Литература
- Бикбулатова, Альбина Римовна. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: от издания текста к его экранизации // Событие и текст: встречи и размышления в библиотеке = Event and text: meetings and thoughts in the library : сборник научных статей. — Уфа, 2017. — С. 181—194
- Кольцова Н. З. Булгаков как «Словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита») // Вестник Бурятского государственного университета. Философия : журнал. — 2016. — № 5.
- Михайлова И. Б. С юбилеем, «Иван Васильевич»! пьеса М. А. Булгакова литературный источник фильма Л. И. Гайдая // Новейшая история России. — 2014. — № 1 (9).
- Тарасов, Александр Валентинович. Кинематограф М. А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя : диссертация … кандидата культурологии : 24.00.01. — Шуя, 2006. — 185 с.
- Тарасов А. В. Кинематограф М. А. Булгакова : (монография и статьи по культурологии кинематографа) / Александр Тарасов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Шуйский гос. пед. ун-т». — Иваново ; Шуя, Ивановская обл. : Киноассоц., 2007.
- Шимонова Н. В. Опыт анализа экранизаций произведений М. А. Булгакова на примерах фильмов Западной Европы до 1991 года // Театр. Живопись. Кино. Музыка : журнал. — 2015. — № 3. — С. 117—133.
- Шимонова Н. В. История экранизаций романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1970-1980) // Театр. Живопись. Кино. Музыка : журнал. — 2014. — № 3. — С. 136—145.
- Кириллова Н. Б. Макромир Михаила Булгакова в зеркале экранной культуры // Культура и искусство : журнал. — 2016. — № 4. — С. 485—497.
- Шимонова Н. В. Художественные особенности экранизаций произведений М. А. Булгакова : диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.03 / Шимонова Наталия Викторовна; . — Москва, 2016.
«Экранизации произведений Михаила Булгакова»
«Экранизации произведений Михаила Булгакова»По мотивам пьесы «Бег» и других произведений М. А. Булгакова.
Осень 1920 года. Гражданская война близится к завершению. После вторжения Красной армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» революции. В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди – беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов…Экранизация выдающегося романа М. А. Булгакова повествует о тяжелых годах гражданской войны, о судьбе боевых офицеров русской армии, попавших в круговорот событий начала XX века.
Пережив Первую мировую войну и «красный террор», многие из них выступили против советской власти. Но так сложилось, что именно они стали живым щитом между жителями Киева и надвигающимися с запада бандами атамана Петлюры, сеявшими смерть без разбора. В неравной борьбе проявился весь героизм русского офицерства, накопленный поколениями. Да, они проиграли, но их дух остался непобежденным. Бандитам Петлюры удалось занять Киев, однако, потеряв значительную часть войска, через 47 дней они были вынуждены сдать город практически без боя – но уже большевикам… По произведениям М. А. Булгакова о Мольере и пьесе Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан».
Эпизоды из жизни Мольера чередуются со сценами из его пьесы, раскрывая трагическую картину противостояния великого драматурга и власти. По мотивам одноименной пьесы М. А. Булгакова.
Конец 1918 года, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных.
В центре внимания – семья полковника Белой гвардии Алексея Турбина на изломе двух эпох истории России.По мотивам пьесы М. А. Булгакова «Иван Васильевич».
Сконструированная инженером-изобретателем Тимофеевым машина времени соединяет его квартиру с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то, в далекий XVI век, попадают тезка царя, пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша, и некто Жорж Милославский. На их место «переселяется» великий государь. Внезапная поломка машины становится причиной множества курьезных событий… Первая российская экранизация гениального романа М. А. Булгакова.
Завершенный в 1994 году, фильм ожидал встречи со зрителем в течение шестнадцати лет
и вышел на киноэкраны в сокращенной версии. Именно этот вариант киноленты, одновременно глубокий и искрометно-смешной, представлен на диске.
Картина погружает нас в ироничный, странный, мистически-загадочный булгаковский мир. Москва, 30-е годы прошлого века. Неожиданное появление сатаны под личиной «специалиста по черной магии» Воланда, рассказывающего об учении и жизни Христа, напоминает людям о Страшном суде… Масштабная экранизация самого сложного, удивительного и популярного русского романа ХХ столетия. Действие происходит в двух местах и эпохах: в Москве первой половины прошлого века и в Ершалаиме в пору земной жизни Христа.
