Бюджеты: от копеечного до «бесконечного»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: United Artists
В фильмографии Копполы прослеживается две крайности. Он создавал как маленькие проекты с копеечными бюджетами, так и эпические постановки, где гигантские деньги пропадали буквально как в черной дыре. В обоих ситуациях режиссер умудрялся делать как шедевры, так и картины не слишком удачные (что как бы лишний раз доказывает, что бюджет — не главное).
Например, в его ранней фильмографии есть скромная очаровательная драма «Люди дождя», а между двумя «Крестными отцами» он весьма бюджетно снял «Разговор». Большие средства открывали перед Копполой большие возможности (которые он успешно реализовал на тех же «Крестных отцах»), но порой играли с режиссером злую шутку. Он сам признавался, что именно отсутствие всякого контроля привело к постановочным излишествам и затянувшемуся производственному периоду фильма «Апокалипсис сегодня». А значительные неоправдавшиеся расходы на мюзикл «От всего сердца» едва не поставили крест на карьере режиссера.
Кадр из фильма «Люди дождя» (1969) / Фото: Warner Bros.
Последние свои проекты Коппола делал, намеренно ужимаясь в возможностях: «…лучший способ измениться — снова стать молодым. А лучший способ снова стать молодым — это иметь ограниченный бюджет. Настолько маленький, насколько это вообще возможно. Тогда тебе нужно все добывать с огромными усилиями, у тебя нет огромного количества умудренных коллег вокруг, у тебя вообще ничего нет. Я подумал, что надо снять два или три фильма вот так скромно и посмотреть, что из этого получится».
Впрочем, в скором времени режиссер, судя по всему, планирует вернуться к эпическому размаху. После нескольких лет затишья Коппола готовится к съемкам проекта-мечты «Мегалополис», фантастической утопии, которая по масштабу может оказаться сопоставимой с «Апокалипсис сегодня».
Музыка и звукозрительный контрапункт
Музыка из фильма «Крестный отец» (1972)
Коппола рос в семье музыканта и сам одно время даже думал посвятить себя музыке, поскольку прилично играл на тубе. Надо полагать, по этой причине музыкальное сопровождение всегда играет в его картинах большую роль. Причем вновь режиссер не боится экспериментов. С одной стороны, в его фильмах встречается вполне традиционное оркестровое музыкальное оформление. Такое сделал Нино Рота для «Крестных отцов». Заметим, что главная тема «Speak Softly, Love» стала одной из самых узнаваемых киномелодий в мире. А, скажем, в «Бойцовой рыбке» звучал экспериментальный электронный пост-панковский саундтрек, написанный барабанщиком The Police Стюартом Коуплендом.
https://youtube.com/watch?v=KlsfM2BmsJU
Сцена из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979)
Коппола использует и уже существующую музыку, которую берет из самых разных источников. Это может быть классика, народные песни или рок-хиты (вроде «The End» группы The Doors в «Апокалипсис сегодня»). Отдельного внимания заслуживает звукозрительный контрапункт, с которым умело работает Коппола. Обратимся к еще одной известней сцене мирового кино — сцена вертолетной атаки и расстрела мирных людей в «Апокалипсис сегодня» сопровождается «Полетом валькирий» Рихарда Вагнера. Благодаря такому решению ужасные события становятся еще страшнее, окрашиваясь мрачной иронией.
Обложка: режиссер Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма «Изгои» (1983) / Warner Bros.
4 Крестный отец, часть III
Считающийся самым слабым звеном в трилогии фильмов о Крестном отце, «Крестный отец, часть III» подвергся критике по многим причинам, включая неадекватность фильма как самостоятельного повествования и его запутанный сюжет, а также неуклюжее исполнение Софией Копполой роли Мэри Корлеоне
Хотя эти критические замечания справедливы, важно отметить, что «Крестный отец, часть III» изначально задумывался и Копполой, и Пьюзо как эпилог к мастерской саге, а не как грандиозный финал, преемник своих предшественников. В силу неизбежных косвенных причин, а также настойчивого желания Universal представить третью часть как завершающую, «Крестный отец III» сильно пострадал с точки зрения повествования, и этот недостаток был усугублен несколькими невыразительными постановками и затянутыми вступительными эпизодами, которые нарушили темп фильма.
Хотя в новой версии фильма Копполы, «The Coda Cut», устранены некоторые из этих недостатков, важно рассмотреть достоинства приема «Крестного отца III» сами по себе. Игра Аль Пачино в роли потерянного, сломленного и все больше испытывающего чувство вины Майкла Корлеоне заслуживает всяческих похвал, и интересно наблюдать за тем, как новый глава семьи Корлеоне Винсент Манчини (Энди Гарсиа) идет по тем же путям, что и предыдущие герои.. Есть также проблема отсутствия Роберта Дюваля в роли консильери Корлеоне, Тома Хагена, что значительно ухудшает заключительную часть, и сильная неприязнь критиков к деревянной игре Софии Копполы в роли Марии
Несмотря на то, что София Коппола в дальнейшем стала выдающимся режиссером, не позволяя жесткой критике в адрес ее роли Марии задеть ее, важно также отметить, что ей, должно быть, было очень трудно взять на себя ответственность за проект такого масштаба в последнюю минуту. Тем не менее, из-за сочетания этих и многих других факторов проблемный «Крестный отец III» занимает самое низкое место в трилогии, хотя его, несомненно, стоит посмотреть.
Есть также проблема отсутствия Роберта Дюваля в роли консильери Корлеоне, Тома Хагена, что значительно ухудшает заключительную часть, и сильная неприязнь критиков к деревянной игре Софии Копполы в роли Марии
Несмотря на то, что София Коппола в дальнейшем стала выдающимся режиссером, не позволяя жесткой критике в адрес ее роли Марии задеть ее, важно также отметить, что ей, должно быть, было очень трудно взять на себя ответственность за проект такого масштаба в последнюю минуту. Тем не менее, из-за сочетания этих и многих других факторов проблемный «Крестный отец III» занимает самое низкое место в трилогии, хотя его, несомненно, стоит посмотреть.
«Сталкер», Андрей Тарковский, СССР, 1979
Главное в истории киноКадр из фильма. Источник
В застывшей экзистенциальной научно-фантастической драме советского режиссера Андрея Тарковского переплетаются жанровое кино и авторское: проводник ведет двух странников по запретной территории, или Зоне. Экранизировав в 1972 году «Солярис» Станислава Лема, Тарковский выбрал в качестве материала для нового фильма другой известный научно-фантастический роман — «Пикник у обочины» братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Как заметил сам режиссер, к окончанию съемок «Сталкера» от романа остались только имя главного героя и Зона — таинственный охраняемый мир, куда Сталкер ведет отчаявшихся спутников.
Кадр из фильма. Источник
Тарковский запечатлевает дистопический мир и события в нем с помощью таких же, как и в его предыдущих фильмах, длинных и сложных кадров. В 142 протяженных кадра укладывается 161 минута фильма, погружающего нас в призрачный мир. Поэтическая природа «Сталкера» отрицает ограничения, накладываемые реализмом. Путешествие из мира по эту сторону, снятое в сепии, внутрь Зоны, показанной в цвете, стало метафорой путешествия в человеческое бессознательное — глубокую топь желаний, страхов, воспоминаний и фантазий, составляющих наше существование.
Режиссер
Фильмы Тарковского красивы и представляют собой эллиптические поэтические нарративы. Его дебют «Иваново детство» (1962) поразил киносообщество своей зрелостью. Каждый из следующих фильмов — от «Андрея Рублева» (1966) до автобиографического «Зеркала» (1975) — потрясал своей изощренностью и киноязыком.
Другие фильмы Андрея Тарковского
- «Иваново детство» (1962)
- «Андрей Рублев» (1966)
- «Солярис» (1972)
- «Зеркало» (1974)
- «Ностальгия» (1983)
- «Жертвоприношение» (1986)
«Трудности перевода», София Коппола, США, 2003
Кадр из фильма. Источник
Двое одиноких людей находят общую территорию на чужбине в соблазнительной, тонкой и смешной платонической мелодраме Софии Копполы. Фильм Копполы, дань уважения «Любовному настроению» Вонга Карвая, повествует о двух странниках в Токио. Американский актер Боб Харрис, чей брак трещит по швам, прилетел в город, чтобы сняться в рекламе виски. Шарлотта сопровождает мужа-фотографа, но начинает сомневаться, есть ли у их брака будущее. Эти двое случайно встречаются в гостинице и отправляются в приключение по ночному Токио, постепенно раскрываясь друг перед другом.
Кадр из фильма. Источник
Фильм Копполы обрастает интимными, вроде бы незначительными подробностями. Обезоруживающая, комичная выразительность Билла Мюррея и уязвимость и природный ум Скарлетт Йоханссон идеально дополняют друг друга: оба персонажа страдают, но они не жертвы. В названии фильма отражены различные уровни непонимания — от неудачных браков до трудностей, возникающих у Боба при общении с переводчиком. Но Коппола не теряет веры в человеческую способность считывать эмоции без слов.
Режиссер
Начав карьеру как актриса в фильмах своего отца Фрэнсиса Форда Копполы и написав с ним в тандеме короткометражку «Жизнь без Зои», Коппола в 1999 году сняла дебют «Девственницы-самоубийцы», содержавший черты яркого визуального стиля, которым отмечены все ее работы. Чаще всего герои ее фильмов — женщины, а сюжеты основаны на ее собственном опыте.
Другие фильмы Софии Копполы
- «Девственницы-самоубийцы» (1999)
- «Мария-Антуанетта» (2006)
- «Где‑то» (2010)
- «Элитное общество» (2013)
- «Роковое искушение» (2017)
Обложка: кадр из фильма «Трудности перевода»
По материалам книги «Главное в истории кино»
Кстати, до 1 сентября в МИФе проходит большая распродажа. Большие скидки на эту и другие книги→
Документализм
Сцена из фильма «Крестный отец» (1972)
Всю жизнь работая в документальном кино, Коппола регулярно прибегает к методам документалистики для создания более живой и убедительной атмосферы. Характерный тому пример — способ съемки знаменитой сцены свадьбы в первом «Крестном отце». По словам участников группы, сцена создавалась так, будто это было нечто независимое от всего остального фильма. 750 человек массовки и ведущих актеров буквально отмечали свадьбу, а весь процесс документировался одновременно несколькими камерами.
Схожим образом получились многие эпизоды «Апокалипсис сегодня» — актеры, массовка, военные создавали некое действие (очевидцы называют его «настоящей войной»), а несколько камер погружались в гущу событий так, как если бы это снимали фронтовые операторы. При этом у Копполы не всегда был четкий план, что именно зритель потом увидит на экране — ему важнее было уловить атмосферу и ощущение спонтанности, а уже на монтаже выстроить материал в более-менее внятную историю.
Ученик «чародея»
В 2005 году Копполу отметили и в России, вручив ему «Золотого орла» за выдающийся вклад в киноискусство.
Награда была вполне заслуженной, но есть один важный момент — кинокарьера патриарха начиналась даже не с плагиата, а с банального воровства советской кинопродукции.
Сам он признавался, что на выбор пути в жизни повлиял фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, который он увидел еще в юности.
В 1962 году 23-летний Коппола окончил киношколу, после чего стал искать работу по специальности. Новичка-энтузиаста принял к себе Роджер Корман, «король фильмов категории Б».
Казалось бы, не самое лестное звание, однако Корман в свое время дал практический опыт работы в кино не только Копполе, но и Джеймсу Кэмерону и Мартину Скорсезе. Так что его «Оскар», полученный в 2009 году за вклад в мировой кинематограф, был вполне обоснованным.
Там и брать нечего. Был ли плагиат в фильмах Гайдая и Рязанова?
Подробнее
Семья — это всё
Кадр из фильма «Бойцовая рыбка» (1983) / Фото: Universal Pictures
Красной нитью сквозь большинство работ Копполы проходит тема семьи и дружбы. Что, в общем-то, неудивительно для режиссера с итальянскими корнями. Семейные связи, кровные узы, братские отношения — такие мотивы стали смыслообразующими в «Людях дождя», «От всего сердца», «Изгоях», «Бойцовой рыбке», «Пегги Сью вышла замуж», «Джеке». В трех «Крестных отцах» кровавые и жестокие зарисовки из жизни мафиози чередуются с эпизодами свадеб, крещений, супружеских скандалов, благодаря чему возникает не просто очередная гангстерская история, но масштабная сага.
Кадр из фильма «Крестный отец» (1972) / Фото: Paramount Pictures
Семья и дружба с близкими людьми для Копполы — это неотъемлемые элементы американской мечты, к которой герои режиссера так или иначе стремятся. В свою очередь достижение этой мечты оказывается одним из ключевых конфликтов всего творчества Копполы. И часто режиссер обнаруживает изнанку излишней одержимости идеей семейственности. Например, в «Крестном отце», где семья — это, по сути, мафиозный клан, который к тому же постепенно приходит в упадок из-за маниакального следования традициям.
Кадр из фильма «Пегги Сью вышла замуж» (1986) / Фото: TriStar Pictures
Здесь же заметим, что семейственность сопутствует и созданию фильмов Копполы. Например, его отец, флейтист и композитор Кармине Коппола, участвовал в написании музыки для трилогии «Крестный отец» и «Апокалипсиса сегодня». Его младшая сестра Талия Шайр играла в «Крестных отцах» и даже номинировалась на «Оскар» за роль во второй части. Супруга Элинор Коппола снимала фильм о фильме «Апокалипсис сегодня». В трех картинах снимался племянник Николас Кейдж. А в целом ряде его фильмов играли дети София Коппола и Роман Коппола. В дальнейшем оба чада стали режиссерами и в разных должностях участвовали в производстве картин отца.
3 Крестный отец, Эпилог: Смерть Майкла Корлеоне
Коппола не чужд пересматривать свои творения с течением времени, примером чему служат многочисленные пересъемки его вьетнамского шедевра «Апокалипсис сегодня». Критика вокруг «Крестного отца», часть III, наконец, была снята благодаря недавнему выпуску новой части фильма, названной «Крестный отец, Эпилог: Смерть Майкла Корлеоне», в которой Коппола стремится сделать третью часть более подходящим эпилогом к саге, а не грандиозным завершением, которого ждали от фильма многие.
Эпилог «Крестного отца» не сильно отличается от оригинала, хотя внесенные изменения придают фильму совершенно новый уровень. Это особенно верно в отношении пути Майкла, глубинные мотивы которого в «Крестном отце, часть III: Эпилог » раскрываются более полно, прослеживая его путь как человека, обреченного страдать от последствий своих действий в качестве босса мафии на протяжении многих лет.
Коппола исправляет запутанный сюжет оригинала, редактируя его в гораздо более короткий фильм, в основном за счет перестановки ключевых сцен и полного изменения начала и конца. Эти творческие решения, несомненно, улучшают повествовательную целостность фильма, поскольку в нем выбрано сильное начало с ключевым разговором между Майклом и архиепископом Гилдеем. Позиционируя этот обмен мнениями в качестве начальной последовательности, Коппола проясняет позицию Майкла как человека, ищущего легитимности и искупления, двух понятий, которые ускользают от него до самого конца.
Другим важным изменением в «Крестном отце III» является финал новой версии, который заканчивается мучительным криком Майкла, когда он узнает, что его единственный источник утешения и надежды, его дочь Мэри, была застрелена в результате совершенных им грехов. Совершенно сломленный и навсегда потерянный, Майкл переживает не буквальную, а духовную смерть, что придает его истории более актуальный оттенок, а также значительно улучшает основную нить повествования, объединяющую заключительную часть.
Условность
Кадр из фильма «Дракула» (1992) / Фото: Columbia Pictures
Увлеченность документализмом не мешает Копполе временами работать в нарочито условной манере. То есть, как видите, вновь крайности в почерке режиссера. В условной, стилизованной, эстетской манере выполнены такие картины, как «От всего сердца», «Бойцовая рыбка», «Клуб „Коттон“», «Дракула», «Между». По большому счету, это такие фильмы-сказки, куда внедрен элемент фантастики и где кажется уместным самый широкий спектр художественной выразительности.
Например, особую романтическую атмосферу ленты «От всего сердца» создают гигантские декорации, на которые ушла львиная доля бюджета фильма. В «Бойцовой рыбке» эффектно использована частичная колоризация. «Дракула» примечателен не только экспрессионистскими декорациями и эксцентричными костюмами и гримом, но и целым набором смелых визуальных приемов, вроде двойной экспозиции, силуэтной съемки, таймлапсов, рапида, зональных линз и сверхширокоугольной оптики.
«Молодость без молодости», 2007
В нулевых Коппола вернулся к режиссуре, но решил больше не связываться с большими студиями, чтобы быть свободным в своих экспериментах. Кинематографист принялся снимать фильмы с маленькими бюджетами и взялся за непростой сценарий по мотивам новеллы Мирчи Элиаде. Работая над картиной «Молодость без молодости» в Румынии, Коппола отснял 162 часа материала, оставив в финальном варианте лишь 125 минут. Поэтический рассказ о путешествии пожилого лингвиста в исполнении Тима Рота внутрь себя так и остался непонятым зрителями, но Коппола называет «Молодость без молодости» одной из пяти своих лучших работ в кино.
«Битва за пределами Солнца»
«Американизация» советской ленты и была доверена дебютанту Копполе. В его версии соперничали уже не СССР и США, а Северное и Южное полушария после атомной войны.
Коппола талантливо поработал с пленкой, оттенив кириллицу на ракетах, убрал всю коммунистическую составляющую, а также отснял сцены «битвы марсианских монстров». При этом новичок так удачно вписал ее в работу советских режиссеров, что непосвященному трудно было понять, что это вставленный эпизод.
В титрах была отдана дань реальным создателям — Козырев и Карюков превратились в Мориса Каплина и Артура Корвина, а исполнитель главной роли Иван Переверзев — в Эдда Перри. Творению дали название «Битва за пределами Солнца», после чего с успехом показывали в кинотеатрах США.
Универсальность и экспериментаторство
На съемках фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: United Artists
Путь Фрэнсиса Форда Копполы в кинематографе продолжается уже почти шестьдесят лет. За это время он как режиссер снял более двадцати полнометражных картин, которые удивляют своей непохожестью и разноплановостью. По этой причине у Копполы не так просто выделить устойчивые стилевые черты. Режиссер никогда не стоял на месте, искал, экспериментировал и, пусть и с переменным успехом, но от картины к картине пробовал нечто новое. Так он работал в самых разных жанрах: гангстерская сага, (анти)военная эпопея, политический триллер, молодежная драма, музыкальная комедия, ромком, хоррор и даже порнография (ну надо же было с чего-то начинать).
На съемках фильма «Крестный отец 2» (1974) / Фото: Paramount Pictures
Если говорить об экспериментах, то таковым был «Крестный отец» — Коппола взялся за жанр гангстерского кино, который в тот момент считался заведомо провальным. Из-за скромного бюджета и намеренной минимализации диалогов экспериментом был «Разговор» (и фильм принес режиссеру «Золотую пальмовую ветвь» Канн и номинацию на «Оскар»). А закинуть съемочную группу в филиппинские джунгли и безвылазно сидеть там полтора года, реконструируя Вьетнамскую войну — разве не эксперимент? Еще какой (и вновь, кстати, «Золотая пальмовая ветвь» и номинация «Оскара»)!
Кадр из фильма «От всего сердца» (1982) / Фото: Columbia Pictures
Правда, в итоге Коппола доэкспериментировался до фильма «От всего сердца», который хоть и был решен оригинально, но своим оглушительным провалом забил гвоздь в крышку гроба эры «нового Голливуда». Но Коппола остался верен своим принципам. И хоть далеко не всего его последующие картины можно назвать удачными, примечательно сохранение авторского подхода к режиссуре.
Приведем слова самого мастера по этому поводу: «Киноязык возник благодаря экспериментаторству, благодаря людям, которые просто не знали, что и как делать. Главный элемент любого искусства — это риск. Без него невозможно создать нечто невероятно прекрасное, то, чего никто раньше никогда не видел. Я всегда говорю, что снимать кино без риска — это все равно что ждать ребенка, не занимаясь сексом. Вы должны рисковать».
Побег из Шоушенка
2 Крестный отец, часть II
Преемник изменившего жанр «Крестного отца» вызывает ностальгию по утраченной эпохе, усиленную угрюмым, атмосферным тоном фильма и траурной музыкальной партитурой. Крестный отец, часть II» преуспевает на различных фронтах, особенно с точки зрения повествования, поскольку фильм с поразительной эмоциональной глубиной рассказывает о режиме Корлеоне, построенном на убийствах, вымогательстве и безжалостной воле. В «Крестном отце» часть II возвращается к истории Дона Вито (без появления Брандо), что представляет собой интересный взгляд на прошлое, которое сформировало его в человека, в которого он превратился впоследствии, а затем переходит к Майклу, теряющему остатки морали, поскольку он вступил на путь, который никогда не сможет обеспечить ему покой.
Странная двойственность пронизывает фильм, побуждая зрителей критически оценить действия людей, занимающих центральное место в саге, и одновременно наблюдая, как они медленно превращаются в пустые оболочки тех, кем они были. Это приводит к мощному чувству катарсиса с очищением от жалости и страха, особенно когда путь Майкла противопоставляется пути его отца, где существование последнего по-прежнему наполнено страданиями, несмотря на отстаивание определенных ценностей, которые сделали Дона Корлеоне тем человеком, которым он был. Заплатив за такие фильмы и сериалы, как «Гудфеллас» и «Сопрано», гениальность «Крестного отца II» достигает кульминации в ставшей уже легендарной сцене, в которой Майкл дарит Фредо поцелуй смерти, узнав о его предательстве.
«Разговор», 1974
Психологический триллер «Разговор» считается одним из величайших творений Фрэнсиса Форда Копполы. Шпионский детектив, который режиссер снял между двумя «Крестными отцами», рассказывает о гении «прослушки» Гарри Коуле, которого наняли, чтобы записать разговор молодой пары на шумной площади Сан-Франциско. Главный герой понимает, что его заказчик планирует убийство, в этот момент конфликт между выполнением заказа и убийством, к которому оно может привести, заводит его в тупик, и Коул становится близок к безумию. Триллер с Джином Хэкменом в главной роли получил внушительное количество наград на кинофестивалях, в том числе и «Золотую пальмовую ветвь», три номинации на премию «Оскар» и пять номинаций на «Золотой глобус». Любопытно, что идею фильма Коппола подсмотрел в «Фотоувеличении» Антониони, в котором так же рассказывается о несовпадении реальности и нашего представления о ней.
Влияние на мировой кинематограф
Коппола — шестикратный лауреат «Оскара». Причем не только премий за режиссуру, но и за продюсерскую работу. Запомним, как он изменил кино.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»
Фрэнсис Форд Коппола и его Оскары
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Фрэнсис Форд Коппола в своей студии в Сан-Франциско, 1970
Мы изучили Фрэнсиса Форда Копполу и теперь точно знаем больше истории о «Крестном отце». Вспомним важные факты
Коппола — шестикратный лауреат «Оскара». В том числе премии «За выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства».
Экспериментатор, работающий в самых разных жанрах. Именно он пристальнее других исследует в своем кино антигероев.
️ Первый большой успех — сценарий к военной драме «Паттон» — за него Коппола получил «Оскар». А в 1972 году он выпустил легендарного «Крестного отца». Этот фильм меняет его карьеру, в одночасье он становится классиком.
Коппола идет по следам Антониони. В «Разговоре» закручивает детектив, но фокусируется не на интриге, а на психологии.
Режиссер ассоциируется с «Крестным отцом» и «Апокалипсисом сегодня». Но в фильмографии еще много лент, которые повлияли на его развитие и статус. Например, «Бойцовая рыбка», «Безумие 13», «Дракула», «Изгои», «Между», «Пегги Сью вышла замуж».
️ «Апокалипсис сегодня» признан шедевром Нового Голливуда. Роджер Эберт, известнейший критик, считал его лучшей историей о вьетнамской войне и включил в список главных фильмов всех времен и народов.
Какие фильмы любит Коппола? «Квартира» Билли Уайлдера, «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, «Плохие спят спокойно» Акиры Куросавы, «Маменькины сынки» Федерико Феллини.
А вот и список материалов для всех, кто не хочет расставаться с Копполой.
Коппола Ф. Ф. Живое кино. Секреты, техники, приемы, 2018
Крестный отец. История создания культового фильма, 2018
«Семья Крестного отца: Взгляд внутрь», режиссер Джефф Вернер, 1990
«Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста», режиссер Элинор Коппола, 1991
Если Коппола одним словом, то каким?