968) — Trivia
- 2001: A Space Odyssey (1968) — Trivia
- 2001: A Space Odyssey (1968) — Trivia
- Samsung защищается в суде научной фантастикой.
Интересные факты[править | править код]
- По некоторым утверждениям, общая продолжительность отснятого материала примерно в 200 раз превышала итоговую продолжительность фильма.
- На премьерном показе из кинотеатра вышел 241 человек, в том числе актёр Рок Хадсон, который сказал: «Кто-нибудь скажет мне, о чём, чёрт возьми, идёт речь?».
- Поначалу фильм не имел финансового успеха. Компания MGM планировала изъять его из кинотеатров, но несколько владельцев кинотеатров убеждали продолжать показывать фильм. Многие владельцы заметили увеличение числа молодых людей, посещающих фильм. Они с особым энтузиазмом наблюдали за эпизодом «Звёздные врата» под воздействием психоделических препаратов. Это помогло фильму стать финансово успешным.
- Диалогов нет ни в первые 25 минут фильма, ни в последние 23 минуты (за исключением финальных титров). В фильме около 88 минут без диалогов.
- Стэнли Кубрик вырезал 19 минут из оригинального 158-минутного хронометража фильма после его премьеры в Нью-Йорке, в основном для ускорения темпа.
- Кинокритик Эндрю Саррис дал картине отрицательный отзыв, когда она вышла, и одна из вещей, которые ему не понравились в ней, это обрезанный, почти милитаристский способ, которым астронавты разговаривали друг с другом. Позднее он посчитал, что ошибался в этом, потому что астронавты с «Аполлона-11», якобы высадившиеся на Луну, говорили в той же обрезанной, почти милитаристской манере, что и в этом фильме.
- Единственный «Оскар», выигранный фильмом, был за спецэффекты. Эта премия была присуждена Стэнли Кубрику и стала его единственной победой в 13 номинациях. Но присуждать её одному лишь Кубрику было несправедливо, другие посчитали себя обделёнными.
- Это последний фильм, снятый о людях на Луне до того, как Нил Армстронг и Базз Олдрин якобы гуляли там в реальной жизни. Более 50 лет спустя всё ещё есть те, кто настаивают на том, что это не совпадение, утверждая, что все кадры прогулки Армстронга были постановочной съёмкой режиссёра Стэнли Кубрика с использованием оставшихся сцен и реквизита из этого фильма.
- Солнце и полумесяц, выровненные друг с другом, являются символом зороастризма, древней персидской религии, которая предшествует буддизму и христианству и основана на учении пророка Зороастра (также известного как Заратустра). Этот особый расклад символизирует вечную борьбу между светом и тьмой. Соответственно, знаменитая музыкальная тема фильма взята из «Так говорил Заратустра», симфонической поэмы Рихарда Штрауса, основанной на книге Фридриха Ницше, которая содержала его знаменитое заявление «Бог умер». Учитывая методы работы Стэнли Кубрика, можно предположить, что ничто из этого не было случайным.
- Стэнли Кубрик устроил предварительный просмотр фильма для кинокритиков, но быстро пожалел об этом после равнодушных и неблагоприятных рецензий.
- Весь фильм содержит всего 205 кадров спецэффектов.
- Английская психоделическая рок-группа Pink Floyd в какой-то момент обратилась с просьбой исполнить музыку для фильма. Однако они отказались от этого из-за других обязательств.
- Фильм вдохновил Дэвида Боуи на прорывной сингл 1969 года «Space Oddity», который был написан о астронавте, застрявшем в космосе.
- И Том Хэнкс, и Гейл Энн Хёрд назвали эту картину своим любимым фильмом в одном из опросов.
- Стэнли Кубрик якобы уничтожил все декорации, модели спецэффектов и дизайнерские заметки после завершения съёмок, чтобы они не были использованы позже в малобюджетных научно-фантастических фильмах.
- Предполагаемый бюджет фильма колеблется от 10 000 000 до 16 000 000 долларов.