Мастер, гениально описавший последние дни жизни Спасителя, поплатился за это своей
свободой. Его тайная возлюбленная Маргарита ради спасения Мастера готова даже на сделку с дьяволом. И в это самое время Москву посещает некто Воланд со своей свитой, начиная наводить ужас на обывателей. В мире, где царит зло и засела нечистая сила, проделки сатаны оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки… По мотивам автобиографических рассказов М. А. Булгакова.
1917 год. Молодой доктор Михаил Поляков, только что окончивший мединститут и получивший назначение на должность земского врача, прибывает к месту службы, в сельскую больницу. Постепенно, успешно проведя несколько сложных операций, он начинает завоевывать хорошую репутацию. Однако обстоятельства складываются так, что однажды медсестре приходится ввести ему морфий – и через некоторое время у врача возникает наркотическая зависимость. Попытки избавиться от пагубного пристрастия оказываются бесполезными…
По мотивам одноименной повести М. А. Булгакова.
Профессор Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер, доктор Борменталь, казалось, невозможно перенести на экран образы гениальной фантасмагории писателя. Однако смелая попытка создателей этого фильма обернулась блистательной удачей. Экранизация известного сатирического произведения М. А. Булгакова.
В основе сюжета – история постановки во МХАТе пьесы «Дни Турбиных», названной в романе и фильме «Черный снег». Прообразы главных героев – основатели Художественного театра.Все новости
Фильмы
Пилат и другие (1972, ФРГ, Польша)
Открывает наш список фильм, снятый на территории Германии. Работал над ним выдающийся польский режиссер Анджей Вайда, ставший к тому моменту настоящим классиком европейского кинематографа.
Он предлагает зрителям свою версию «Мастера и Маргариты», подвергнутую многочисленным переработкам. В частности, он выбирает из романа лишь линию Иешуа Га-Ноци и Понтия Пилата, в то время как события XX века были опущены.
Вот только сюжетная линия перенесена из древней эпохи в наши дни, в результате чего Иешуа превращается в репортера, делающего репортаж, в то время как Иуда Искариот начинает доносить на своего товарища посредством звонка из телефона-автомата.
Кинокартина Анжей Вайда «Пилат и другие» была показана на Втором германском телеканале в 1972 году. Премьера состоялась в самый канун праздника Пасхи. Кино не имело широкого успеха, но вошло в историю благодаря своему нестандартному взгляду на новозаветную часть романа Михаила Булгакова. После Вайды никто не решался на столь радикальные эксперименты в экранизировании советского романа.
https://youtube.com/watch?v=O2EReyNWtfA%3F
Мастер и Маргарита (1972, Югославия, Италия)
В том же году вышла еще одна экранизация, которая канула в лету. Она была снята югославским кинематографистом Александром Петровичем, не сумевшим достичь весомого успеха на поприще режиссуры.
Он так и остался постановщиком низкобюджетных фильмов, снятых при поддержке итальянских продюсеров. В экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Петровичем были задействованы не только итальянские артисты, но и актеры сербского происхождения.
Несмотря на существенные сюжетные сокращения, связанные с отсутствием финансов и временными рамками, фильм лишен тех вольностей, которые мог позволить себе Анжей Вайда. Это была именно экранизация, а не фильм по мотивам.
https://youtube.com/watch?v=B0RjbOb8620%3F
Мастер и Маргарита (1994, Россия)
Несмотря на тот факт, что для русского зрителя роман «Мастер и Маргарита» стал одним из самых узнаваемых, ждать полноценной экранизации на русском языке пришлось вплоть до 1994 года. После распада Советского Союза в отечественном кино наступил спад. Кинематографисты прошлого лишились финансирования, в то время как молодые таланты не смогли стать достойной заменой классикам. Былые запреты пали, в результате чего режиссеры получи полную свободу действий. Так что появление в 1994 году экранизации столь неоднозначного произведения, как «Мастер и Маргарита», выглядит вполне закономерным.
Но увидеть заветную экранизацию романа зрителям удалось лишь спустя годы. Дело в том, что снятый Юрием Карой фильм не понравился продюсерам, решившим положить многомиллионный долгострой на полку. По их мнению, фильм был не готов к выпуску на экраны и нуждался в существенных доработках. Несмотря на попытки режиссера вернуть единственную копию фильма в свое распоряжение, фильм так и не вышил в широкий прокат.
