«жёсткий и местами жестокий»: фильм про цоя алексея учителя оценили первые зрители

Фильмы с виктором цоем

«По отдельности все фрагменты вроде бы хороши, — пишет юная зрительница. — Но показанные вместе, она не воспринимаются как законченное произведение. И если поменять их местами, ничего не изменится».

Но буквально в следующем абзаце она восстанавливает справедливость и говорит, что когда на экране появляется Цой и начинает звучать музыка группы «Кино», то «все встает на свои места». В фильме появляется «и настроение, и напряжение, и от экрана не оторваться».

Как и «Асса» или «Маленькая Вера», с годами «Игла» только набирала вес и становилась лучше. Сейчас картина Нугманова — в том числе и окошко в ушедшую эпоху. Ну а для поклонников Виктора Цоя, которых с годами не становится меньше, «Игла» — это предмет культа: единственная большая роль кумира в кино! 

Хотя наличие Цоя в фильме не сделало его лидером проката, его гипнотический образ явно повлиял на аудиторию. В 1989 году по опросу зрителей самого популярного киножурнала страны «Советский экран» Цоя назвали лучшим актером страны. Впервые в истории им стал музыкант: до Цоя эту награду получали такие глыбы, как Олег Янковский, Никита Михалков и Андрей Миронов, после — Дмитрий Харатьян. Сам Цой скептически относился к продолжению актерской карьеры, но не исключал, что музыка и кино будут существовать в его жизни параллельно.

Режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов

Рашид Нугманов стал режиссером фильма не сразу. Ему предложили взять в руки бразды правления, когда после нескольких месяцев работы «Казахфильм» все еще не был удовлетворен результатом. У Нугманова было полтора месяца, чтобы закончить фильм, и он согласился. Молодому режиссеру предоставили почти полную свободу действий. Это он решил взять в съемочную группу непрофессионалов. Именно он сильно поработал над сценарием, написанным Александром Барановым и Бахытом Килибаевым. Молодого режиссера текст не устроил: слишком много было диалогов, а сюжет показался ему невыразительным. Благодаря исправлениям и импровизации получилась та самая «Игла», которую мы знаем сегодня. Так некоторые фразы актерам не нравились: Цой, например, был недоволен тем, что его герой слишком грубо ругается. А сценарист Килибаев вообще хотел запретить показывать его фамилию в титрах. У фильма было и несколько вариантов названий: например, «Последний герой» и «Полет черного солдата». Но «Игла» привлекала свой простотой. К тому же режиссер в процессе работы часто царапал что-то на пленке иглой, в том числе и само название фильма.

После съемок в «Игле» Нугманов и Цой договорились сделать вместе еще несколько картин.

Про продолжение «Иглы» я уже упомянул, но помимо нее существовали еще два проекта. Первый под названием «Дети Солнца» был определенным парафразом «Семи самураев» и «Великолепной семерки», главные роли в котором по замыслу Нугманова и Цоя должны были сыграть музыканты группы «Кино». После смерти музыканта режиссер сначала заморозил проект, но спустя год вернулся к нему и снял его уже с другими актерами и под новым названием — «Дикий Восток».

Третий проект — самый утопический и амбициозный — Нугманов придумал и написал за первые несколько дней 1990 года. Главным героем вновь был Моро из «Иглы», а события картины происходили в параллельной вселенной, в которой СССР развалился, всюду полыхает гражданская война, а последней свободной зоной является Ленинград. Персонаж Цоя проникает в город, чтобы добраться до гражданского аэропорта и улететь из страны. Но по ходу передвижений Моро решит спасти девочку Алису и «оказывается вовлеченным в эпицентр заговора по захвату власти монархистом-диктатором». Проект назывался «Цитадель смерти».

Съемки «Иглы»

«Иглу» сняли в 1988 году на тогда еще советской студии «Казахфильм». Лента произвела настоящий фурор: она побила все рекорды кассовых сборов в СССР того года. Ее посмотрели более 13 миллионов человек. Фильм принялись возить по миру: в 1989-м он оказался на Берлинском кинофестивале, чуть позже на нескольких фестивалях в Торонто, Чикаго и Ванкувере. Исполнителя главной роли Виктора Цоя признали актером года. А режиссер картины Рашид Нугманов благодаря этой работе стал первым секретарем Союза кинематографистов Казахстана.