- 62 % бюджета фильма ушло на спецэффекты.
- Из главных актёров только Уильям Сильвестр умер до 2001 года. До этого года умер и Стэнли Кубрик.
- По данным журнала Rolling Stone, во время одного из показов молодой человек поднялся, словно в трансе, при повторном появлении монолита ближе к концу, и побежал по проходу кинотеатра с криком «Это Бог! Это Бог!». Прежде чем руководство театра смогло остановить его, он врезался в экран.
Монолит в космической одиссее
Магическая сила
Монолит обладает чудесной способностью влиять на сознание и разум. Он способен пробуждать скрытые человеческие способности и открывать новые горизонты знания. Таинственные символы, вырезанные на черной поверхности монолита, обещают астронавтам его непостижимые возможности. Многие пытались разгадать его коды, но пока безуспешно.
Путешествие в неизвестность
Космическая одиссея, начавшаяся с обнаружения монолита на Луне, явилась не только физическим путешествием в космос, но и путешествием в мир неизведанного знания. Астронавты становятся пешками в большой игре между монолитом и всемирным разумом. Они отправляются на невероятные планеты и в непроглядные черные дыры, чтобы раскрыть тайны монолита и преодолеть свои собственные ограничения.
Загадочный монолит в космической одиссее
Монолит, найденный на Луне, стал одним из фокусных объектов исследования во время Миссии Дэйвида Боумена, подписчика от Сругеры IIIB-HAL. По мере развития сюжета фильма «Космическая одиссея 2001 года», монолит не перестает удивлять и пугать главных героев. Тщательно вырезанная из неведомого материала, плита выглядит идеально, своей черной поверхностью отразив пространство и время.
Космическое затмение
Благодаря своей загадочной природе монолит способен вызывать космическое затмение, создавая нечто совершенно непонятное и заставляя героев задаваться главным вопросом – откуда оно берется? Что это за сила действует на монолит и какова его роль в этой скрытой космической панораме? Ответы на эти вопросы остаются завуалированными, заставляя зрителей вместе с персонажами распутывать эту загадку.
Путь к осознанию и новым горизонтам
Монолит открывает перед нашим взглядом уникальную возможность продолжить космическую одиссею, отойти от привычных пространств и осознать обширные горизонты вселенной. Он становится символом перехода на новый уровень развития человечества, подталкивая к революции в сознании и науке. Взглянув на монолит, мы задаемся вопросом великой плиты Великой Плиты, освобождается от страха перед неизведанным и идет вперед, чтобы узнать истину, прожить новый этап эволюции и открыться всего мировоззрения.
Монолит: таинственный герой космической одиссеи
Монолит впервые появляется в Африке в далеком прошлом, влияя на развитие человечества и становление его интеллекта. Затем, он встречается с современностью, воплощаясь в жаркой гонке космических кораблей и исследовании Луны.
Однако, настоящая роль монолита в космической одиссее остается загадкой. Он выступает в роли путеводителя, проводника человечества по просторам космоса и помощника в эволюции. Своим присутствием, монолит вызывает удивление и тревогу у астронавтов, а их встреча с ним приводит к серии загадочных событий и потерями.
Форма монолита, его магические способности и происхождение остаются загадкой. Он предстает перед героями в виде черного, гладкого параллелепипеда и не поддается видоизменениям. Монолит четко демонстрирует свою сверхъестественную силу и способен вызвать эффект гипноза, изменить время и пространство.
Таинственность и загадочность монолита являются ключевыми моментами фильма, придавая ему особую атмосферу и вызывая множество вопросов у зрителя. Роль монолита в космической одиссее остается открытым для индивидуальной интерпретации каждого зрителя, делая его участником этой загадки.
Одиссея | монолит | 2001 | космическая |
О чем фильм «2001 год: космическая одиссея»?
