Баллада о супергерое Козловском
Сюжет картины повествует о любви обычного пожарного Алексея (Данила Козловский) и парикмахерши Оли (Оксана Акиньшина) во время событий Чернобыльской катастрофы. 10 лет назад они расстались, но теперь Алексей приехал в Припять и заново влюбился в девушку.
Расстроенный отказом с её стороны, он решает покинуть город, уволиться и переехать жить в Киев. Однако всё не так уж просто: взрывается четвёртый энергоблок ЧАЭС, срочно нужны ликвидаторы.
На протяжении всего фильма нам демонстрируют тяжелую работу пожарных и врачей, а также мельком указывают на решение проблемы с электростанцией. Параллельно авторы развивают любовную линию пары.
Здесь появляется и первая проблема
Сценарий так и пестрит условностями, а основное внимание уделяется всё-таки не молодым людям, а катастрофе и личным проблемам Козловского
У пары нет какого-то бэкграунда, нас просто ставят перед фактом: они были вместе, разошлись, а теперь Алексей узнаёт, что у него есть ребёнок и решает все исправить. Как так вышло, почему они расстались, на чем держались их отношения до и после расставания — неизвестно. Додумывать всё приходится зрителю, смотря на эмоции персонажей.
При этом, я бы не сказал, что очень много тех самых эмоций. Акиньшина то и дело забывает, как вести себя в кадре, она просто открывает рот и читает текст. Лишь в некоторых моментах она пытается выдать какие-то чувства, но и тут частенько терпит крах.
Козловский же оказался лучше режиссёром, чем актером. Нет, он вжился в роль вымышленного персонажа и ему соответствовал, но переигрывал, а пустые диалоги на это вдвойне давили.
Алексей Козловского получился самым настоящим супергероем. Смотрим аннотацию к фильму:
Обычный да не совсем. Пока все вокруг разрушающегося реактора погибают от передозировки радиацией и от разрушений энергоблока, Алексей твёрд и решителен в своих действиях. Его не берет огонь, он не тонет в воде и вообще не восприимчив к радиации. Прямо как супермен.
Те или иные действия он совершает исключительно ради корыстной цели: чтобы заполучить обратно свою возлюбленную.
И все бы ничего. Как говорят бывшие ликвидаторы, такие «везунчики» действительно были, на всех радиация действует по-разному. Однако на фоне непрекращающегося бреда такой супергерой выглядит просто смешно.
Лёша должен был стать собирательным образом ликвидаторов аварии, но из-за полуразрушенного характера героя мы видим лишь негатив. И создаётся ложное впечатление о тех, кто спасал другим жизни.
Саму катастрофу авторы элегантно пытаются обходить стороной
На вопросы о причинах взрыва реактора они отвечают, что виноваты люди, и не важно, какие. Случилось и всё
Также затрагивается и вопрос советской политической системы. Но и его «лаконично» обыгрывают: представитель власти просто заявляет, что система есть и ее не победить. Ещё вопросы?
От периодической тупости происходящего на экране приходится частенько пробивать лицо рукой. Один из зрителей через полчаса даже покинул зал.
При этом создатели фильма постоянно стараются выжать из зрителя хоть слезинку. То покажут рыдающую над ребёнком мать, то пытающихся пройти к облученным жён, то бегающих собак или раздавленных птиц.
Жаль, что все попытки тщетны, в происходящее совершенно не веришь. Хотя фильму есть, чем похвастаться в этом плане.
Что будет с инженером Валерой?
Инженер Валера, который отправляется во вторую миссию с Алексеем, погибает в мутной радиоактивной воде вскоре после открытия клапана и предотвращения второй катастрофы. Из-за того, что он был слишком напуган, чтобы продолжить первую миссию, инженер прошел долгий путь и, кажется, несколько раз мирился со смертью, прежде чем окончательно погиб.
Во время выздоровления в больнице после первой миссии мы видим, как мать Валеры плачет, потому что он сообщил ей о своем решении снова пройти под реактором, чтобы попытаться открыть клапан. Он говорит Алексею, что понимает, что это самоубийственная миссия, и что он все равно хочет ее предпринять. В качестве своего последнего акта он перерезает шнур, соединяющий его с пожарным, когда понимает, что не вернется на поверхность, и погибает, спасая бесчисленное количество жизней.
Смотреть? Не думаю
Если только вы хотите увидеть побольше красивых кадров, то можно посетить кинотеатр на выходных и оценить их вживую.
В остальном же, это максимально проходное кино, на которое я бы не советовал тратить время. Бредовый сюжет и плохая проработка персонажей вкупе с большим хронометражем в 2,5 часа оставляют после себя лишь пустоту, которую нечем заполнить.
Хочешь ещё?
Ищешь ответ на вопрос?
iPhones.ru
Провал, да не полный.
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией.
Telegram: @TemaBausov
Фильм Данилы Козловского «Чернобыль» пережил смену двух названий («Опасная вода», «Когда падали аисты») и отсрочку выхода в прокат; наконец – почти во всех кинотеатрах страны
В середине апреля 1986 года главный пожарный атомной электростанции Алексей Карпушин (Данила Козловский) пошёл вместе с товарищами по работе и общаге подстричься – и узнал в парикмахерше Ольге (Оксана Акиньшина) девушку, которую бросил десять лет назад. Старое чувство возгорелось – с обеих сторон – с новой силой, и спустя две недели Алексей готов был всё отдать, лишь бы Ольга с десятилетним сыном, неслучайно носящим то же (отцовское!) имя Лёша, уехала с ним в Киев: на АЭС искателю приключений стало скучно. 25 апреля Карпушин сдал дела, получил напутствие «Сухих рукавов!» и закатил отвальную.
Есть несколько выдающихся нервных и осознанно сбивчивых драм, инспирированных Чернобылем: фильм Александра Миндадзе, благодаря которому мы никогда не забудем, что полыхнуло в субботу, или «Распад» (1990) Михаила Беликова, первая в игровом кино попытка осмыслить бедствие. Там Чернобыль рифмовался и с крушением страны, и с распадом семьи – частной трагедией героя Сергея Шакурова: пьяная бравада «Требую всех привлечь к Страшному суду» была психозом журналиста-рогоносца. Но это всё «фестивальное кино», «не для всех», другое дело – превратить реальную историческую трагедию в блокбастер.
саспенс невозможен по определению, финал известен, сомнений в том, что ликвидаторы смогут пройти подреакторными коридорами «через седьмую отметку» и откачают «опасную воду», предотвратив взрыв, угрожающий уже всей европейской территории, нет.
Авторы это тоже понимают, и делают «Чернобыль» парадом жанровых аттракционов. Начинается как романтическая love story, продолжается – в сам момент аварии – как фильм катастроф (чуть ли не с элементами хоррора – обгоревшая плоть, неукротимая рвота), далее – толика производственной драмы (когда технари, военные и чекист с «убедительным документом» и искривлённым лицом по чертежам решают, как не допустить полной амбы).
Всё сценаристами Алексеем Казаковым и Еленой Ивановой придумано правильно, но не работает (говорю только за себя): блоки разных жанров приварены друг к другу намертво (в отличие от металлических щитов на АЭС), без зазоров и необходимого в кино воздуха.
Сценарная удача – житейские мотивировки, оправдывающие подвиг: Карпушин, вообще, не такой дурак и патриот, чтобы нырять в смертоносный «бассейн», но неожиданно обретённый сынишка – при смерти, словил дозу радиации, и это единственный способ отправить его спецрейсом в спасительную швейцарскую клинику. Финальный и фатальный спуск Карпушина в преисподнюю реактора – оставив любимой записку «Прости, но мне надо вернуться» – укладывается уже в психологический портрет героя: тихая семейная жизнь с летними поездками в морю – совсем не про него. Лучше – отчаянный и исполненный романтизма шаг; иного исхода влюблённый в себя и персонажа актёр-режиссёр не принял бы.
Сослуживцы завидуют «мужской силе» Карпушина; олина подружка Марина говорит «У нас любая за такого Родину бы отдала»; проезд героя вдоль живописных электрических вышек происходит под «Последнего героя» группы «Кино» – и очень это всё органично.
Не режет глаз ретро, запечатлённое оператором Ксенией Середой. Обилие красных флагов и кумачовых транспарантов – широкая подготовка к майским праздникам: повезло кинематографистам с датой аварии. Тётки в автобусе, урчащие на красавиц-парикмахерш «растопырились тут, как проститутки валютные вырядились», благополучно дожили до наших дней,
Особое упоминание – «ненастоящий свет» (как замечает вступивший в близкий контакт с радиационным заревом пожарный Тигран), горящий реактор, отражающийся в объективе любительской кинокамеры LOMO: это маленький Алексей случайно оказался подле АЭС – будто пацан из «Супер 8» Дж. Дж. Абрамса.
Да, та самая подружка – яркая эпизодическая роль актрисы Мастерской Брусникина Юлии Джулай; и весь «Чернобыль» – живое подтверждение того, что нет маленьких ролей. Естественно, в первую очередь обсуждают центральных исполнителей;
Но тут хороши все, даже появляющиеся на считанные минуты.
Были бы достойные их сценаристы – а то дуэт, написавший «Чернобыль», проявил остроумие только во вложенном в уста героя анахронизме «эксклюзивный тест». Это, если что, не про ликвидацию последствий аварии, а про катание на закрытом до Первомая чёртовом колесе.
Что вызывает взрыв?
Причина взрыва ядерного реактора многократно намекается в фильме, но никогда специально не обсуждается и остается загадочно расплывчатой. Когда Алексей наконец наедине спрашивает Валеру, почему произошел взрыв, тот просто отвечает: «Люди». Это намекает на взрыв, вызванный недосмотром или неправильным управлением на ядерном объекте, что привело к трагической катастрофе.
Кроме того, на коррупцию на высоком уровне также намекают, когда выясняется, что часть бетонного пола возле реактора была фактически сделана из металлических листов, а не из железобетона, чтобы уложиться в сроки строительства. Аргументы в пользу того, что коррупция хотя бы частично является виновной, получили дальнейшее подтверждение, когда один из инженеров, получив приказ молча выслушать правительственных чиновников, ругающих его за аварию, вступился перед своим боссом и сказал, что он не будет хранить молчание. Он говорит, что не будет скрывать тот факт, что именно из-за коррупции реактор был «построен для взрыва», на что его босс упрекает его и говорит, что коррупция подобна радиации: «невидимая, вездесущая и вечная».
Алексей мертв?
Вместе с инженером Валерой и военным водолазом Борисом, Алексей входит в разрушающееся здание реактора, но их миссия терпит неудачу, в результате чего Борис подвергается смертельному воздействию радиации. Затем Валера решает предпринять еще более опасную миссию по открытию шлюзов резервуара вручную, для чего к нему присоединяется Алексей. Хотя этим двоим удается открыть подводный клапан, они не могут всплыть на поверхность.
Затем Ольга находит Алексея в больнице, сильно обгоревшего от радиации, и обнимает его, несмотря на то, что ей сказали, что он заражен и что приближаться к нему опасно. Затем мы видим ее через три месяца в ожидании на взлетно-посадочной полосе своего сына Алекса, который вернется из Швейцарии, где он прошел курс лечения от радиационного отравления. В заключительных сценах фильма Алекс появляется слабым и без волос на голове, но может встать, и обнимает свою мать.
Фильм заканчивается тем, что мать без слов обнимает своего сына, не давая зрителям никакого ключа к судьбе человека, которого она обнимает в предыдущей сцене. В последний раз, когда мы видим Алексея, он сильно изуродован долгим временем, проведенным в горячей радиоактивной воде, пытаясь открыть вентиль, а затем пытаясь спасти Валеру. Как медсестра сказала Ольге, его радиационное отравление настолько серьезное, что он рискует заразить других. Как и в случае со многими его коллегами и спасателями, мы можем быть почти уверены, что Алексей поддастся радиоактивному облучению и умрет.
Почему Ольга снимает радиационный костюм перед тем, как обнять Алексея?
Возможно, больше о судьбе нашей героини Ольги говорит не степень ее заражения, а то, почему она в первую очередь преднамеренно подвергается этому воздействию. Мы видим, как она намеренно снимает все защитные приспособления и ложится, обняв Алексея, который даже в умирающем состоянии, кажется, удивлен ее действиями.
Одним из объяснений этого, кажется, является бессмертная любовь Ольги к Алексею, которую она до сих пор в значительной степени скрывала из-за того, как он причинял ей боль каждый раз, когда она доверяла ему. Даже когда они встречаются в начале фильма, она очень далека от него, несмотря на их историю. Однако мы видим искры настоящей любви между ними на протяжении всего фильма, и ближе к концу она наконец ломается и спрашивает его, почему он оставил их (ее и Алекса) столько лет назад.
Безмолвная любовь Ольги к умирающему пожарному может быть настолько сильной, что, видя его на смертном одре, она не обращает внимания на свою судьбу и рискует подвергнуться смертельному облучению. Кроме того, в то время, когда она обнимает Алексея, она не знает, выживет ли ее сын (который лечится в Швейцарии) или нет. Тот факт, что двое людей, которых она любит больше всего (Алекс и Алексей), похоже, лежат на смертном одре, возможно, также заставляет ее не заботиться о том, выживет она или умрет.
Почему Алексей и Валера возвращаются в реактор?
Миссия, которую Алексей, Валера и другие сначала выполняют, чтобы вернуть энергию в реактор и осушить резервуар, настолько опасна, что они не могут заставить себя попросить других добровольно участвовать в такой опасной миссии. Все еще сложнее, потому что миссия предполагает погружение в горячую радиоактивную воду. Несмотря на то, что Алексею, Валере и Борису удалось подключить внешний силовой кабель к трубопроводу, реактор не может потреблять электроэнергию, и миссия проваливается, несмотря на их героические усилия и жертву Бориса.
Затем мы видим, как вооруженные силы и «ликвидаторы» прибегают к попытке осушить резервуар, но Валера, который хорошо знает реактор, не уверен, что им это удастся, и решает войти и попытаться выполнить гораздо более опасную процедуру открытия. клапан резервуара вручную. Алексей в конце концов решает вернуться с ним, возможно, понимая, что, если он не пойдет, миссия может провалиться (что оказывается правдой!)
Валера также упоминает, что нет других достаточно храбрых добровольцев, чтобы пойти с ним, что делает роль Алексея в миссии еще более важной. Наконец, тот факт, что именно Алексей мотивирует Валеру продолжить предыдущую миссию, когда последний становится холодным (и теперь видит, что Валера снова берет на себя огромную ответственность за вход в реактор), скорее всего, подталкивает его к тому, чтобы присоединиться к инженеру
В том, что кажется самоубийственной миссией.