Премьера состоялась лишь в 2006 году, в то время как зрители увидели кино «Мастер и Маргарита» в 2011 году. До нас дошла лишь сокращенная версия продолжительностью в 2 часа. Из первоначальной работы Юлия Кары были вырезаны полтора часа экранного времени, что заметно сказалось на целостности повествования. В фильме снялся целый ряд заслуженных артистов, прославившихся еще во времена СССР. Музыку к экранизации написал выдающийся композитор Шнитке. Но из-за непростой судьбы, фильм так и не оправдал возложенных на него надежд.
https://youtube.com/watch?v=-PAIG7MvEQU%3F
Мастер и Маргарита (2021, Россия)
В 2021 году готовится выход очередной крупной киноэкранизации романа. На сей раз за постановку взялся Николай Лебедев, успевший набить руку на создании целого ряда успешных блокбастерах.
Именно под его началом были сняты такие фильмы, как «Легенда №17» и «Экипаж», побившие в российском прокате все мыслимые и немыслимые рекорды. Лебедев показал себя как человек, способный работать в большим бюджетом и дорогими спецэффектами. Так что выбор режиссера-постановщика в данном случае оправдан.
Премьера «Мастера и Маргариты» Николая Лебедева состоится лишь через два года. И на данный момент режиссер занимается подбором актерского состава и съемочной группы. О том, как именно он решит экранизировать великое произведение, нам остается лишь догадываться. Но нет никаких сомнений в том, что это будет самая дорогая и масштабная постановка «Мастера и Маргариты» в истории.
Сериалы
Мастер и Маргарита (1989, Польша)
В 1989 году на телеэкранах появилась еще одна экранизация романа Булгакова, состоявшая из двух серий. Хронометраж в три с половиной часа позволил режиссеру Мацею Войтышко уместить все ключевые моменты произведения, в результате чего экранизация получила положительные отзывы.
Телевизионный мини-сериал пришелся по душе не только зрителям, но и специалистам по творчеству Булгакова. Анжей Дравич — видный русист и литературовед был в восторге от фильма Войтышко, о чем свидетельствуют его статьи в прессе.
Фильм отличало предельно максимальное следование тексту, в результате чего экранизация оказалась на редкость точной. Она в полной мере передавала дух оригинала, в результате чего сохраняет свою актуальность даже спустя тридцать лет с момента премьеры.
https://youtube.com/watch?v=aT8APU0_G2I%3F
Мастер и Маргарита (2005, Россия)
Но наиболее узнаваемой экранизацией книги стал сериал Владимира Бортко 2005 года. В советские годы Бортко уже доводилось работать с текстами Булгакова: именно он поставил легендарный советский фильм «Собачье сердце», ставший мировой классикой. Но на сей раз режиссер превзошел сам себя.
Он получил в свои руки десятки звезд, в результате чего даже эпизодические роли были исполнены узнаваемыми артистами. Главные роли в фильме сыграли такие люди, как Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Александр Абдуров и Александр Филлипенко. Среди молодого поколения звезд отличились Сергей Безруков, Анна Ковальчук и Дмитрий Нагиев.
Несмотря на телевизионный формат, сериал «Мастер и Маргарита» следовал тексту в мельчайших подробностях. Более того, в сериале даже присутствуют откровенные сцены с участием Анны Ковальчук, снявшейся в сцене «шабаша ведьм» обнаженной. Еще одной отличительной чертой стала потрясающая музыка Игоря Корнелюка, которая надолго врезается в память зрителя.
Отличной художественной находкой стало использование в фильме сразу нескольких фильтров. Таким образом, сцены в Москве 1930-х годов были выдержаны в серых тонах, в то время как в сценах с участием свиты Волонда преобладали всевозможные оттенки красного.
Несмотря на отсутствие дорогих спецэффектов, Бортко безупречно воссоздал атмосферу Москвы 20 века, в результате чего сериал стал современной классикой, превзойти которую Николаю Лебедеву будет непросто.