Действие фильма разворачивается в доисторической сельве за миллионы лет до начала главной истории. Оттесненная от источника воды другим племенем, группа ранних гоминидов натыкается на странный инопланетный монолит. После встречи с монолитом племя научилось делать оружие, что позволило им отвоевать свой водопой.
Миллионы лет спустя на лунной базе Клавиус доктор Хейвуд Флойд (Уильям Сильвестр) рассказывает персоналу базы об открытии: монолите, захороненном четырьмя годами ранее возле кратера Тихо
Миссия по осмотру монолита является одновременно важной и совершенно секретной. Когда Хейвуд и его команда исследуют монолит, он испускает мощный радиосигнал, когда на него попадает солнечный свет
Проходит почти два года. Discovery One, космический корабль с учеными доктором Дэвидом «Дэйвом» Боуманом (Кейр Дуллеа), доктором Фрэнком Пулом (Гэри Локвуд) и несколькими другими учеными, находящимися в подвешенном состоянии, направляется к Юпитеру. Операции на корабле выполняет HAL (голос Дугласа Рейна), суперкомпьютер с человекоподобной личностью. HAL считает, что что-то не так с устройством управления антенной, поэтому Дэйв отправляется в капсулу для внекорабельной деятельности (EVA), чтобы осмотреть ее. Кажется, что все в порядке; в управлении полетами утверждают, что HAL допустила ошибку. Суперкомпьютер, конечно же, винит во всем человеческий фактор.
Дэйв вынужден вручную открыть шлюз Discovery One и начинает отключать цепи HAL. Как только HAL отключается, включается видеоролик: Доктор Флойд объясняет, что на Юпитере есть еще один монолит, и что миссия экипажа заключается в исследовании радиосигнала, который он посылает. Во время исследования огромного монолита в капсуле EVA Дейва затягивает в вихрь разноцветного света. Странные пейзажи проносятся мимо, и он оказывается в спальне, оформленной в неоклассическом стиле, где перед ним предстают старые версии его самого. В образе старика Дэйв лежит в постели. Над ним нависает монолит, и когда Дэйв тянется к нему, он превращается в зародыш, парящий высоко над Землей в светящейся сфере.
Интересные факты
- Сцены посадки на Луну, а также движения астронавтов, полёты космических кораблей, состояние невесомости выглядят настолько реалистично, что в Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон».
- Пропорции Монолита соответствуют пропорциям главного здания ООН в Нью-Йорке (1:4:9, то есть равнялось отношению квадратов первых трех натуральных чисел).
- Спутник Сатурна Япет, на поверхности которого (согласно роману А. Кларка) находится третий «монолит», и к которому, собственно, направлялась экспедиция «Discovery» — действительно очень странное небесное тело. Одно его полушарие значительно темнее (по альбедо) другого.
- Фрэнк Миллер, который озвучивает управление полётами, был военнослужащим ВВС США в реальной жизни и контролировал реальные миссии. Его утвердили на эту роль, потому что его голос был самым подлинным, который кинематографисты смогли найти. Неопытный и нервный, он не мог удержаться от постукивания ногой во время записи сессии, и тогда неоднократно приезжавший на запись аудио треков Стэнли Кубрик сложил полотенце, положил его под ноги Миллера, и сказал ему, что теперь можно стучать вволю.
- В честь книги и фильма, НАСА назвала орбитальный аппарат Mars: 2001 Mars Odyssey.
- Стэнли Кубрик был очень внимателен к деталям: для съёмок были сделаны инструкции по использованию различных узлов космических аппаратов.
- В 2011 году компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала тем, что прообраз iPad можно увидеть в «Космической одиссее 2001 года».
- В компьютерной игре Spore есть момент, который ссылается на фильм: в момент, когда персонаж достигает стадии «Племя», можно просмотреть ролик, который копирует стадию, когда неандерталец учится использовать кость. Он также сопровождается характерным саундтреком. На стадии «Космос» существует возможность устанавливать на планеты с более низким развитием местных существ объект Монолит, по форме и назначению аналогичный монолиту в фильме.
