За
Болевой порог в кино — вещь бесконечно интересная и измерение его высоты подчас заменяет весь прочий анализ. Чистое коварство: большинство зрителей не будет всматриваться в бездну, ей не до этого, нужно отвести взгляд и саботировать проверку рвотного рефлекса. Бездна же тем временем всматривается в зрителя, причем довольно пристально.
«Золотая перчатка» при ее достаточно топорной режиссуре легко могла бы провалиться в скучный психоанализ или бытовую зарисовку из серии «их нравы», но ее неожиданным образом спасает изящество концепции главного героя, без швов сыгранным Йонасом Дасслером. Тщательно вырисовывая фон — жуткая комната, эпической расхлябанности бар, давший название ленте, калейдоскоп женских образов, где белокурый ангел служит антитезой бесконечным бездомным ведьмам — Акин опускает вроде бы главное: травму.
Фото / IMDB
В исходной книге Хайнца Штрунка много деталей, за которые с радостью зацепились бы 9 режиссеров из 10: детский дом, сексуальное насилие в юном возрасте, неудачный брак. Акин аккуратно выдергивает все рыболовные крючки, ставля в центр грандиозное пустое место. Из фильма мы (почти) ничего не узнаем о прошлом Хонки, в чем надлом, есть ли там какой-то подспудный груз. Вся патология в итоге лезет из базовых желаний: тепло, секс, не чувствовать себя жалким и тд.
То есть человек в социуме — уже не дикое животное, но табула раса, на которой со временем узоры складываются в цветки зла. Для доходчивости в фильме дана линия с молодым парнем, тоже увлеченным мерцающей блондинкой: после в высшей степени неудачного свидания в злополучной «Перчатке» становится очевидно, что у него все в жизни дальше пойдет вкривь и вкось.
И то, как легко любой белый лист (или даже набросок) превращается в машину по производству трупов, пугает гораздо, гораздо больше, чем весь шок-контент. Зло всегда рядом, никакое оно не мистическое, а вполне бытовое и достаточно не туда протянуть руку, чтобы тебя схватили.
Мария Ремига
Против:
Премьера «Золотой перчатки» состоялась на Берлинале и еще до первого скрининга фильм начали называть младшим братом триеровского «Дома, который построил Джек». По всей видимости, немецкий режиссер решил переплюнуть своего датского коллегу. Вопрос: зачем? И все же, подобное сравнение должно быть лестным для Акина. К сожалению, «Золотая перчатка» не может похвастаться ни визуальной выверенностью, ни тонкой самоиронией, которая была у «Джека».
Фильм Триера — это гораздо больше, чем просто история об убийце. Это в первую очередь зеркало в творчество режиссера, а также его попытка порефлексировать над тем, что дали его работы миру, и что мотивировало его на их создание. При всех своих недостатках триеровский Джек несет какой-то месседж зрителю, а не просто кромсает людей тесаком.
Фото / Berliner Zeitung
Картина Акина же не стремится к подобным высотам, она в основном занимается тем, чего меньше всего ждешь от современного фестивального кино — эмоционально манипулирует зрителем: вызывает шок, отвращение, приступы тошноты. После такого погружения в высокое искусство рюмочка шнапса уже никогда не будет прежней, а на сосиски и вовсе смотреть не захочется (где-то сейчас радуется один маленький свин). Любые попытки найти что-то здравое и интересное за массой голых потных тел неминуемо приведут в тупик, но вы, конечно, можете попытать удачу.
Эффектное перевоплощение 23-летнего красавчика Йонаса Дасслера в Квазимодо поначалу поражает воображение, но потом понимаешь, что играть ему по сути и нечего. Дасслер — лишь раб в беспощадной киновселенной Акина, вынужденный пробивать свой потенциал под толстым слоем грима в перерывах между сексуальными играми и кровавыми побоищами.
Вместо того, чтобы продолжить линию теплых и человечных картин, как «Душевная кухня» и «Солнце ацтеков», Акин зачем-то снял уродливое и мерзкое кино, которое хочется смыть с себя в душе сразу же после просмотра. Цели по-прежнему остаются неясны, но вот результат предельно понятен: иди и не смотри.
Картина напугала критиков не только обилием кровавых сцен
На Берлинском кинофестивале показали триллер «Золотая перчатка», снятый Фатихом Акином, — многократным участником самых престижных киносмотров мира. В фильме, действие которого происходит в Германии 70-х годов, рассказывается о реально существовавшем маньяке Фрице Хонке. Он находил своих жертв в дешёвом баре под названием «Золотая перчатка», приглашал их домой, после чего жестоко убивал. Первых зрителей впечатлила гиперреалистичность персонажей, и в особенности главного героя, которого Фатих Акин показал максимально безобразным не только внешне, но и душевно.
Самый мерзкий фильм десятилетия. Первые отзывы на «Золотую перчатку»
Антон Долин («Медуза»)
Очевидно, не каждому хватит юмора и отваги, чтобы вытерпеть „Золотую перчатку“ до конца. Тем более — чтобы получить удовольствие от эстетики отвратительного, которая доведена здесь до апофеоза. Но в наше стерильное время, когда мы почти поверили, что зло всегда благообразно и рационально, полезно вспомнить, как уродливо его настоящее лицо, и содрогнуться, посмотрев ему прямо в глаза. Именно таким взглядом Фатих Акин заканчивает свою самую радикальную картину».
Алексей Филиппов («Искусство кино»)
Акин всегда рассказывал, как в многонациональных городах Германии находят общий язык немцы, турки и греки, а тут режиссер выступил с непривычно жестких позиций. Ранее он не орудовал тесаком, а тут — пережимает с дешевыми и кровавыми эффектами. Финал у него буквально огненный и категоричный: эту страсть к мундиру, власти и насилию может испепелить только время. И сам Хонка это понимает: глядя в камеру, он не увиливает от ответственности. Шнапса больше нет».
Трейлер фильма «Золотая перчатка»
Андрей Плахов («Коммерсантъ»)
Подлинная история разыграна Акином в стиле экспрессионизма и давней немецкой традиции киносюжетов о серийных убийцах. Количество кровянки зашкаливает, но претензия к фильму не в этом, а в том, что он быстро превращается в карикатуру. В 2004 году картина Фатиха Акина „Головой о стену“ выиграла Берлинале, сразив всех энергией турецкой диаспоры, режиссера даже назвали новым Фассбиндером. В новом фильме сравнение работает против него. Именно Фассбиндер запечатлел образ Германии 1970-х, полный жестокости, перверсий и неизжитых военных травм, при всем при том по-немецки романтичный. Акин пытается работать на той же площадке, но не умеет найти верный тон».
Стас Тыркин («Комсомольская правда»)
Может быть, отсутствие какого-то высшего смысла в кино под названием „Золотая перчатка“ — это и есть тот вызов, который бросает Акин, делающий бессмысленными все остальные фильмы про маньяков? Пожалуй, это самая черная комедия, которую приходилось видеть — юмор и отвращение замешены в этом диком вареве так искусно и в таких лошадиных пропорциях, что не снилось и братьям Коэнам. Не говоря уж о Триере, поделку которого про маньяка Джека, даже неудобно вспоминать».
Татьяна Шорохова («Киноафиша»)
Акин выставил на экраны Берлинале свою бездну и наблюдает, как в неё смотрят зрители. Предположим, он развлекается, отмечая полное непонимание. Но знаете что? Российские зрители увидят в ней „Груз 200“ — и, пожалуй, это один из лучших возможных комплиментов картине. К слову, в Германии „Золотую перчатку“ прокатывает Warner, что говорит о надеждах на этот фильм».
Новинка