Дмитрий Соколов«Безумный Бог»
В этом году выбор обещал быть сложным (одних только мощнейших фильмов с Николасом Кейджем вышло три штуки), но ровно до тех пор, пока я не посмотрел ЭТО.
«Безумный Бог» — анимационный фильм Фила Типпета, легендарного мастера по спецэффектам (работал над «Звездными Войнами», «Парком юрского периода», «Робокопом» и едва ли не каждым культовым блокбастером 1970-х — 1990-х). Типпет готовил этот проект тридцать лет, поначалу снимая маленькие фрагменты с группой энтузиастов, а позднее запустил краудфандинговую кампанию на Kickstarter. Процесс шел очень медленно, в какой-то момент Типпет и вовсе хотел забросить съемки, решив, что наступает эпоха CGI, и старомодная технология stop-motion уже никому не интересна. К счастью для нас всех, он передумал и в 2021-м, наконец, выпустил свой авторский проект на экраны.
«Безумный Бог» — это фантасмагорическая и мрачная сказка, действие которой происходит в декорациях постапокалипсиса. Человекообразный эмиссар с чемоданчиком спускается в подземный мир, минуя жуткие сюрреалистические пейзажи и ускользая от разнообразных монстров, пытающих жертв в концлагерях. За весь фильм вы не услышите ни единого слова, только бессвязное бормотание вперемешку с криками. В чем смысл этого путешествия? Что случилось вокруг? Что, черт подери, вообще происходит на экране?! Никаких детальных ответов вам здесь никто не даст, «Безумный Бог» — это фильм, который нужно почувствовать, а не понять.
Помните, был такой популярный в 1980-е фильм «Бесконечная история?» Так вот, «Безумный Бог» — это «Бесконечная История», если бы Дэвид Линч снимал ее в стиле «Головы-ластика». Это исполненный колоссальной фантазии фильм, доверху набитый яркими (и часто болезненными) образами, многие из которых намертво засядут у вас в голове. Для тех, кто замирал от восхищения, когда видел шагающие по ледяной пустыне AT-AT или раз за разом пересматривал драку двух киборгов в финале второго «Робокопа», фильм Типпета имеет все шансы оказаться королевским подарком. Особенно если, пользуясь словами Морфеуса из совсем другого кино, «освободить свой разум».
Владимир Самойлов«Отец» (2020)
В этом году взял за правило игнорировать проходняк и писать в итогах только про то, что впечатлило особенно сильно. Среди фильмов и сериалов 2021 года в крайне специфическом смысле впечатлил разве что «Чикатило» Сарика Андреасяна, но о нем мы поговорим в других итогах.
Лучшим фильмом для меня стал прошлогодний «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Картина Флориана Зеллера о жизни страдающего от деменции деда вышла эффектной. Не пустой слезовыжималкой, а очень ловко сшитой в плане композиции историей о болезни, как ее (наверное) видит сам больной. В мозг страдающих деменцией проникнуть тяжеловато, но по их реакциям и особенностям поведения какую-то «карту» недуга составить все же можно.
Мир человека с деменцией разваливается. Причинно-следственные связи разрушаются, сама ткань реальности рвется в клочья, превращая сознание в кашу. Лица близких стираются, произошедшее месяц назад воспринимается как только что случившееся и так далее. Возможно, видение деменции у Зеллера где-то и расходится с наукой, но и фильм не про науку — все-таки это художественное произведение со всеми вытекающими.
«Отец» впечатлил еще и потому, что у меня имеется личный опыт общения со страдающими от деменции. Вдаваться в подробности не буду, скажу лишь, что многое из увиденного в фильме очень знакомо. Горечь и раздражение, страхи и бесконечные слезы, да и в целом рутина жизни с больным деменцией, превратившимся в тень когда-то (и все еще) любимого вами человека, показана хорошо — пусть и не в подробностях, но с эмоциональной стороны убедительно. Опять же, это художественное произведение и излишний натурализм ему бы только повредил.
Добавлю лишь, что Хопкинс получил «Оскар» за главную роль вполне заслуженно. Есть в фильме легкая театральность (в основе сценария лежит пьеса), но это только в плюс — «Отец» походит скорее на печальную сонату, нежели на душераздирающую драму.
Денис Майоров«Человек-паук: Нет пути домой»/«Кошмары»
Одних этот фильм восхищает, другие высокомерно пишут про «дешевый фан-сервис». Дескать, авторы достали героев и злодеев из старых экранизаций, собрали веселый капустник и бесстыдно играют на чувствах олдов, экранизируя мемы. Отчасти это так, но на самом деле все чуть сложнее.
«Нет пути домой» просто невозможен без тех двадцати лет, что прошли с выхода «Паука» с Тоби Магуайром. Без настоявшейся ностальгии, удачного дилогии с Томом Холландом, успеха киновселенной Marvel и массовой рефлексии над экранизациями с Эндрю Гарфилдом в главной роли. Собрать все это вместе и подать так, чтобы люди аплодировали и утирали глаза — большая ответственность и очень сложная задача.
К тому же «Нет пути домой» работает на всех уровнях. Он легко заходит и тем, кто предыдущих «пауков» не видел — при этом фильм аккуратно вписывает их в канон киновселенной, без обязательств, но с возможностями. Все эмоциональные моменты поданы так, что и новичок поймет и прочувствует! Да и старые фильмы после финала трилогии с Томом Холландом становятся еще теплее и приобретают новую глубину.
Я очень люблю синтвейв и «синтвейвные фильмы», а «Кошмары» — это на сто процентов оно. Фильм стал для меня новым «Драйвом» — от того, как он выглядит и звучит я погружаюсь в транс и ловлю редкое уютное чувство: «Вот бы происходящее не заканчивалось». А еще «Кошмары» попадает в категорию «не понятно, но очень интересно», а к такому я тоже пылаю с того самого момента, когда впервые посмотрел в детстве «Шоссе в никуда» Линча. Фильм одновременно и осмысленный, и трешовый, пугающий (это реально неплохой хоррор) и нежный. Настоящий экспириенс, который и осмысливать-то не очень хочется.