Монолит в космической одиссее: контакт с неизведанным
Путешествие в космос всегда сопровождается определенным духом и неожиданными открытиями. Монолит, заключенный в черных прямоугольных размерах, стал символом космической одиссеи, притягивая взгляды ученых и фанатов науки со всего мира.
Таинственный монолит
Монолит отличается строгим геометрическим форматом и черным блеском, затрудняя понимание его природы. Его происхождение и назначение остаются загадкой. На протяжении космической одиссеи он продолжает оставаться объектом исследования для ученых.
Контакт с неизведанным предполагает возможность расшифровки послания, которое монолит пытается передать. Расшифровка может раскрыть нам новые грани космической одиссеи и пролить свет на многие загадки нашей реальности.
Взаимодействие исследователей и монолита
Многое зависит от исследователей, готовых встретить вызов и пойти дальше границ изведанного. Но лишь открытость и настойчивость помогут нам достичь новых горизонтов космической одиссеи и найти ответы на древние вопросы о происхождении мироздания и нашего места в нем.
Монолит в космической одиссее олицетворяет то, что остается неизведанным и непознанным. Контакт с этим черным объектом может изменить наше понимание мира и открыть новые горизонты знаний.
Почему «2001: Космическая одиссея» так хороша?
Номинированный на четыре премии «Оскар», фильм принес Кубрику премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, что вполне заслуженно, учитывая новаторские спецэффекты. 2001: Космическая одиссея» остается выдающимся техническим достижением даже сегодня. Помимо технического совершенства, фильм получил признание за комментарий к большим темам: технологии, искусственный интеллект, внеземная жизнь, эволюция человека и многое другое. Это также отличный пример жесткой научной фантастики, поскольку в нем отказались от крутых концепций в пользу научной точности.Благодаря своей неоднозначной образности и неожиданной концовке «2001 год: Космическая одиссея» допускает множество различных интерпретаций. Часто именно это делает фильм таким хорошим. Одни считают концовку оптимистичной, другие — апокалиптической. Эта неоднозначность, а также ощущение того, что Кубрик полностью контролирует фильм, делает «2001 год: Космическая одиссея» классикой и оказывает влияние на многие поколения кинематографистов.
Судя по сюжету, фильм «2001 год: Космическая одиссея» не кажется скучным, но некоторые зрители утверждают, что досмотреть его до конца — задача не из легких. Фильм длится почти два с половиной часа, это очень долго — особенно для того времени, когда он был выпущен. Тем не менее, это довольно типично для работ Кубрика. Заводной апельсин» (1971), «Сияние» (1980), «Цельнометаллическая оболочка» (1987) и «Широко закрытые глаза» (1999) — все это длинные и извилистые одиссеи.
В фильме «2001 год: Космическая одиссея» диалоги немногочисленны, и фильм прерывается длинными, непрерывными эпизодами, которые сопровождаются громкой классической музыкой. Несмотря на свою эффективность, нетрудно понять, почему некоторых зрителей отталкивает такое режиссерское решение. Более того, «2001 год: Космическая одиссея» — один из лучших примеров фирменных режиссерских элементов Кубрика.
Для начала, длинные кадры и «взгляд Кубрика» здесь в полной силе. Последний был описан кинокритиком Роджером Эбертом в его рецензии на «Полнометаллическую куртку» как: » кадр человека, смотрящего на камеру из-под опущенных бровей». Эффект жуткий и зловещий. В фильме «2001 год: Космическая одиссея» он используется несколько раз, например, когда Дейв находится в шлюзе или когда он просто зародыш, плавающий в шаре и смотрящий прямо в камеру. При съемке сцены Кубрик также использует одноточечную перспективу. Используя точный центр кадра в качестве точки отсчета, все остальное в кадре ведет к этой единственной точке, что втягивает зрителя в сцену. Это также усиливает ощущение экспансивности, которое возникает во многих его фильмах, как будто мир слишком велик, чтобы вместить его в один кадр.
