Eye For Film >> Movies >> 4 (2004) Film Review
4
Reviewed by: Scott Macdonald
4 is a movie full of ideas, which frequently reinvents itself in ways you could never see coming that frustrate, alienate and annoy. By demonstrating a hard-boiled indifference, hammering — quite literally, as it happens — our attention in the opening shots, director Ilya Khrzhanovsky sets us up for a wild ride. It doesn’t happen. Instead, you have a disorganised, infrequently lucid film that truly defies pigeonholing, with the flavour of a homespun urban myth.
It opens with three strangers and the nodding-off barman, who tell each other a little about themselves. It’s an interesting set of stories, not least that of a piano tuner who claims to be working for a «doubling» facility deep inside Russia. He explains that the best way of cloning is to grow four identical chromosome complexes at the same time and that the Russian administration has been doing this experimentally since the late Thirties. Another, a packaged meat salesman, claims to be responsible for selling bottled water to the Kremlin and the last, the prostitute Marina, says she sells a machine that induces mild euphoria.
The drinkers depart and the film follows each of them, although Marina’s story takes up the most time, starting with her identical sister’s funeral in a remote village. Vladimir Sorokin’s script selects literally dozens of potentially fascinating ideas — the morbid fascination with genetic modification manifests itself in the meat seller’s life as perfectly hideous «round piglets», the idea of cloning is revealed in the fact that there are four identical siblings at the funeral, including the one in the coffin, and the mass production of dolls, using chewed up bread as material, provided by the old crones of the village. Crones making clones? Ha!
Unfortunately, 4 does almost nothing with these ideas, choosing to keep them at the back of the narrative. It’s a far more interesting movie to think about than to watch. Khrzhanovsky’s technical skill and ability to show us strong visions of acrid beauty means that I find it hard to shake. However, his languid pacing and editing, combined with a stubborn refusal to take the story somewhere more interesting, makes it seem more of a curiosity than anything truly worthwhile.
Reviewed on: 01 Sep 2005
Share this with others on…
- Delicious
- Digg
- StumbleUpon
An enigmatic story of modern Russia, given the flavour of myth.
Director: Ilya Khrzhanovsky
Writer: Vladimir Sorokin
Starring: Marina Vovchenko, Irina Vovchenko, Svetlana Vovchenko, Sergei Shnurov, Yuri Laguta, Konstantin Murzenko, Alexei Khvostenko
Year: 2004
Runtime: 125 minutes
Country: Russia
Festivals:
EIFF 2005
Search database:
Смысл фильма «4»
Увлекательная кинолента «4» весьма необычна. Это фильм о человеке. Только он клонирован. И вот перед нами уже четыре персонажа. Что их связывает? История обещает быть страшно интересной. Страшной и интересной.
Изначально привлекает колоритный актёрский состав. Персонажи получились яркими и запоминающимися. Каждый из актёров отличается своим фирменным видением ситуации и своим мнением относительно затронутых проблем. Прямой и открытый фильм рассказывает о жизни простых людей. В кинокартине можно увидеть живописные пейзажи нашей страны. На их фоне кадры разрухи и хаоса выглядят особенно убого. Режиссёр сделал акцент на российской действительности. Некоторые критики посчитали, что он совсем не любит свою Родину. Но у создателя кинокартины «4» своя точка зрения по этому поводу. Режиссёр построил свою ленту на контрастах. Красивейшая природа и грязь вокруг, богатство и нищета, роскошь и голод. Что это: судьба или выбор каждого?
Смысл кинокартины «4» заключается в том, чтобы показать стремления, планы, внутренний мир простого человека. Чем мы отличаемся друг от друга? Некоторые из нас потеряли жизненные ориентиры, у них отсутствуют приоритеты, цели. Есть и те, кто пытается обмануть самих себя. И у некоторых это даже получается. Только ненадолго. Такие люди живут не своей жизнью. Они словно придумали себе ее. В такой жизни им все чуждо, они все дальше и дальше уходят от своего настоящего «я».
В фильме показано, к чему может привести отсутствие идей. Каждый должен к чему-то стремиться. Ведь если человек бесцельно бредёт по жизни, то и ничего и не произойдёт. некоторые гонятся за материальным достатком, роскошью, высоким положением в обществе. Есть и те, кто напролом идёт по головам других. У таких персонажей обычно отсутствуют моральные ценности. Для них не существует грани, переходить которую нельзя ни при каких обстоятельствах. Но правило бумеранга никто не отменял. Если человек обманывает, предаёт, поступает подло по отношению к другим, ему придётся за это ответить. Возможно, не сейчас, не через год. Но наступит время, и это произойдёт. В жизни не все измеряется деньгами. Эта мысль прошла через всю кинокартину «4». Невозможно купить здоровье, веру в себя, жизненные идеалы и ценности. Человек сам должен до этого прийти.
Некоторые зрители увидели в честном фильме скрытый подтекст. Из-за разрухи и нищеты люди стали озлобленными. Они не верят в счастливый завтрашний день, будущее для них крайне туманно. Они просто живут. Даже не живут, а существуют. Плывут по течению, неизвестно за чем, неизвестно куда. Часто люди боятся ответственности, поэтому никак не могут определиться с выбором. Но в это время мимо них проходит их собственная жизнь. Фильм «4» каждому зрителю говорит о том, что хвалит сидеть не обочине, наблюдая за другими, завидуя успеху других. Пришла пора взять волю в кулак и идти добиваться своих собственных целей. Нужно научиться мечтать, ведь мечты имеют свойство сбываться. Главное, не бояться, а верить в свои силы и возможности. Дорогу осилит идущий
Важно идти с добрым сердцем, открытой душой и искренними намерениями. Все в наших руках, поэтому их никогда нельзя опускать
Даже если сложно, больно, а сил практически нет.
Смысл финала фильма «4»
Эмоционально тяжёлый, наполненный яркими эпизодами фильм «4» не даст зрителю расслабиться ни на минуту. Кинокартина показала историю человека, его жизненный путь. Но в центре ленты не один персонаж. Режиссёр показал судьбу каждого героя. Они такие разные. Ими движут различные цели, у них противоположные взгляды на жизнь. Кто-то ставит перед собой грандиозные планы, кто-то влачит бесцельное существование. После просмотра фильма «4» в голове каждого зрителя невольно появляется вопрос, а какой жизненный билет вытянул ты?
Что тебе уготовано судьбой? И есть ли эта судьба? Мысли, чувства, эмоции. Тяжёлое послевкусие после просмотра фильма ощущается во всех сферах жизни. Зрителю уже не хочется тратить время впустую, он стремится наполнить каждый свой день определенным смыслом. Основная идея финала кинокартины «4» заключается в том, чтобы донести главную мысль. Мы сами являемся творцами своей судьбы, своего счастья. Какой будет наша жизнь, зависит в первую очередь от нас. Глупо обвинять всех вокруг, если мы даже не можем самостоятельно нести ответственность за свои поступки. Больно и горько от того, во что некоторые превращают свою жизнь. Осознание приходит внезапно. Но в некоторых случаях изменить что-либо бывает слишком поздно.