https://youtube.com/watch?v=vTgBQvpTmyY%3F
https://youtube.com/watch?v=cjkbt_k2RJw%3F
https://youtube.com/watch?v=kS_vcDChhtI%3F
https://youtube.com/watch?v=LKdAFlPkBas%3F
https://youtube.com/watch?v=BGI9tTUuiTw%3F
https://youtube.com/watch?v=RBmi2A_ge08%3F
https://youtube.com/watch?v=JXgrtzV6ASM%3F
https://youtube.com/watch?v=l5K7h5rINyc%3F
https://youtube.com/watch?v=3zELpeEIXYA%3F
https://youtube.com/watch?v=mNHjwwcyt2g%3F
Список фильмов
- 1960 год в телевидении
«Театр двадцатого века: Белая гвардия» (телеспектакль, Великобритания, реж. Р. Картье)
- 1968 год в кино
- «Последние дни» (СССР, реж. А.Белинский)
- «Бег» (Югославия, реж. З. Шотра)
- 1969 год в телевидении
«Дни Турбиных» (телефильм, Италия, реж. Эдмо Фенольо)
- 1970 год в кино
- «Пилат» (Финляндия, реж. С.Валлин)
- «Бег» (СССР, реж. А. Алов, В. Наумов)
- 1971 год в телевидении
«Бег» (телеспектакль, Франция, реж. Ф. Жулиа)
- 1972 год в кино
- «Пилат и другие. Фильм на Страстную пятницу» (ФРГ, реж. А. Вайда)
- «Мастер и Маргарита» (Югославия/Италия, реж. А. Петрович)
- 1973 год в кино
- «Иван Васильевич меняет профессию» (СССР, реж. Л. Гайдай)
- Чёрные перчатки (СССР, 1973)
- 1973 год в телевидении
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера»
- 1976 год в кино
- «Собачье сердце» (Италия, реж. А. Латтуада)
- «Никогда не отвлекайтесь на работе» (СССР, реж. В. Фетисов)
- «Дни Турбиных» (СССР, реж. В. Басов)
- 1977 год в кино
- «Роковые яйца» (Италия, реж. У. Грегоретти)
- «Блаженство» (Венгрия, реж. Г. Варкони)
- 1978 год в телевидении
«Иван Васильевич» (Ivan Vasziljevics) (телефильм, Венгрия, реж. Г. Варконьи)
- 1982 год в кино
«Белая гвардия» (Великобритания, реж. Д. Тэйлор)
- 1985 год в телевидении
«Мольер» (телеспектакль, Великобритания, реж. Б. Патерсон)
- 1986 год в кино
- «Зойкина квартира (фильм, 1986)» (Венгрия, реж. Л.Феликс)
- «Последняя дорога» (СССР, реж. Л. Менакер) (в титрах имя Булгакова не было указано)
- 1987 год в телевидении
«Последние дни Пушкина» (телефильм, Венгрия, реж П. Хавас)
- 1988 год в кино, 1988 год в телевидении
- «Собачье сердце» (СССР, реж. В. Бортко)
- «Мастер и Маргарита» (телефильм, Польша, реж. М. Войтышко)
- «Зойкина квартира» (телеспектакль, СССР, реж. Г. Черняховский, И.Пастернак)
- «Мастер и Маргарита. Главы из романа»
- 1990 год в кино
- «История болезни» (СССР, реж. А. Праздников)
- «Псалом» (СССР, реж. А. Гаураль)
- «После революции» (Венгрия, реж. А. Сиртеш)
- 1991 год в кино
- «Один день из жизни Понтия Пилата» (Чехословакия, реж. О. Данек)
- «Инцидент в Иудее» (Великобритания, реж. П. Брайерс)
- «Записки юного врача» (СССР, реж. М. Якжен)
- «Красный остров» (СССР, реж. А. Фенько)
- 1994 год в кино
«Мастер и Маргарита» (Россия, реж. Ю. Кара)
- 1995 год в кино
«Роковые яйца» (Россия/Чехия, реж. С. Ломкин)
- 1996 год в кино
«Мастер и Маргарита» (Россия, реж. С. Десницкий)
- 2002 год в кино
«Театральный роман» (Россия, реж. О.Бабицкий, Ю. Гольдин)
- 2003 год в кино
«Хорошо забытое старое» (Россия, реж. Е. Гамбург)
- 2005 год в кино
- «Мастер и Маргарита» (короткометражный фильм, Венгрия, реж. И. Фекете)
- Мастер и Маргарита (сериал, Россия, реж. В. Бортко)
- 2008 год в кино
«Морфий» (Россия, реж. А. Балабанов)
- 2010 год в кино
«Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1» (анимация, Израиль, реж. Т. Ослябя)
- 2012 год в телевидении
- «Белая гвардия» (телесериал, Россия, реж. С. Снежкин)
- «Записки юного врача» (сериал, Великобритания, реж. А. Хардкасл)
- 2014 год в кино
«Псалом» (короткометражный фильм, Россия, реж. Т. Вишневская)
- 2022 год в кино
Воланд (Россия, реж. ?) — в производстве
- Анонс
«Мастер и Маргарита» (США, реж. ?)