Несмотря на эффективность создания атмосферы, нагнетания напряжения и отражения душевного состояния персонажей, эти разрывы, моменты тишины и огромные пустые пространства влияют на то, как зритель воспринимает темп фильма Кубрика. Возможно, именно поэтому некоторые называют «2001 год: Космическая одиссея» «таким скучным».
Съемки
Хотя работа над сценарием еще не была завершена, в декабре 1965 года съемочная группа уже приступила к работе в студии Sheppertonn Studios неподалеку от Лондона и в Борэмвуде, где было построено гигантское колесо для сцен в центрифуге «Дискавери». Эта центрифуга, изготовленная компанией Vickers Engineering Group за шесть месяцев, была 10 метров в диаметре и стоила $750 тыс. Чтобы во время движения колеса мебель и техника, находящиеся внутри не падали, они были прикручены к полу. Артур Кларк был астрономом и в 60-х годах имел доступ к долгосрочным проектам NASA, поэтому он смог самостоятельно прийти к идее космической станции в виде центрифуги, создающей искусственное гравитационное поле.
С помощью системы вращающихся декораций было найдено решение для съемок сцены со стюардессой на космическом корабле, следующем на Луну. На площадке были построены декорации из ближнего и дальнего цилиндра, которые постоянно двигались в разные стороны, создавая при просмотре фильма эффект неподвижности.
https://youtube.com/watch?v=HPE7ZM4Iu8I
Другой эпизод на корабле, когда стюардесса ловила улетевшую ручку был сделан на удивление просто. За пределами видимости камеры поместили вращающееся стекло с приклеенной на него ручкой. Актрисе всего лишь нужно было подойти и отклеить ручку от стекла. Для того, чтобы показать людей и объекты в невесомости использовали тросы. Например, когда Боумен вышел в космос в капсуле, чтобы забрать тело Фрэнка, это не капсула двигалась к актеру, а актер, поддерживаемый тросами, направлялся к капсуле. При том он двигался не горизонтально, а вертикально. Все это нужно было, чтобы тросы не были видны зрителю – цифровых технологий, позволяющих стереть ненужные детали на постпродакшне, еще не существовало.
Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея»
Эпизод экспедиции на Луну, где был обнаружен монолит, тоже снималась в Shepperton Studios. Нужно было выкопать яму глубиной 18 метров и длиной 37 метров. На площадку было доставлено 90 тонн песка, который предварительно был промыт и покрашен в серый цвет, чтобы больше походить на лунную поверхность. Говорят, что Кубрик тоже участвовал в процессе промывки и окрашивания этого песка.
Эпизод с высадкой на Луну до сих пор смотрится настолько здорово и реалистично, что не дает покоя любителям теории заговора: якобы Стэнли Кубрик снял высадку «Аполлона 13» на Луну в 1969 году. В том, что такая теория вообще появилась, по большей части виноват Дуглас Трамбелл и Том Говард, которые работали над спецэффектами к «Одиссее» и справились со своей задачей просто превосходно.
Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея»
Так получилось, что съемки «Космической одиссеи» происходили в одно и то же время, что и съемки «Планеты обезьян» Франклина Дж. Шаффнера. А так как в первой части фильма Кубрика присутствовали актеры, наряженные в австралопитеков, то режиссер боялся, что к нему на площадку забредут шпионы из студии FOX, где снималась «Планета». Как бы там ни было, а костюмы, созданные Стюартом Фриборном, и игра актеров-мимов, которые изображали доисторических предков людей, в фильме Стэнли Кубрика выглядят на порядок выше, чем в «Планете обезьян». Кстати, после «Одиссеи» именно Фриборн придумал костюм Чубакки для «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Музыка
Для голливудского мейнстрима в фильме исключительно мало диалогов. Первое слово произносится лишь на 25-й минуте ленты
Зато не менее важное, чем «картинка», значение для восприятия фильма имеет музыкальный ряд, составленный как из классических произведений, так из вкраплений музыкального авангарда
Начальные титры фильма и эпизод подбрасывания кости обезьяной сопровождаются первыми аккордами симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», написанной Рихардом Штраусом в 1896 году. Вальс Иоганна Штрауса, «На прекрасном голубом Дунае», сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений. Под музыку вальса перед зрителем проплывают летательные аппараты. Вальс звучит и на фоне финальных титров, а также после них — при чёрном экране. Музыка органично дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел.
После выхода фильма обнаружилось, что без ведома композитора в нём звучат фрагменты микрополифонических произведений венгерского авангардиста Лигети. Это послужило причиной длительного разбирательства. Музыка Лигети, лишённая звуковысотной определённости и воспринимаемая рядовым зрителем как музыкально-шумовая масса, сопровождает самые первые минуты фильма (при чёрном экране), появление монолита, путешествие героя через фантастические пространства в финале фильма. Впоследствии Кубрик использовал музыку Лигети в лентах «Сияние» и «С широко закрытыми глазами».
Первоначально для написания музыки к фильму Кубрик обратился к композитору Алексу Норту (англ.), который уже делал это для «Спартака». Но в итоге режиссёр решил отказаться от этого саундтрека (англ.) в пользу классики, о чём Норт узнал только после премьеры и был расстроен этим.
Прогнозы Кларка и Кубрика на 2001 год
Подтвердившиеся
- Функционирующие поныне компании («Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», сеть отелей «Хилтон»).
- Профилирование и специализация телевизионных каналов («Би-Би-Си» в фильме имела, по крайней мере, 12 тематических каналов).
- Телевизор в спинке кресла самолёта.
- Компьютерные шахматы (за год до создания фильма советская программа «Каисса» победила сильнейшую американскую программу «Kotok-McCarthy», но таких программ было лишь несколько).
- К 2001 году компьютер смог победить человека в шахматы (в год создания фильма международный мастер Д.Леви заявил, что ни один компьютер не обыграет его в течение ближайших 10 лет).
- Биометрическая идентификация человека (в фильме представлена идентификация по голосу).
- Плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей.
- Карманные персональные компьютеры.
- Магнитные кредитные карты, используемые в банкоматах (их изобрели ещё в 1960 году, но на практике в то время продолжали использоваться немагнитные кредитные карты).
- Широкое использование микроволновых печей (Бытовую микроволновую печь создали в 1955 году, а серийно стали выпускать с 1962 года, но спрос был вначале невелик).
Не подтвердившиеся к 2001 году
- Достижения человека в космосе:
- По крайней мере две колонии людей на Луне.
- Исследование людьми дальнего космоса (за пределами орбиты Марса).
- Коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались в 2004 году).
- Исследование Юпитера многочисленными автоматическими станциями.
- Космические станции на орбите не достигли таких размеров и численности персонала, как это представлено в фильме.
- Не используются термоядерные или ядерные двигатели для ракет (ядерные двигатели создавались и испытывались, но в серию не пошли).
- Имитация силы тяжести на космических кораблях с помощью центробежной силы.
- Искусственный интеллект, способный осмысленно общаться с людьми на естественном языке.
- Существование СССР.
- Функционирование к 2001 году компании PanAm.
- Технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза.
Разумные обезьяны
Первый раздел фильма, «Рассвет человечества», начинается со сцены в сухой пустыне, полной камней и костей. В серии сцен показано, как группа приматов кормится, живёт в пещерах, пьёт воду из лужи и отражает нападения другой группы обезьян.
Но однажды утром, на рассвете, среди скал появляется черный монолит и звучит завораживающая музыка. Приматы прикасаются к монолиту и вскоре осознают, что кость может быть оружием, дубинкой, и использоваться для охоты или войны.
Чёрный монолит и обезьяны. Из открытых источников.
Во время охоты (или при нападении вражеской стаи) один из приматов использует дубинку, чтобы убить самого агрессивного из нападавших. Теперь эта группа обезьян имеет оружие и умеет им пользоваться. Они уничтожают или изгоняют другую группу и охотятся. У них много еды.
Вероятнее всего в первой части фильма показаны какие-то неизвестные науке гоминиды. Возможно, это промежуточные звенья между австралопитеком и Homo habilis (Человек умелый), видом, который использовал орудия четыре миллиона лет назад. Что, очевидно, имеет какой-то символизм для Кубрика, поскольку именно эта дата упоминается в следующем разделе фильма относительно монолита, найденного на Луне.
Стоит отметить, что группа гоминидов с инструментами и дубинками, используемыми в качестве оружия, демонстрирует, что они двуногие. В то время как их противники продолжают опираться руками на землю. То есть у первых есть очевидное преимущество – свободные руки, что позволяет использовать кости в качестве оружия.
Испытывая чувство радости от первой победы примат подбрасывает кость в воздух. В ходе очень необычной сцены Кубрик «превращает» её в ракету, которая отправляется на космическую станцию, расположенную между Землей и Луной.
Философия
«Космическая одиссея» — не знающий себе равных памятник, великое провидение будущего, непревзойдённое в своём понимании человека и вселенной. И это заявление прозвучало в то время, которое с высоты сегодняшнего дня представляется едва ли не вершиной технологического оптимизма человечества.
Роджер Эберт
На фоне классической музыки перед зрителем проходит целая череда завораживающе медлительных комбинированных съёмок, подчёркивающих красоту Вселенной и совершенство созидательного гения человека. «Космическая одиссея 2001» проводит зрителя через всю историю человечества — от каменного века к звёздной эре, недостижимой пока и манящей цели. Фильм рассматривает интеллект как границу между животным и человеком и задаёт вопрос: а какой будет следующая граница, и что будет за ней? «Одиссея» при этом, как и другие фильмы Кубрика, полна элементами сюрреализма и пронизана едкой сатирой и иронией над человеком. Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам.
В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога». Однако он предпочёл представить высшее сознание не в виде антропоморфных существ с другой планеты или седого старика на облаке, а геометрически совершенной фигуры
«Важно прочувствовать определённые вещи, а не проговорить их словами, — говорит Кубрик. — Следует оставлять пищу для воображения зрителя». Звёздное дитя представлено в фильме как качественно новый этап развития сознания, своего рода новый Мессия (неслучайно в фильме звучит музыка к ницшеанскому трактату)
Кубрик определял перерождённого в конце фильма Боумена как «усовершенствованного человека, сверхчеловека, если угодно», и говорил, что он «возвращается на Землю готовым к следующему прыжку в эволюционном развитии рода людского».
Третья часть. Драматическая
Люди решают отправиться к Юпитеру. В ходе этого путешествия, действие которого происходит 18 месяцев спустя, группа астронавтов (которым неизвестна истинная цель полёта) и компьютер серии HAL 9000 отправляются в космос. Но в какой-то момент ИИ, который управляет кораблём, вступает в конфликт с людьми из-за получаемых им противоречивых приказов.
Он отключает системы корабля, что приводит к гибели астронавтов, а единственный, кто выживает, отключает его самого. Выживший узнает о цели миссии, достигает монолита, находящегося на орбите возле Юпитера, который переносит его в какую-то странную комнату, где человек очень быстро стареет, а потом, умирая, с помощью четвёртого монолита, становиться существом, наблюдающим в финале картины на Землю из космоса…
Звёздное Дитя. Кадр из фильма.
Вот такой вот философский, и очень завораживающий сюжет.
Любопытно: Кубрик предполагал, что эволюция компьютеров будет заключаться в увеличении их размеров, тогда как в реальности всё произошло в точности до наоборот.
Кубрик снимал картину так, как будто это документальный фильм, и для этого потратил огромное количество плёнки. Как и в документальных фильмах, соотношение записанной плёнки к смонтированной в итоге составило 200 к 1.