На деле же культовый фильм снимался группой молодых людей, многие из которых были еще студентами и никогда не работали на съемочной площадке. Рашид Нугманов учился на третьем курсе ВГИКа на режиссера. Его однокурсником был и Александр Баширов, сыгравший Спартака. Первым актерским опытом «Игла» стала для Петра Мамонова и Марины Смирновой. И конечно, сам Виктор тоже вовсе не был профессиональным актером. Как рассказывал в одном из интервью Рашид Нугманов, работа над фильмом проходила в особом режиме. Классическая схема «диалог — отработка — репетиция — камера» новичкам не подходил, поэтому режиссер и актеры много импровизировали

Особенно важно Рашиду Нугманову было найти подход к Виктору Цою: он убедил актера не придумывать себе образ, а постараться вести себя естественно. Примером им послужили любимец Цоя знаменитый актер Брюс Ли и молодой актер из Америки Джеймс Дин

Сам Виктор Цой в одном из интервью вспоминал, что он даже не переодевался для съемок: как ходил по улице, так и появлялся в кадре. Актер отмечал, что он будто играл самого себя.


Исполнитель главной роли Виктор Цой. (Wikimedia Commons)

Когда Нугманов соглашался снимать «Иглы», он не ожидал, что фильм, даже несмотря на наличие Цоя, выйдет в прокат.

По словам режиссера, он думал, что после довольно живописных сцен с приемом наркотиков, грубой лексики и других спорных моментов, фильму влепят 3-ю категорию (низшая в советской киноиерархии) и положат на полку. Во многом именно поэтому Нугманов снимал «Иглу» в таком свободном стиле, не думая о последствиях. Для него это была возможность сделать фильм с друзьями и получить от процесса удовольствие.

Но «Игла» все-таки добралась до широкого проката и пользовалась заметным, хоть и не фантастическим успехом. За 1989 год картину посмотрели почти 15 млн зрителей (для сравнения каждую серию «Интердевочки», вышедшей в том же году, посмотрели в два с половиной раза больше людей) — и это только девятый результат советского проката 1988 года. Вот кто обогнал «Иглу»: 

Но фильм оставался в прокате и на следующий, 1990 год, а после гибели Цоя в августе, возобновился по всей стране. Официальная статистика за этот год отсутствует, но по словам Бахыта Килибаева (одного из сценаристов картины), в Госкино СССР ему озвучивали общую кумулятивную оценку более 30 миллионов зрителей.

Позже в интервью Нугманов признался, что больших денег фильм ему не принес. Он работал по обычной режиссерской ставке в 180 рублей, а когда фильм достиг самоокупаемости в прокате (это произошло, когда количество посмотревших перевалило отметку в 9,5 млн зрителей), Нугманов получил премию — 800 рублей.

«Игла» понравилась не только аудитории, но и критикам. Вот, например, оценки из журнала «Искусство кино» по почему-то шестибалльной системе. Они показывают, что фильм понравился более-менее всем:

Один из самых знаменитых текстов про «Иглу» написал искусствовед и кинокритик Сергей Шолохов в журнале «Советский экран», в котором подробно разбирал стиль Нугманова и героя Виктора Цоя. Вот отрывок из статьи под названием «Игла в стогу сена»:

Несмотря на запутанную композицию, постоянные недосказанности и другие признаки авторского стиля, фильм разговаривал со зрителем на простом языке. Для молодой аудитории, которая во времена перестройки несколько опьянела от надвигающейся на страну свободы, «Игла» была своеобразным учебником жизни, а Моро — самым крутым учителем в СССР. Своими действиями он четко иллюстрирует основной месседж фильма —  о вреде наркотиков.

В 89-м году редакция журнала «Собеседник» решила заказать две рецензии на фильм у молодых читателей. В одном из текстов считывается разочарование режиссерской манерой, и в то же время — несомненный восторг от одного: актера на главной роли. 

Музыка из фильма «Игла»

Главной звездой фильма был, конечно, Виктор Цой. Правда, в то время его песни запрещали, а концерты срывали. В фильме он не просто сыграл главную роль, но и стал автором саундтреков. Вместе с группой «Кино» он записал несколько песен специально для фильма. Музыканты собирались прямо на студии «Мосфильм» и играли вживую, поэтому музыка из «Иглы» несколько отличается от привычных песен с альбомов. А знаменитую песню «Звезда по имени Солнце» Виктор Цой написал во время работы над фильмом.

Кроме музыки в фильме можно услышать и множество других интересных звуков. Режиссер Рашид Нугманов активно использовал музыкальные заставки и фрагменты телепередач того времени. Как он рассказал в одном из интервью, звуков в библиотеке шумов на «Казахфильме» было немного, так что вместе со звукооператором Андреем Влазневым он записал нужные моменты самостоятельно. Влазнев прослушал десятки часов телепередач и записал нужные на магнитофон. Звуки использовали, чтобы передать атмосферу конца советской эпохи. В фильме можно услышать заставку новостей, радиопередачу на немецком и уроки итальянского.

Постер фильма «Игла Remix». (Wikimedia Commons)

Художественные фильмы с Виктором Цоем

Конец каникул (1986)

Четыре песни группы Кино «Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Раньше в твоих глазах отражались костры», «Попробуй спеть вместе со мной» талантливо объединены общей сюжетной линией.

Перед подъездом сидит Виктор Цой и слушает, как молодой парень, явно красуясь перед своей девушкой, бренчит на гитаре. Безыскусная, нелепая игра вызывает раздражение: Цой резко встаёт и швыряет об асфальт ящик, на котором сидел.

А дальше Дальше действовать будет он.

Йя-Хха (1987)

Этот короткометражный фильм Рашида Нугманова известен тем, что в нём снялись «отцы» русского рока Виктор Цой, Константин Кинчев, Майк Науменко и Борис Гребенщиков.

Свободные зарисовки того славного времени — безудержного яркого и рокового — будут интересны всем, кто увлекается роком.

Время больших перемен, время огромных надежд. И Виктор Цой, который всегда приковывает к себе взгляд и становится центром документальной картины.

Асса (1987)

Юной Алике приелось бедное и безликое существование: она готова разменять свою молодость на яркую и безбедную жизнь.

Не задумываясь о том, что её ждёт впереди, девушка связывает свою жизнь с бандитским авторитетом Крымовым. Влиятельный, взрослый любовник постоянно занят криминальными разборками и махинациями.

А в зимней Ялте так остро чувствуется вкус счастья и любви: богемный Бананан, так не похожий на опасного ухажёра, манит Алику

В фильме снялись музыканты группы Кино.

Игла (1988)

Молодой парень по имени Моро приезжает в Алма-Ату тайно: ему совсем не хочется встречаться с родителями. Моро в поисках временного пристанища вспоминает о своей бывшей возлюбленной Дине.

Наблюдая за девушкой и её странными знакомыми, Моро понимает, что Дина подсела на наркотики. Чтобы спасти девушку, парень уезжает с ней к морю.

Но Аральское море не решит всех проблем: Моро собирается разобраться с распространителями наркотиков.

Секс и перестройка (1990)

Апрель, 1990 год.

Французская съёмочная группа приезжает в Советский Союз, чтобы найти здесь актрису для съёмок в эротическом фильме.

Режиссёры Франсис и Борис проводят кинопробы во ВГИКе, среди будущих актрис, ищет подходящий типаж на улицах Москвы, в Парке культуры, на Красной площади, среди фанаток на концерте группы «КИНО».

Борис незаметно для себя переключается на поиск острых ощущений, совершенно не задумываясь о том, что в этой жизни за всё нужно платить

Игла Remix (2010)

Моро приезжает в родную Алма-Ату, чтобы забрать долг у мошенника Спартака. Не желая сообщать родителям о своём возращении, Моро останавливается у своей бывшей девушки Дины.

Старая любовь вновь ожила, однако поведение Дины кажется Моро странным. Вскоре выясняется, что его возлюбленная стала наркоманкой, а её дом превратился в притон.

Моро решается отомстить за сломанную судьбу своей возлюбленной.

Документальные фильмы про Виктора Цоя

Рок (1987)

Культовый документальный фильм о рок-музыкантах, в котором раскрывается жизнь кумиров миллионов.

Виктор Цой, Юрий Шевчук, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков — те, кто по утрам работают дворниками или сторожами, а вечером собирают стадионы фанатов.

Перед нами сильные, харизматичные люди, которые не вписываются в советскую реальность: они слишком живые, слишком свободные, слишком независимые

Новые кумиры поколения 80-х годов явно отличаются от тех весёлых ребят, которых показывают на экранах телевизоров.

Русский рок — это всегда сумасшедшая энергия и вызов серой безликости.

Последний герой (1992)

Виктор Цой ушёл из жизни так рано и внезапно, но успел сделать невероятно много для русского рока.

Этот пронзительный фильм — попытка разгадать многогранную личность музыканта, узнать о его стремлениях, надеждах, мечтах и творческих планах.

Из воспоминаний родственников, друзей, коллег и собственных интервью Цоя складывается целостный образ человека, который оказал значительное влияние на развитие рок-музыки.

Солнечные дни (1996)

В памяти поклонников Виктор Цой навсегда останется ярким, 28-летним молодым человеком — звездой и легендой русского рока.

Этот документальный фильм был смонтирован из частной видеохроники уже после смерти Цоя. Но он совсем не напоминает эпитафию в нём нет ни грусти, ни слёз.

Просто солнечные дни, заполненные летом, счастьем, молодостью. После просмотра этой картины хочется написать громадными буквами на стене «Цой жив».

Жизнь как кино (2005)

С тех пор, как на трассе, связывающей два прибалтийских города — Солоку и Толсу — разбился тёмно-синий синий «Москвич», прошло много лет.

Но на могиле Виктора Цоя до сих пор собираются фанаты, дежурят, тоскуют, поют его песни. Цой по-прежнему нужен этим людям, потому что своих героев никогда не забывают.

Он определил ритм жизни нескольких поколений. И он навсегда останется живым в памяти тех, кто слушает русский рок.

Просто хочешь ты знать (2006)

Полунамёки, отрывистые фразы, недосказанность Из кусочков мозаики, обрывков воспоминаний, концертных съёмок группы КИНО режиссёр собирает портрет Виктора Цоя.

Вместе с автором картины вы раскроете внутренний мир героя того времени, узнаете о том, что Цой увлекался не только музыкой, но и талантливо рисовал, увлечённо вырезал нэцке

Если ты хочешь знать — смотри.

Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут (2008)

Русский рок без прикрас и блёсток, без пафоса и лжи.

Пугающая нищета коммуналок и скромное очарование квартирников. Целая эпох умопомрачений и прекрасные минуты высоких дарований.

Давайте посмотрим на историю рока глазами очевидца.

Последний герой: Двадцать лет спустя (2009)

Виктор Цой не просто лидер группы «КИНО» он символ целой эпохи. За свою недолгую жизнь (всего-то двадцать восемь лет!) он успел сделать невероятно много.

Бесшабашные, светлые песни первых альбомов и серьёзные, глубокие тексты последних. Группа стремительно развивалась, не топталась на месте. Талантливых ребят ожидало блестящее будущее.

В той аварии разбился не только Виктор Цой, но и мечты миллионов фанатов.

И всё-таки Цой жив.

Цой «Кино» (2012)

Виктор Цой жид на сломе эпох: одна реальность сменяла другую. И он принадлежал к тем, кто создавал новое — мечты, надежды, устремления.

Вся его жизнь соткана из парадоксов. Рокер, имя которого гремело на весь Союз, и заставляло громче биться сердца миллионов, он пел, и к его твёрдому голосу присоединялись голоса миллионов.

Когда 15 августа 1990 года в новостях сообщили о трагедии под Ригой, многие с удивлением узнали, что Цою было всего 28 лет!

Но он успел прожить огромную жизнь за болезненно малый отрезок времени. Борис Гребенщиков когда-то сказал, что «Цой — фигура, подобная Ангелу», а ангелы, как мы знаем, не умирают

Образ главного героя Цой собрал из трех — собственного, Брюса Ли и Джеймса Дина.

В кадре Нугманов просил музыканта вести себя максимально естественно, «не играть», что очень привлекало Цоя, который всегда был противником показных перевоплощений. В итоге Моро получился, с одной стороны, очень узнаваемым — Цой даже носил собственную одежду на съемках. С другой — Нугманов намеренно выдавил из фильма все подробности биографии героя, прибавив ему таинственности. Получился такой бунтарь без причины и человек из ниоткуда — и в силу этой загадочности образа, практически супергерой, неизвестно на что способный. 

Рашид Нугманов и Виктор Цой. Фото: сайт Рашида Нугманова

На роль злодея Нугманов пригласил Петра Мамонова, тогда лидера группы «Звуки Му», а на роль бандита Спартака, который должен денег герою Цоя — Александра Баширова, который тогда учился на параллельном с Нугмановым курсе во ВГИКе. Баширов только снялся в своей второй и при этом весьма запоминающейся роли майора в «Ассе». Его знаменитый монолог про Гагарина был импровизацией — и как станет понятно дальше, Нугманову такая манера придется очень кстати. Эту манеру он отработал с Башировым с первых дней во ВГИКе, использовав его как актера в нескольких своих этюдах.

Самыми сложными были поиски актрисы на роль Дины. Нугманов планировал снимать Руту Сергееву, которая была в его картине «Йя-Хха», но она забеременела. Уговаривал Наталью Разлогову, подругу Цоя, но та наотрез отказалась. В Алма-Ате режиссер и Цой вместе посмотрели более трех десятков актрис, но никто не подходил. Тогда Разлогова показала Нугманову фотографию Марины Смирновой, которая была на неё очень похожа и жила в Ленинграде. Молодой режиссер сразу же отправился туда; за компанию с ним был музыкант Александр Башлачев. Когда ребята встретили девушку, Башлачев сразу резюмировал: «Ну вот ты и нашел свою Дину». До премьеры «Иглы» он не дожил — спустя несколько месяцев после этой встречи он выпадет из окна своей квартиры и скончается на месте.

Виктор Цой и Марина Смирнова. Фото: сайт Рашида Нугманова

С этим сценарием Нугманов на волне популярности после «Иглы» отправился вместе с Цоем на фестиваль «Санденс». Там он познакомился с продюсером Эдом Прессманом, который, в свою очередь познакомил Нугманова с Уильямом Гибсоном, тем самым «отцом киберпанка».

В Сан-Франциско Нугманов показал ему «Иглу», напоил джином с тоником, и они решили вместе поработать над сценарием. По словам Нугманова, главный вклад Гибсона был в том, что он придумал «механического паука, заряженного атомной бомбочкой» по имени Boris The Spider, а также переименовал главного злодея из Безумного Шляпника в Доктора Друга и сделал его вместо директора завода популярным телеведущим. На эту роль Нугманов хотел пригласить лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна, который также должен был поучаствовать в создании саундтрека вместе с Цоем и «Кино».

Вот как вспоминал о встрече с Нугмановым сам Гибсон:

Сценарий «Цитадели смерти» до сих пор существует и Нугманов не оставляет попыток когда-нибудь сделать из него фильм. Несколько лет назад режиссер заявил, что видит в главной роли сына Виктора Цоя — Александра, но до сих пор этот проект так и не запущен в производство. 

Нугманов так и остался в истории режиссером одной значительной картины, которая с одной стороны случайно свалилась на него, с другой — он ловко её подхватил и довел до успешного проката. История создания «Иглы» — это коктейль из счастливых случайностей, импровизации и энтузиазма нескольких молодых людей, которые просто хотели снять кино со своими друзьями. Как говорил неоднократно сам Нугманов, желания войти в историю у них не было. Но время расставило все по своим местам. Сегодня «Игла» — один из главных бриллиантов советского перестроечного кино.

15 августа отреставрированная версия Иглыбудет идти в кинотеатрах сети Каро. Купить билет на сеанс можно здесь.

Художественные фильмы

Лето (2018)

Режиссер: Кирилл СеребренниковАктеры: Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Тео Ю, Филипп Авдеев, Евгений Серзин, Александр Горчилин, Василий Михайлов, Александр Кузнецов, Никита Ефремов, Герман Осипов, Валентин Тарасов, Дмитрий Жук, Семён Серзин, Ирина Теплоухова, Марина Маныч, Ксения Плюснина, Алексей Фокин, Евгений Григорьев, Георгий Кудренко, Никита Еленев

В начале 80-х в Советском союзе зарождается новое направление в музыке-русский рок. В Ленинграде работает рок-клуб, в котором лидирующее место занимает группа «Зоопарк» и ее солист Майк Науменко.

Однажды на пляж приезжают начинающие музыканты Виктор и Леонид. Там же Майк с женой Наташей и друзьями пели песни под гитару. Витя пишет сам песни, но пока не удается собрать группу в полном составе. Он показывает песни Науменко, чтобы тот сказал могут ли его песни обрести популярность.

Витя с Лёней поют несколько песен, и ответ положительный. Науменко берет над ними шефство и придумывает название группы. Так же он уговаривает руководство клуба взять их в клуб и музыканты готовятся к первому выступлению.

https://youtube.com/watch?v=TvAbtsQKrHA

Цой (2020)

Режиссер: Алексей УчительАктеры: Евгений Цыганов, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Надежда Калеганова, Илья Дель, Игорь Верник, Мария Пересильд, Инга Тропа, Артурс Скрастиньш, Виталий Коваленко

15 августа 1990 год. Утро. Павел Шелест ехал на автобусе, не предполагая что ждёт впереди. В то же утро Виктор Цой возвращался с рыбалки на своем «Москвиче». На трассе Слока-Талси машина столкнулась с автобусом. Цой погибает мгновенно.

Павел не подозревает, что погиб знаменитый человек, легенда рока. Он ни когда не слышал ни его песен, не то что он был лидером группы «Кино». С этого момента жизнь Павла кардинально меняется. Хотя виновным признали звезду, но на Павла обрушивается шквал черного пиара.

Также он вез гроб погибшего из Риги до Ленинграда. Его сопровождали друзья и знакомые, вдова Марианна. И в каждом городе ему отдавали любовь поклонники, но как тяжело было при этом Павлу.

Остальные роли Нугманов в «Игле» отдал любителям.

Одним из актеров в фильме был Архимед Искаков — учитель математики в алма-атинской школе. На одном из занятий он проговорился, что снимается в фильме с Виктором Цоем, и ученики уговорили его пригласить музыканта в школу. Цой оказался не против. Встречу назначили на поздний вечер — съемки заканчивались не раньше девяти. Искаков рассказывал, что он никогда в своей жизни не видел такой реакции: когда Цой вошел в класс с гитарой, все ученики буквально оцепенели. Два часа он пел песни и пытался беседовать со школьниками, но никто не проронил ни слова. Искакову было так неудобно, что пришлось извиняться перед Цоем.

Но на следующий день перед Искаковым извинились и сами школьники. Никто не понимал, что произошло. И они попросили учителя еще раз поговорить с Цоем, чтобы он дал им второй шанс. Цой снова не отказался и очередным вечером отправился с гитарой школу. На этот раз в класс набилось человек 150: дети пришли с родителями, было много учеников из параллельных классов. На этот раз встреча прошла живее — за несколько часов в компании Цоя школьники задали ему кучу вопросов и еще раз прослушали импровизированный акустический концерт. Эта школа в Алма-Ате — под номером 56 — до сих пор существует: рядом с дверью в тот самый класс висит табличка, что именно здесь в 1987 году лидер группы «Кино» «провел два концерта, находясь в Алма-Ате, на съемках фильма «Игла».

Более заметное напоминание о Цое в Алмате — памятник, установленный в месте съемок финальной сцены фильма.

Первая версия сценария «Иглы», который написали Александр Баранов и Бахыт Килибаев, категорически не нравилась Нугманову. По словам режиссера, там было «слишком много разговоров» и разных объяснений, поэтому он начал вырезать из него целые куски. Много лет спустя признался, что после его «чистки» рабочий сценарий картины сильно пострадал — страницы были порезаны, что-то вырвано с корнем, а то, что осталось — заметно исчеркано ручкой. Впрочем, основную историю он оставил нетронутой: таинственный молодой человек приезжал в некий город, чтобы вернуть долг. Но вместо этого он вынужден спасать от наркомании свою знакомую Дину, а впоследствии — бороться с местными криминальными элементами.

Идея Нугманова была в том, чтобы сделать сценарий картины максимально неоднозначным.

Он убрал из него все мотивировки героев, детали их характеров и биографий. Нугманов хотел, чтобы картину и поведение персонажей можно было трактовать по-разному. Как только сценарий картины уходил в частности, режиссер старался их отсекать. Поэтому на многие вопросы в «Игле» мы так и не получаем ответа. Как Моро дал взаймы Спартаку? Откуда он знает Дину? Поездка к Аральскому морю — это сон или явь? И наконец, финал картины как апофеоз загадочности: в нем Моро получает ножом в живот, но встает и продолжает идти. Выживают ли после такого? Или так может только Моро — в чем и выражается его супергероичность? Спустя много лет режиссер признается, что Моро в той сцене не умирает. Более того, если бы Цой не погиб в 1990 году, они с Нугмановым собирались делать продолжение «Иглы»: оно начиналось со сцены в больнице, где Моро спасают на операционном столе от смерти врачи, среди которых тот самый Артур Юсупович, хирург. Об этом пришлось забыть, но идея о том, что Моро не умер, уже в лоб проговаривается в «Игле Remix» — обновленной версии фильма, которая была выпущена в 2010 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: