«три мушкетера». шесть экранизаций

Трилогия о мушкетерах

Считается, что все российские продолжения о мушкетерах, кроме знаменитой картины 1978 г., были провальными несмотря на то, что над ними работала практически одна команда.

Замечательная приключенческая история о королевских мушкетерах произвела фурор. Казалось, будто началась война, потому что после премьеры фильма буквально каждый мальчишка носился по улице в шляпе и с палкой.

По советским меркам «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» снимали с размахом. Всем известны съемки в атмосферных Львове и Одессе. К сожалению, остальным экранизациям романа повезло меньше. Две картины-продолжения снимали в начале 90-х гг. Денег не хватало ни на что, даже на пленку. Режиссер вспоминал:

Мультфильм «Пёс в сапогах» (1981 год) – это тоже фильм о мушкетёрах по мотивам романа Александра Дюма

Трудности подстерегали всюду. Отделившиеся бывшие советские республики не всегда охотно предоставляли специалистов и места для съемок. Где-то требовали непомерный гонорар, откуда-то просили на выход в разгар рабочего процесса. Кроме того, реквизит постоянно разворовывался, вокруг Хилькевича роились местные спонсоры и с ними же рэкетиры, а актеры подторговывали всем, чем можно. Современное продолжение с детьми мушкетеров и вовсе окончательно растеряло все обаяние оригинала.

На волне успеха первой картины в Советском Союзе вышло еще несколько мультфильмов, героями которых стали бравые мушкетеры. А отрывки особо успешного мультфильма «Пес в сапогах» постоянно вставляли в каждый мульт-концерт.

В 2013 г. Сергей Жигунов, как он сам признавался, воплотил свою давнишнюю мечту в реальность и «поигрался» в мушкетеров. На экраны вышел его сериал «Три мушкетера».

Кадр из фильма «Три мушкетёра», 2013 год

Хотя Жигунов уже имел отличный опыт экранизаций Дюма, с «Мушкетерами» он попал впросак. Сериал получил низкие оценки от зрителей, а фильм и вовсе провалился в прокате. Для себя из положительного я отметила только красивые костюмы и более-менее приближенный к книжному возраст героев.

На обложке: Кадр из легендарного советского фильма, полюбившегося зрителю, «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1979 год

Легендарная экранизация романа А. Дюма

Многие режиссеры пытались передать дух и сюжет романа на экране. Но только несколько экранизаций смогли донести всю глубину и эмоциональность произведения Дюма.

Одной из легендарных экранизаций романа является фильм 1973 года, режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича. В главных ролях – Михаил Боярский (Д’Артаньян), Михаил Калинин (Атос), Владимир Емильев (Портос) и Вениамин Смехов (Арамис). Этот фильм отличается высокой актерской игрой, красочными костюмами и шикарными декорациями.

Еще одной известной экранизацией является сериал «Три мушкетера» 2013 года, режиссера Тоби Хэйнса и режиссера Колин Тиг. В главных ролях – Люк Пазвал, Том Беренджер, Ховарда Чарльз и Райан Гэйдос. Сериал отличается отличной игрой актеров, интересным сюжетом и детальной прорисовкой эпохи.

Эти и многие другие экранизации романа А. Дюма позволяют погрузиться в увлекательный мир приключений и романтики. Каждая версия оставляет свой след в сердцах зрителей, и каждый может выбрать свою самую любимую экранизацию «Три мушкетера».

Узник замка Иф

Эта экранизация книги «Граф Монте-Кристо» считается одним из лучших российских фильмов по романам Дюма. Режиссером был Георгий Юнгвальд-Хилькевич, а соавтором сценария Марк Захаров. В главной роли видели, как, наверное, нетрудно догадаться, исключительно Михаила Боярского. Но он согласился лишь на образ Фернана Мондего.

По воспоминаниям Юнгвальда-Хилькевича, Виктор Авилов в главной роли был настоящей находкой. Он рассказывал: «Витя был театральным актером и имел небольшой опыт работы в кино. Но у него было такое мощное обаяние, такая огромная внутренняя сила, что по одному взгляду зрители чувствовали, сколько его персонажу довелось вынести испытаний и насколько он одержим жаждой мести».

Роль красавицы Мерседес стала дебютной для актрисы Анны Самохиной. Интересно, что актрису нашли в ростовском ТЮЗе. Она была совершенно не готова к пробам и предстала перед ассистентами режиссера в повседневном виде без прически и макияжа. Чтобы убедить представителей съемочной группы, что она та, которую они ищут, Самохина продемонстрировала фотографии, где она «при полном параде». На другой день актриса получила приглашение на съемки.

Несмотря на маститых режиссера и сценариста, основательную подготовку к съемкам мне кажется, что даже более скромные французские экранизации лучше передают дух романа. А знаменитый «Граф Монте-Кристо» с Жаном Маре – вот это настоящая классика и практически эталон. Да и Советский Союз подходил к концу, что чувствовалось и по фильмам, в которых уже не было и того качества, и той магии «золотого» периода советского кино, когда, к примеру, снимались «Мушкетеры».

Виктор Авилов в роли Эдмона Дантеса был настоящей находкой для фильма «Узник замка Иф», 1988 год

Романы о гугенотских войнах

Эта трилогия Дюма о периоде религиозных войн во Франции XVI в. достаточно популярна. По крайней мере, о «Королеве Марго» слышали все, а многие точно смотрели хотя бы один фильм по мотивам этого романа.

В России за экранизацию «гугенотской трилогии» взялся Сергей Жигунов в середине 90-х гг. Надо отдать должное его смелости, ведь посоперничать с легендарными советскими «мушкетерами» в период полнейшего развала кинематографа решился бы не каждый. Впрочем, сам Жигунов считал, что именно знаменитая картина «протоптала дорожку остальным экранизациям романов Дюма».

В «Королеве Марго» был собран плотно-звездный состав. Наверное, это было единственное время, когда в одном фильме можно было собрать столько актеров первой величины. Безумных гонораров тогда еще не платили, и многие, даже именитые, актеры сидели без работы. И это еще в картине по разным причинам не смогли сняться такие мэтры кино, как Олег Меньшиков, Валентин Гафт и Анастасия Вертинская. Зато почти в полном составе воссоединились гардемарины вкупе с Михаилом Боярским.

Кадр из сериала «Королева Марго», 1996 год

Жигунов привлекал спонсоров, брал кредиты, находил деньги везде, где только мог. Однако финансирования все равно не хватало. Как вспоминал актер, по этой причине съемки в Чехии пришлось свернуть раньше срока и найти подходящую натуру в России.

Однако главная проблема заключалась в другом. Картине не находилось места в телевизионной сетке из-за трансляции «Санта-Барбары». В интервью Жигунов рассказывал:

Все же «Королева Марго» прошла успешно. Она вышла в 1996 г., а уже через год было отснято продолжение истории – с таким же размахом экранизировали «Графиню де Монсоро». Правда, если в «Королеве Марго» снимались Боярский, Жигунов, Харатьян, Караченцов и Певцов, то актерский состав во второй части трилогии был скромнее. Зато этот фильм закрепил в статусе звезды Александра Домогарова. И сыграл он просто великолепно. Как по мне, так это одна из лучших (если не лучшая) его роль.

Съемочная группа уже приступила к работе над последней частью – романом «Сорок пять», однако в 1999 г. трагически погиб исполнитель роли короля Генриха III Евгений Дворжецкий. Съемочный процесс приостановили. На роль главного героя попытались ввести другого актера, но замена себя не оправдала. Кроме того, костюмы и батальные сцены оказались слишком дорогими. Третья часть так и не была окончена.

Впрочем, роман «Сорок пять» имеет очень мало экранизаций даже за границей. Эта книга считается в целом достаточно слабой. Нет центрального персонажа, сюжетные линии плохо связаны между собой. По одной из версий, Дюма и вовсе не закончил этот роман.

Александр Домогаров стал звездой экрана после съёмок в сериале «Графиня де Монсоро», 1997 год

Рост оператора – основной вопрос фильма

Снято хорошо. Оператор Николя Больдюк точно знает, как снять экшен красиво и по-голливудски. Современный зритель любит длинные боевые сцены без склеек. Дуэли должны представлять из себя не красивые выпады со шпагами, а драку не на жизнь, а на смерть.

Но! Николя большую часть фильма снимает с высоты «чуть ниже плеча». И это портит всё. Шикарный экшен подан с максимальным эффектом присутствия. Ты веришь в происходящее. Ты в эпицентре событий. Но твой рост 160 см. Привыкнуть к такой подаче материала, конечно, можно. Но для чего? Для чего Николя выбрал именно такую высоту съемки, останется загадкой. Это немного ухудшает впечатление от происходящего на экране. От такого ракурса банально устаешь.

Никаких объяснений, для чего это сделано я не смог найти. У вас достаточно внушительный бюджет. У вас, судя по всему, натуральные роскошные декорации. Для них не нужен ракурс, скрывающий какие-то недоделки или ненатуральность. Обидно.

По итогу, ты понимаешь, что немногочисленные боевые сцены сняты классно. Хореография и идеи расправы с врагами эффектные. Но что с ракурсом? Отберите у коротышки камеру!

Тем не менее, отмечу, что оператор все равно справился с задачей «сделать эффектное и запоминающееся кино». Так, например, именно благодаря выбранной оператором манере съемки несколько сцен в фильме максимально точно передают напряжение и чувства действующих героев.

Сам сюжет мы досконально знаем уже много лет. Но создатели решили пойти по другому пути.

Например, Д’Артаньяна хоронят через 5 минут после начальных титров. Как вам такой поворот? Это не спойлер. Это факт, который двигает сюжет. Или Миледи, которая способна к суициду. И это тоже не спойлер. Это тупость, заставляющая сделать привычное рука-лицо.

С одной стороны, мы получили новое прочтение великой классики, небольшую детективную составляющую, приключения, которые ты вроде как знаешь, а вроде, как и нет. С другой, режиссер приготовил пару сцен, которые оставят тебя в недоумении.

Будто какой-то момент съемочная команда собиралась вместе и в процессе обсуждения снятого приходила к мысли, что получается слишком хорошее кино. И его нужно как-то испортить. Зачем? Спросите у 160-сантиметрового оператора. Может, он знает ответ. Ну вы поняли.

В целом, в истории сделан большой упор на борьбу протестантов и католиков. Англичан и французов. Это не история про Д’Артаньяна, а история Франции. Заговоры, неожиданные ходы, энергичность повестования – этого в фильме не занимать.

Кино получилось достаточно мрачным, лишь временами расслабляя зрителя колкими диалогами между героями, особенно между мушкетерами. Приятно и интересно слушать.

Современная интерпретация «Трех мушкетеров»

В настоящее время существует несколько современных экранизаций известного романа Александра Дюма «Три мушкетера». Режиссеры и сценаристы стараются привнести свежий взгляд на классический сюжет, сохраняя его основные элементы и дух эпохи.

Одной из наиболее популярных современных интерпретаций является французская телевизионная серия 2014 года. В этой версии мушкетеры предстают в новом свете, смешиваясь с элементами приключенческого жанра и современной эстетики. В результате зритель получает новый взгляд на историю и героев, ощущает атмосферу времени и места.

Еще одной интересной современной экранизацией может быть названа французско-итальянская серия 2005 года

Здесь создатели уделяют большое внимание ярким образам и драматическим ситуациям. Стилизация костюмов и декораций позволяет полностью погрузиться в атмосферу XVII века и ощутить настоящую историческую атмосферу

Следует отметить и американскую версию 2011 года. Изначально сам сюжет романа был перенесен в современную Америку, где действие разворачивается в Сан-Франциско. Эта интерпретация наделяет героев новыми чертами характера и романтикой современной эпохи, но сохраняет основные интриги и отношения между героями.

Таким образом, современные экранизации «Трех мушкетеров» предлагают зрителю новые взгляды на знаменитый роман. Они сохраняют дух исторической эпохи, но добавляют свежие элементы и сюжетные повороты, делая историю еще более увлекательной и интересной.

Самая известная — «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича (1979)

Когда этот фильм только появился на советских экранах, критика его ругала.

Считалось, что эта история не останется в сердцах зрителей надолго. Однако уже через пару лет стало понятно, что фильм получил всенародную популярность, а песни из него исполняются на каждом углу. В картине играли признанные актеры и малоизвестные вроде Михаила Боярского. А сегодня, почти сорок лет спустя, Боярский по-прежнему остается самым главным в России мушкетером.

Режиссер пошел по пути создания музыкального кино, превратив свою работу наполовину в мюзикл. Жизнерадостные и жизнелюбивые мушкетеры постоянно поют и дерутся, у Дюма они, конечно, не пели. Несмотря на дешевые костюмы и декорации и на грубую работу массовки, Юнгвальд-Хилькевич ответственно подошел к выполнению трюков и использовал труд профессиональных каскадеров. Да и Боярский перед съемками брал уроки фехтования и верховой езды.

Этот фильм остается самым известным и любимым в России. Три продолжения пользовались уже не такой популярностью, особенно последнее — «Возвращение мушкетеров» 2009 года. В нем от Дюма уже ничего не осталось, это совершенная выдумка сценариста. Здесь мушкетеры погибают, отправляются на тот свет, а потом возвращаются как ни в чем не бывало. Зрителям такой come-back не пришелся по душе, что видно по фантастически низкому рейтингу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: