Нуучча

Нуучча

Popular reviews

More

Russians are evil

Review by Andrey Moskalenko ★★★½ Сергей Гилёв ещё в чиках отлично показал свою умелую способность быть вселенским ужасом, здесь же мощь свою пугающую подтверждать он продолжает: только если у Оганесяна зло гилёвское было яркое да шумное, то здесь, на якутской земле, оно спокойное да скрытное. Играет Гилёв тут русского осуждённого, которого сослали к далёким якутам в наказание власти

Местный князь, желающий выслужиться перед казаками, подселяет преступника к семье главного героя Хабджийя в обмен на обещание помочь тому с пропитанием, сильно важному в подготовке к зиме.
Начинаясь с ощущения полной тоски в виде похорон ребёнка, Нуучча постепенно разрастается до полной безысходности: еле выживающий маленький якутский мирок начинает трещать всё сильнее, когда дремлющее колониальное зло под боком окончательно устаёт мириться с сосуществованием и насильно берёт власть в свои…

Review by Aiaan Makarov ★★★½ Первая половина напугала малость своей бесхозностью, привычная off-the-rails якутская неопределённость, типа, набрали веса на плечи и могут не дойти до финиша, не растеряв всё, хотя выглядит не скучно, но внезапно позже собрались. После финала ‘Кочегара’ ожидал того же здесь лол)
Понятно, почему фильм вряд ли выйдет, русня взъерошиться обязана, но помимо ожидаемых выпадов к колониализму неплохо заигрывают с беспомощной изнутри маскулинностью

Review by VadimBogdanov ★★★½ Кинотавр 2021
Когда-то якутское кино в конкурсных программах различных фестивалей исполняло функцию неведомой зверушки – всерьёз никто не относился, но было любопытно. Сейчас же – якутское кино впереди планеты всей, и участие хотя бы одного фильма из республики Саха в конкурсе – неважно, российского или мирового смотра – это всегда событие, повышающее статус фестивального отбора. В том году на «Кинотавре», впервые за всю его историю, главный приз получил якутский фильм (им стал «Пугало»), что, впрочем, решение закономерное и, само собой, заслуженное. Год спустя конкурс «Кинотавра» снова не обходится без якутского кинематографа – на этот раз за награды борется исторический слепок дореволюционной России под названием «Нуучча» от режиссёра Владимира Мункуева. И хоть фестиваль ещё не достиг даже экватора, у него только…

Review by yurapple ★★★★ Well, now I understand why the movie was banned in Russian Federation. Looks like russians were VERY made about the plot. It is not a surprise actually. The movie is so heavy to watch. You really do feel that this place is abandoned by the gods, like oyuun (shaman) said. Main character didn’t have to earn fate like that. I can think about nothing but the fact that life of my people in that time was sp horrible and just injustice. My heart is broken.

Review by Konrad Hanche ★★

A calm, but sorrowing film revolving around a poor, indigenous couple dealing with lack of food and the sudden presence of a foreign intruder, which could be a blessing … or possibly a curse. It was beautiful in its ways, only observing the couple going about their daily routines was enough to be pleased in the theaters, but once the Nuuccha decides to only provide his own ego, nothing feels right.

Review by Kjetil Almås ★★★ Slow moving and slightly depressing depiction of the lives of hard-working yakuts living on barren land. The intrigue builds nicely, but the sparse dialogue makes it hard to get invested. Would have liked to see more from the other villagers, like the straight talking nihilist.

Review by elwyn ★★★ this was horrible to watch. the movie itself wasn’t bad at all, but the story left me with a sinking feeling that no movie has for a while. i wouldn’t watch this again, but it was worth the watch. the acting was great, and i felt really bad for them. the movie was slow paced, but i think it fit, considering the environment.

Review by Ssutiwat ★★★½ It’s a story about Yakuts, ethnic group in Russia. It was obvious issues which explored second class citizenship in marginalized people, especially at the time of Tsar reign. The film was burned slowly and developed in the lightly atmosphere that collected the energy and exploded at the end of story.

Кто убил Витю Людоеда?

Ближе к концу картины жители села собираются на местной “площади”, рядом с которой стоит православный Храм – праздновать Масленицу.

Согласно древней традиции, Петр (скучающая, глубоко городская жена которого, точно нежная Красавица, интересуется Чудовищем – инфернальным Виктором) вызывает Людоеда на бой. Ставка высока: проигравший должен уехать. Побеждает Виктор.

В финале на сцену выходит Илья, однако простому, хотя и одержимому местью мальчишке, не по плечу тягаться с таким противником, как Людоед, и достаточно быстро он превращается из охотника в жертву. Вероятно, Виктор без сожаления расправился бы с юным сибирским Гамлетом, но только раздается выстрел, и он падает замертво. Его хоронят, но не так, как это принято в “цивилизованном христианском мире”, а в соответствии с местными традициями.

Как ни странно, но для сути фильма не так важно, кто именно стреляет в Виктора. Павел Деревянко в роли Виктора

Кадр из фильма

Павел Деревянко в роли Виктора. Кадр из фильма.

Людоед убил человека, вхожего к нему в дом, и это злодеяние сказалось на всех. Называя себя шаманом, он тем не менее не смог нейтрализовать кармические последствия своего поступка. Именно поэтому, в соответствии с мифологией всей этой истории, он должен был стать “козлом отпущения”. Смысл концовки фильма “Подельники” заключается в том, что село избавилось от источника настоящих и, вероятно, будущих бед. Все вроде бы просто.

Однако зрители, пытающиеся в своих разборах найти разгадку картины и ее скрытый смысл, предлагают другую, не столь однозначную трактовку финала.

Вроде бы “Подельники” заканчиваются так, как и любая другая страшная сказка: зло наказано, добро торжествует. Тем не менее, картина оставляет ощущение недосказанности.

Кто убил Виктора? Это мог быть кто угодно – любой из выбравших “правильную” в этом конфликте сторону сельчан. Например, это мог быть участковый. Все жители села сплоченно боролись с злодеем, однако, победа оказалась пирровой: убийца все еще среди них…

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Подельников” с Павлом Деревянко:

  • “Нуучча” (Россия, 2021 год). XIX век, Якутская область. Хабджия и Керемес, переживающие семейную трагедию, принимают у себя в доме русского каторжника;
  • “Капитан Волконогов бежал” (Россия, Эстония, Франция, 2021 год). 1930 год. Главный герой, принимавший активное участие в репрессиях против сограждан, сам становится жертвой доноса. Он вынужден пуститься в бега;
  • “Купе номер 6” (драма, Финляндия, Эстония, Германия, 2021 год). Девушка бежит от предавшего ее возлюбленного из москвы в Мурманск. В поезде она знакомится с угрюмым шахтером.

Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Смысл фильма и концовки

Сюжет картины можно назвать привычным для отечественного кинематографа. Если дать очень краткое содержание фильма “Подельники”, то можно сказать, что речь в нем идет о похождениях горожан, решивших окунуться в освежающие реалии “глубинной” России.

Однако режиссер картины, Евгений Григорьев, смог посмотреть на давно приевшийся сюжет свежим взглядом и найти новые интересные детали. Благодаря этому в привычном сюжете появились новые (возможно, даже забытые) смыслы.

Режиссер говорит со зрителем на вечные темы – о предательстве, страхе, мести и справедливости. Одновременно он пытается понять, кто такой человек – “тварь дрожащая” или “право имеет”? В его картине есть место конфликту не только условных города и деревни, христианства и язычества, цивилизации и древнего хаоса, но и старозаветных и новозаветных принципов. Что представляют собой человеческие ценности? Можно ли жить по своим порядкам? Есть ли в наше время место для принципа “око за око”?

Роль Ильи исполнил Ярослав Могильников. Кадр из фильма.

Жуткий смысл происходящего заключается в том, что противостоять “общине на крови” оказывается возможно только в том случае, если стать ее частью и приняв правила, по которым живет таежное общество.

Если вдуматься, это довольно безнадежный вывод. Однако, документалистская беспристрастность режиссера картины “Подельники” удивительным образом позволяет зрителю с ним даже смириться. Особенно сейчас, когда та самая, древняя глубинная отечественная “хтонь” добралась не только до крупных городов, но и пересекла границы страны…

Впрочем, взгляд на картину может быть и не таким мрачным. “Подельники” – метафоричное и аллегоричное кино. Сибирское село кажется здесь сказочным пространством, а медведь (тотемное животное пермяков) – скорее древним таежным духом, нежели зверем. Местные жители между собой говорят на своем языке, проводят таинственные обряды, хотя не забывают и о Масленице.

В картине есть и отсылки к мировой классике (чем три Петровны, хранящие местные легенды и суеверия, не три ведьмы из “Макбета”?), и ирония. Нет, это вовсе не чернушная криминальная история о страшной российской глубинке.

По словам Григорьева, главная идея его фильма – это милосердие и прощение. Даже заклятого врага.  Это гораздо более продуктивные и созидательные чувства, нежели месть. Стоит помнить об этом. Тем более сейчас.

Сюжет фильма

Описание содержания фильма “Подельники”. Молодой биатлонист Петр, член олимпийской сборной, оставив большой спорт, возвращается в родную пермскую глубинку.

Он хочет устроиться работать в местную школу и преподавать ребятам физкультуру. Вместе с Петром приезжает его жена Настя. Она смотрит на “северную экзотику” с любопытством туристки из большого города.

Юрий Борисов исполнил роль Петра. Кадр из фильма.

Петр с супругой оказываются в буквальном смысле слова “ином мире”. С одной стороны, этот мир достаточно сложен по своим взаимопереплетенным связям, а с другой – до примитивизма прост. Речь здесь идет о системе координат, в которой существуют дикие суеверия, обрывки народных представлений о мировом устройстве, тюремные понятия и изрядно потрепанные советские уроки патриотизма.

В этом мире единственным весомым аргументом является сила. Отзеркаливая известную фразу из “Брата-2”, можно сказать, что люди здесь живут по принципу “Правда в силе”. Главный авторитет в этом угрюмом месте – Виктор по прозвищу Людоед (Павел Деревянко). Он называет себя внуком местного шамана, но что действительно правда – это его тюремное прошлое. Виктора боятся абсолютно все: ведь каждого, кто осмеливается хоть как-то ему перечить, ждет смерть.

Через какое-то время после прибытия Петра Виктор убивает местного художника. И остается на свободе. Это преступление без наказания и запускает главный конфликт фильма “Подельники”.

Впрочем, нельзя сказать, что преступление ничего за собой не повлекло. Согласно мифологии картины, пролитая кровь повлекла за собой нарушение жизненного равновесия, а значит – всевозможные беды: болезнь скота, проблемы в семьях, внезапное появление медведя-шатуна…

“Закон здесь – тайга,” – говорит, хитро прищурившись, Виктор. И с ним согласны практически все жители поселка. Узнав о преступлении, они коллективно молчат. Молчат и Петр с Настей – поначалу от шока, а потом – поддавшись влиянию местного жизненного уклада: жителям тайги существующий где-то там, в цивилизации, юридический закон кажется очень далеким и совсем необязательным для исполнения.

Роль Насти сыграла Елизавета Янковская. Кадр из фильма.

Впрочем, у погибшего остался сын Илья. Мальчик, в котором Петр давно приметил талантливого спортсмена и которому старается внушить мысль о блестящей карьере, молчать не собирается. В частности, из-за него Петр решается противостоять таежной “системе” и попытаться разорвать безнадегу этого страшного морока.

Илья хочет отомстить Людоеду за отца, и физрук обещает научить его стрелять. На самом деле Петр хочет отвести мальчишку от самоубийственной затеи, но вскоре понимает, что настроен тот крайне серьезно. Волей-неволей, планируя новое преступление, они становятся подельниками…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: