10 лучших фильмов голливуда, которые точно стоит внести в свою коллекцию

кино Золотого века Голливуда — ParkSeason

19 декабря 2018 Фото: «Филадельфийская история»Текст: Диана Багатурия

В Золотой век Голливуда фильмы, создававшиеся на киностудиях, приносили небывалый коммерческий успех. Именно они задали планку для кинематографистов следующих поколений, которые вдохновлялись неповторимым стилем тех картин. ParkSeason выбрал 5 самых впечатляющих фильмов, с которых можно начать знакомство с искусством великой эпохи.

«Шанхайский экспресс», реж. Джозеф фон Штернберг 
«Филадельфийская история», реж. Джордж Кьюкор
«Касабланка», реж. Майкл Кертиц
«Двойная страховка», реж. Билли Уайлдер
«Сансет Бульвар», реж. Билли Уайлдер

«Шанхайский экспресс», реж. Джозеф фон Штернберг 

Действие «Шанхайского экспресса» разворачивается в Китае, который охвачен гражданской войной. Самые разные люди сядут на поезд Пекин-Шанхай и проведут вместе три дня. Среди этих пассажиров авантюристка и проститутка, которую зовут «Шанхайская Лилия», обнаружит и шулера, и преступника, и фанатиков, и даже своего бывшего жениха. Загадочная Лили, дыша духами и туманами, явит собой блеск «Золотого века Голливуда». Культовый оскароносный фильм «Шанхайский экспресс» считается одной из лучших совместных работ актрисы Марлен Дитрих и режиссера Джозефа фон Штернберга.

«Филадельфийская история», реж. Джордж Кьюкор

«Филадельфийская история», снятая по одноименной пьесе Филипа Бэрри, еще носит на себе отпечаток театрализации, которая органично смотрится на экране.

«Касабланка», реж. Майкл Кертиц

В Касабланке, которая во время Второй мировой войны находится под контролем режима Виши, американский эмигрант Рик (Хамфри Богарт) держит свое кафе. Однажды туда заходит его бывшая возлюбленная Ильза (Ингрид Бергман) со своим новым мужем, которым необходимо срочно бежать из города, чтобы помочь движению Сопротивления. Рику придется сделать важный моральный выбор и решить: сможет ли он помочь мужу Ильзы, к которой он до сих пор испытывает чувства, и отпустить эту женщину навсегда?

«Двойная страховка», реж.

«Двойную страховку» многие считают каноническим нуаровским фильмом. В центре сюжета оказываются страховой агент Уолтер Нефф и его клиентка Филлис, которая мгновенно очаровывает нового знакомого. Она предложит Неффу оформить мужу полис с двойной страховкой, чтобы затем его убить и получить выплату в двойном размере. Однако вскоре алчность и жажда преступления разъедает их обоих.

«Сансет Бульвар», реж. Билли Уайлдер

Настоящая голливудская история развернется на бульваре Сансет, где живет кинозвезда Норма Десмонд. Она одержима иллюзиями о былой славе и востребованности. В дом Нормы попадает неудачливый сценарист Джо Гиллис, который по просьбе актрисы остается там, чтобы помочь в работе над ее сценарием. Однако вскоре планы деспотичной Нормы рушатся, когда ее подопечный влюбляется в девушку с киностудии. 

Пять киностудий, контролирующих рынок

Голливуд 30-х гг. – это монополия пяти крупнейших киностудий. Впрочем, строго иерархичным была и индустрия немого кино. С появлением звуковых фильмов на рынке стала властвовать Metro-Goldwyn-Mayer. Компанией управляли хваткий бизнесмен Луис Барт Майер, утверждавший и распределявший бюджет, и продюсер Ирвинг Тальберг, контролирующий процесс производства фильмов. MGM специализировалась на экранизациях книг, мюзиклах и комедиях и подарила кинематографу такие шедевры, как «Унесенные ветром» и «Волшебник страны Оз».

Paramount Pictures отличалась тем, что создавала «европейское» кино, переманивая к себе в основном немецких и английских режиссеров и актеров. Например, «Шанхайский экспресс», одну из самых знаменитых картин киностудии, снимал австрийский режиссер Джозеф фон Штенберг, а главную роль играла великолепная Марлен Дитрих. В начале 30-х гг. компания чуть было не заключила контракт с Сергеем Эйзенштейном, но, испугавшись «красной пропаганды» в фильмах, быстренько пошла на попятную. 

Киностудия Warner Brothers снимала бюджетные фильмы. Тогда их называли «фильмами рабочего класса». В основном это были незатейливые мелодрамы и фильмы о гангстерах (без современного размаха). Хотя некоторые «незатейливые мелодрамки» потом становились шедеврами, как, например, фильм «Касабланка», считавшийся проходным. 

Лев Лео – логотип, талисман и символ голливудской киностудии Metro Goldwyn Mayer

Киностудия 20th Century-Fox наглядно демонстрировала систему работы индустрии «классического Голливуда». Тогда безраздельно господствовали большие студии, режиссеры, актеры и сценаристы были сотрудниками компаний, а не нанимались, как сегодня. 20th Century-Fox во многом держалась на плаву благодаря своему оскароносному режиссеру Джону Форду и главной звезде экрана – актрисе Ширли Темпл. 

Еще одной киностудией, входившей в состав «большой пятерки», была RKO Pictures. Эта компания выпустила такие кассовые фильмы, как «Кинг-Конг» и «Гражданин Кейн».  

У компаний были собственные сети кинотеатров и полный контроль над фильмами от первой стадии производства до выхода в прокат. Пятерка занимала 95% рынка, устанавливала цены на билеты и распределяла кинонаграды (естественно, между собой). Лишь в 1948 г. Верховный суд США принял сторону антимонопольного ведомства и постановил разделить производственные мощности. Компании распродали кинотеатры и сосредоточились только на производстве фильмов.

20th Century-Fox – эмблема и фильмы этой студии знакомы многим поколениям кинозрителей

«Квартира» (1960)

https://youtube.com/watch?v=B4OXm9-E8OQ

Второй фильм великого режиссера Билли Уайлдера в моем списке — на сей раз легкая романтическая комедия. Си Си Бакстер — мямля-клерк, которого очень любит начальство. Причина проста: Бакстер позволяет боссам развлекаться с любовницами на собственной квартире, вежливо отсутствуя в это время. Однажды герой на работе знакомится с новой лифтершей и сразу в нее влюбляется. Разумеется, спустя какое-то время мы все понимаем, что она — любовница одного из его начальников и тоже нередко бывает у него в гостях. Уайлдер, снимавший всю свою карьеру самое разное кино — от нуара («Двойная рокировка») до легких комедий («В джазе только девушки») — в начале 60-ых сделал свой последний великий фильм. За окном дул ветер перемен — совсем скоро в Голливуд пожалует реалистичное, минималистическое кино в духе французской «новой волны», в котором классику, увы, места не найдется.

Girl 27 (2007) — Stream On Vudu

Patricia Douglas, an extra working for a major studio in the ’30s, was more than thrilled when she and other girls were summoned to a casting call. However, it turned out to be a party for studio executives, during which she was raped. She then brought the crime to court.

With the talented David Stenn as the director, Girl 27 almost feels like a feature film. A perfect #MeToo vehicle, the documentary shows just how difficult it was (and still is) for women trying to make it in Hollywood. And it doesn’t just stop with Patricia Douglas. The tragic stories of Eloise Spann and Loretta Young are examined too, and through them, viewers get to learn just how flawed the justice system can be.

Showbiz Goes To War (1982) — Stream On Amazon Prime

The 90-minute film dives into Hollywood during World War II. The fast-paced narration points out how everyone managed to maneuver or take advantage of the challenges set by the global conflict.

Viewers will enjoy the exclusive clips from ’40s hit movies, as well as the newsreel footage. Showbiz Goes To War tries hard to be entertaining and it manages to do just that by diving into conspiracy theory territory, at times. For instance, there are suggestions that some of the Golden Age movies and actors influenced certain outcomes of the war. But even though some tales aren’t believable, they are still entertaining.

«В порту» (1954)

https://youtube.com/watch?v=xSImMMMf5nA

Черно-белая драма Элиа Казана не сразу стала классикой американского кино. В середине 50-ых, в эпоху маккартизма, белых заборчиков и аккуратно подстриженных лужаек, многим зрителям показалось, что «В порту» — антиамериканская картина. Время расставило все на свои места: сейчас фильм с блистательным Марлоном Брандо неизменно входит в списки лучших и любимых лент в истории, в том числе и в мой. Казан с этой картиной чуточку опередил время. Ранний итальянский неореализм, с которым «В порту» роднит бесчувственная черно-пелая палитра, в США еще был не так популярен, а «новая волна» французского кино еще не наступила. Но так вышло, что картина Казана по какому-то удивительному стечению обстоятельств сочетает в себе лучшее от двух этих кинематографических течений и нанизывает все это на традиционный американский социальный колорит. Спустя полвека понимаешь, как же ошибались зрители того времени: «В порту» — манифест за Америку, а не против нее.

«Крестный отец» (1972)

Если и есть фильм, который должен появляться в более-менее всех подобных десятках, так это «Крестный отец». Многослойная гангстерская сага сделала для кино не меньше, чем «Касабланка» или «Унесенные ветром», прославила и принесла миллионы долларов Френсису Форду Копполе и считается одним из величайших фильмов всех времен. Никто в начале 70-ых и подумать не мог, что роман Марио Пьюзо в мягкой обложке молодому режиссеру Копполе удастся превратить в грандиозное полотно о семье, мести и американской мечте. «Крестный отец» уже давно считается памятником кинематографа — одним из тех фильмов, которые вы обязаны посмотреть в своей жизни, хочется вам этого или нет.

«Лоуренс Аравийский» (1963)

Эпический фильм британского режиссера Дэвида Лина — одна из самых красивых кинолент вообще. Байопик офицера Томаса Эдварда Лоуренса, который еще в совсем юном для своего звания возрасте помог арабам в войне против турков. «Лоуренса Аравийского» бесполезно пересказывать, каждый фрагмент этого фильма — от невыносимо красивых голубых глаз Питера О’Тула, до бескрайних арабских пустынь — надо видеть собственными глазами. Как и в случае с современными «Гравитацией» или «Аватаром», впечатление от «Лоуренса» прямо пропорционально размеру экрана, на котором его запускаешь. С «Лоуренсом» связана и грустная история, которую, конечно, знают все поклонники кино. Питер О’Тул, сыгравший главную роль в фильме, так и не получил в 1963 году «Оскара», несмотря на то, что картина победила в 7 номинациях. Эта неудача преследовала актера до конца карьеры — О’Тулу не досталось ни одной статуэтки вплоть до самой смерти.

Звезды и цензура[править]

Еще одним краеугольным камнем Голливуда в Золотом веке были звезды. Фактически, актеры были сотрудниками студии, связанными контрактами. Студии помогали молодым, красивым актерам и актрисам создать увлекающий публику образ, который помог бы продать очередной фильм. Обратной стороной этого была просто фантастическая (особенно по современным меркам) степень вмешательства студий в частную жизнь актёров: мало того, что им приходилось менять имена, так иной раз их даже заставляли делать пластические операции!

Звезд, безусловно, обучали актерскому мастерству, однако основной упор делался на имидж и презентабельность. Студии выбирали, в каком фильме звезда будет играть, а также организовывала романы между ними, чтобы подогреть интерес публики. В контракты включался запрет на неподобающее поведение — алкоголизм, наркоманию, супружескую измену и развод — все эти вещи могли разрушить публичный образ звезды и сделать ее неприбыльной. В случае возникновения нежелательных осложнений, студии покупали молчание свидетелей, а таблоидам обещали эксклюзивные истории, если они не станут об этом писать.

Режиссеры также были связаны контрактом со студией. В результате создание фильма получалось стандартизованным настолько, что становилось похожим на конвейер. Каждая студия выработала свой собственный неповторимый стиль, которого заставляла придерживаться своих режиссеров. Административное вмешательство в процесс съемок было нормой, так что режиссерам вроде Альфреда Хичкока постоянно приходилось сражаться с бюрократами, чтобы снять ограничения, накладывавшиеся студией. Концепции авторского кино тогда еще просто не существовало.

Кроме того, в 1930 году был принят w:Кодекс Хейса, отраслевой стандарт, фактически вводивший цензуру. А «Национальный легион приличия», католическая организация, помешаная на недопущении непристойностей в кинематографе, легко могла сделать фильм неприбыльным, просто объявив его «морально спорным». В таких условиях вполне естественно, что студии предпочитали выпускать шаблонное, зато доходное кино.

Не всем нравились такие порядки. Еще за 10 лет до начала Золотого века, в 1919 году была основана независимая студия United Artists, целью создания которой было предоставить артистам и режиссерам больший простор для самовыражения. Позднее, в 30-е годы профсоюзы актеров боролись против низких зарплат и неудобных съемочных графиков. Со временем такая модель показала себя более жизнеспособной — после окончания Золотого века.

Студии[править]

Основой успеха Голливуда во время Золотого века была система студий, которая начала складываться еще в эпоху немого кино, но по-настоящему сформировалась именно в это время. Каждая студия из «большой пятерки» (MGM, Paramount, Warner Brothers, RKO и Fox) владела собственной сетью кинотеатров, через которые и распространяла свои фильмы. Студии «маленькой тройки» (Universal, Columbia и United Artists) не могли себе такого позволить, поэтому полагались на независимые кинотеатры. Могло быть и так, что одна студия контролировала все кинотеатры города — например, Paramount долгое время наслаждалась своей монополией в Детройте, в то время одном из крупнейших городов страны.

Ключевым моментом студийной системы была тактика навязывания товара: кинотеатру продавался блок фильмов на год вперед, и никак иначе. Блоки включали в себя как высокобюджетные картины, которые сулили хорошие сборы, так и малобюджетные фильмы второго плана, подчас весьма сомнительные. Естественно, это позволяло студиям не слишком напрягаться по поводу качества картин — как бы то ни было, театр покупает либо блок целиком, либо не покупает ничего. Кинотеатры такая практика, естественно, не устраивала — впервые открыто ей возмущаться стали в 1938 году после ошеломительного успеха диснеевской «Белоснежки и семи гномов», анимационного фильма независимой студии.

К началу 1940-х практика блокового заказа привела к тому, что театры ввели так называемые двойные сеансы, которые состояли из двух полнометражных фильмов — сначала показывали второсортный фильм категории Б, а затем высокобюджетный блокбастер.

«Старикам здесь не место» (2008)

Острая, как бритва, коэновская экранизация романа крупного американского писателя Кормака МакКарти — последний великий, по моему мнению, фильм, взявший главного «Оскара». Коэны, как всегда, предельно лаконичны и точны в формулировках, отчего каждая сцена в «Стариках» пробивает зрителя навылет. Фильм рассказывает историю неудачливого (как мы понимает не сразу) ветерана Вьетнамской войны Льюэллина Мосса, который случайно находит в пустыне чемодан с деньгами. Этот случай запускает невероятный маховик страстей и событий, в котором участвуют грустный, но мудрый шериф, несколько глуповатых головорезов и суперубийца Антон Чигур в исполнении Хавьера Бардема. Фильм Коэнов — это и триллер, и гангстерская комедия, и человеческая драма, и, конечно, притча. Но главное: это невероятно крутое кино.

Прогнозы на «Оскар» читайте на сайте завтра.

Tab Hunter Confidential (2015) — Stream On Vudu

Inspired by the similarly-titled autobiography, Tab Hunter Confidential concentrates on singer and actor, Tab Hunter, including his quick rise in Hollywood as well as his struggles with his sexuality.

Through Hunter’s account, viewers get to learn just how challenging it was to work with the no-nonsense studio heads of the time, like Jack Warner. The documentary also turns to somewhat of a love story at times, with Hunter reminiscing about his relationships with Pyscho star Anthony Perkins and Ronnie Robertson. This documentary perfectly highlights some of the challenges LGBTQ+ stars faced in the Golden Age.

«Амадей» (1984)

«Амадей» — образцовый голливудский байопик про великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, поставленный чешским эмигрантом, который в итоге стал одним из самых титулованных кинорежиссеров Америки. Эта гремучая культурная смесь отразилась и на самом фильме. «Амадей» по-голливудски обстоятелен, но при это по-европейски изящен и точен в деталях. С картиной Милоша Формана у меня связаны только приятные воспоминания: в 10 лет я посмотрел ее на видеокассете компании «Премьер-видео» и влюбился с первого взгляда. Спустя примерно 10 лет после этого я взглянул на фильм под совсем другим углом — на первом занятии в институте на курсе по истории кино. В этой удивительной ленте есть все — любовь, музыка, ненависть, измена, потрясающая Вена, две мощнейшие актерские работы — собственно, Тома Халса и Ф. Мюррея Абрахама — смех, радость и все-все-все. Если бы меня попросили назвать самый любимый фильм, победивший на «Оскаре», без раздумия бы назвал «Амадей».

«Охотник на оленей» (1978)

https://youtube.com/watch?v=PgRUgWubgzw

Режиссер «Охотника на оленей» Майкл Чимино — автор одной из самых головокружительных и быстротечных карьер в Голливуда. Собрав миллионы долларов в прокате и все главные кинематографические премии с «Охотником на оленей», он, как и любой из ярких режиссеров Нового Голливуда, чуточку поехал головой. Его следующий фильм, исполинских размеров философский вестерн «Врата рая», с треском провалился, а сам Чимино после этого так и не снял больше ни одной заметной картины. Но несмотря на это, «Охотник на оленей» — безоговорочный шедевр, человеческая драма о вьетнамской войне. Чимино в этой картине ставит, в общем, неутешительный диагноз — единожды побывав на полях сражений, человек меняется навсегда. Это очень тонкая, неспешная лента — один из главных фильмов самого крутого десятилетия в истории Голливуда. Не пропустите.

Moguls And Movie Stars (2010) — Stream On Apple+

This Turner Classic Movies docuseries chronicles the growth of Hollywood from the early 20th century to the late ’60s. It features relatives of the most influential studio heads, as well as historians.

What makes Moguls And Movie Stars brilliant is that it includes footage from almost every hit movie of the Golden Age. The story of almost every star in the era is granted a couple of minutes too, with the best tales being those of James Cagney, Humphrey Bogart, and Marylin Monroe. But what truly makes Moguls And Movie Stars a gem is the interview structure. Through the accounts by relatives, never-heard-before information comes out by the minute.

«Афера» (1973)

Исторически сложилось, что расположившуюся между двумя «Крестными отцами» в списке обладателей главного «Оскара» «Аферу» никто не воcпринимает всерьез. Мол, Джордж Рой Хилл выпустил сугубо развлекательное кино для широкой аудитории, которое к тому же кажется лишним в списке победителей того времени. Напомним, что в конце 60-ых Голливуд пережил пришествие молодых и голодных режиссеров (Скорсезе, Коппола, Лукас, Спилберг, Фридкин), которые принесли с собой эстетику европейского кино. И среди предельно жесткого, почти документального игрового кино «Афера» действительно смотрится белой вороной. Но в этой простоте и кажущейся легковесности и кроется обаяние «Аферы». Авантюрное кино про хорошеньких мошенников существовало, конечно, и до фильма Хилла, но именно он популяризировал жанр настолько, что даже чопорные академики не смогли проигнорировать эту картину. «Афера» получила в итоге 7 золотых статуэток.

The Battle Over Citizen Kane (1996) — Stream On MUBI

The Oscar-nominated project explores the bitter rivalry between influential newspaper tycoon William Randolph Hearst and Citizen Kane director Orson Welles. Hearst felt the movie indirectly portrayed him in a bad light, hence he tried to sabotage the production and release process.

What The Battle Over Citizen Kane does best is to emphasize the fact that success stories are always admirable but the work done to get there is always painful and frustrating. Additionally, the more commonly known behind-the-scenes facts about Citizen Kane are ignored for fresher and more fascinating information.

«Потерянный уикенд» (1945)

Фильмы эпохи «Золотого Голливуда» часто (и заслуженно) ругают в излишней академичности и неестественности. Все эти картонные студийные декорации, театральная манера игры и неестественные цвета наводят на сегодняшнего зрителя зевоту. Одной из причин рафинированности классических голливудских фильмов можно считать Кодекс Хейса — свод цензурных правил, который действовал в американском кино более 30 лет, начиная с 1930 года. «Потерянный уикенд» Билли Уайлдер — один из немногих голливудских фильмов, в котором многие цензурные ограничения, как бы это помягче сказать, вообще не соблюдались. Это жесткая, очень натуралистичная картина об алкоголизме — одной из табуированных тем в классическом Голливуде. «Потерянный уикенд» — рассказ о двух днях из жизни писателя-алкоголика Дона Бирнема, который не может прожить без бутылки. Как и «Это случилось однажды ночью», фильм Билли Уайлдера способен покорить в том числе и современную публику. Без оговорок, это один из самых любимых моих фильмов не только в этой десятке, но и вообще.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: