Против:
Фильм «Я, Тоня» мог бы стать отличной смесью жанров: спортивная драма о зависти, криминальный экшн, детективная история расследования и судебная драма, которая разрушила фигуристке жизнь
Но картина с первых минут хочет показать, как сильно она не похожа на скучные байопики из категории «экранизация Википедии с беседами о важном». Повествование постоянно нарушается вставками интервью, архивными материалами, закадровым голосом, монтажными нарезками под типичные песни эпохи
Желание выпендриться в итоге доводит фильм до страшного — с какого-то момента герои зачем-то ломают четвертую стену, а вместе с тем и надежду на внятную историю. Если получившуюся кашу и можно похвалить, то только за то, что иногда она напоминает «Славных парней» Скорсезе в мире фигурного катания, а доведенная до абсурда линия с нападением — ранних братьев Коэн.
Прием с ненадежным рассказчиком (интервью с героями, на которых и основан сюжет фильма) мог стать для картины выигрышным, сделай создатели картины акцент именно на нем. Тогда бы получилась запутанная история нападения а-ля «Расемон», где у каждого своя правда. Зрителям бы дали несколько версий и оставили гадать, виновата ли Тоня в случившемся. Вместо этого прием с интервью героев добавляет фильму пару шуток и только усиливают идеализацию Тони. Создатели картины охотно закрыли глаза на признание Хардинг в том, что она принимала участие в нападении (что уж греха таить, даже предлагала убить Кэрриган или на худой конец порезать Ахиллово сухожилие. Зрителям показывают романтизированный образ Тони: судьи терпеть не могут сшитый лично ею костюм и ни за что не хотят допускать ее представлять США на международной арене, а потом какие-то идиоты нападают на подругу и этим разрушают карьеру Хардинг. Сразу видно — жертва обстоятельств.
Довольно иронично, что даже в фильме о желании выйти из тени коллеги внимание зрителей приковывает не сама фигуристка, а ее мать. За немного однообразную роль холодной и пофигистичной Лавоны Голден Элисон Дженни уверенно шагает за своим «Оскаром»
Что до Марго Робби — это ее первая по-настоящему главная роль. Карикатурный реднековский акцент и глупая прическа из 90-ых скорее мешают ей перенести на экран настоящую Тоню, но здесь на помощь приходит какая-то дикая энергия, с которой актриса цепляется за роль. Хардинг в ее исполнении становится непредсказуемой: в один момент это сгусток агрессии, в другой — прилежная фигуристка, которая аккуратно стирает слезы перед выступлением, чтобы не испортить макияж.
Словом, если этот фильм и должен существовать, то только ради того, чтобы Элисон Дженни получила свой заслуженный «Оскар», а Марго Робби окончательно перешла из списка потенциально талантливых в категорию актрис первого ранга с гордым доказательством «Я, Тоня» в виде подписи рядом.
Спортивная драма в кино – с 1 февраля
Байопик об известной американской фигуристке Тони Хардинг, роль которой исполнила Марго Робби («Волк с Уолл-Стрит», «Отряд самоубийц»), снят в стиле псевдодокументалистики. Нелёгкая судьба спортсменки, – которая выполнила один из самых сложных элементов в фигурном катании, тройной аксель, – открывает зрителям совсем другую Тони. Не коварную, какой её принято считать из-за обвинений в нападении на соперницу, а простодушную и наивную девушку. О том, почему съёмки оказались очень сложными для всей съёмочной группы, мы узнаем от первых лиц – актёров Марго Робби, Себастьяна Стэна и режиссёра Крэйга Гиллеспи.
«Индустрия кино»: Марго Робби о тяжёлых испытаниях на съёмках «Тони против всех»
В 1994 году, накануне Олимпийских игр, было совершено жестокое нападение на американскую фигуристку Нэнси Керриган. Её сильно ударили по колену – всё для того, чтобы помешать участию в соревнованиях. В ходе расследования стало известно, что покушение на спортсменку организовал бывший муж её конкурентки по сборной – Тони Хардинг. Той самой Тони – первой американки, которая смогла выполнить тройной аксель – очень сложный прыжок. Себастьян Cтэн – исполнитель роли Джеффа Гиллоули, мужа фигуристки – рассказывает о фильме: Эта история о Тоне – девочке особенной, талантливой. История о том, как остаться индивидуальностью, когда требуют, чтобы ты был такой, как все. А именно так было в фигурном катании в то время. Мой герой – муж Тони, с которым она была с ранней юности. С его помощью мы понимаем, через что Тоне приходится пройти».
Марго Робби про фильм «Тоня против всех»
Готовясь к роли, Марго Робби занималась фигурным катанием около четырёх месяцев. Тренировки были пять раз в неделю и продолжались несколько часов. Многие трюки в фильме актриса выполнила сама. C Марго занималась Сара Кавахара – фигуристка и хореограф, обладательница «Эмми» за постановку шоу в честь открытия и закрытия Зимней Олимпиады в 2002 году. Марго Робби признаётся, что съёмки дались ей нелегко:Я думала, что фигурное катание станет для меня самым большим испытанием. Но тяжелее всего мне далось погружение в саму историю. В какой-то момент катание на льду стало для меня такой механической штукой, было доведено до автоматизма. Я выучила хореографию и смогла кататься, как надо. А вот следовать за сценарием, у которого такая необычная структура, играть человека в разные периоды его жизни, – вот это было ужасно трудно».Актриса призналась, что даже если бы и десять лет тренировалась, тройной аксель не потянула. С тех пор, как этот прыжок выполнила Тоня Хардинг, повторить его удалось менее десяти спортсменкам во всём мире. Режиссёр фильма Крэйг Гиллеспи рассказал, как ему пришлось пойти на хитрость, чтобы показать один из самых сложных элементов в фигурном катании: Тонин стиль катания – такой физиологичный, она – атлет, артистизм не на первом плане. И я очень хотел именно это показать, поэтому камера расположена так близко к героине, когда она катается. Мы не смогли найти человека, способного сделать тройной аксель, поэтому использовали графику. Так что мы сняли двойной прыжок (на самом деле, там два с половиной оборота), а потом сами «докрутили» его до третьего». Съёмки шли всего месяц – дистанция короткая, но изнурительная, требующая сил. Сцены снимали – как это обычно бывает – не в хронологическом порядке. Порой на площадке Марго Робби ещё утром могло быть 15, после обеда она взрослела, прибавляла лет 20, полнела, меняла причёску, а вечером снова становилась подростком. Было непросто – до сих пор ей не приходилось играть кого-либо в разном возрасте. Но именно это помогло Марго лучше понять свою героиню:Знаете, играть Харли Квинн и Тоню Хардинг – по-разному непросто. Харли Квинн – персонаж выдуманный, но у неё столько поклонников среди читателей комиксов. Я чувствовала ответственность перед ними. Тоня – известный человек, который живёт среди нас. Многим она не нравится, её осуждают. Но и здесь я чувствовала ответственность: нужно было максимально честно рассказать её историю».
Трейлер фильма «Тоня против всех»
Марго Робби,
Себастьян Стэн,
Крейг Гиллеспи
Новинка
За:
Карьера режиссера Крэйга Гиллеспи развивается по загадочной схеме а-ля Джеймс Мэнголд: жанровые метания без намека на четкий маршрут. И правда, трудно поверить, что фильмы «Ларс и настоящая девушка», «И грянул шторм» и «Ночь страха» снял один и тот же человек. Видимо, набив руку на разных жанрах (спортивная драма тоже была), он наконец-то сделал свой opus magnum: пластичный, яростный, очень смешной и очень грустный фильм про то, как одна борзая фигуристка хотела поломать систему об колено, но обстоятельства и время ее быстро поправили.
Наверное, главное в «Тоне» — содрать наклейку «байопик», абстрагироваться от реального образа, от большого контекста, где идея «американской мечты» сталкивается с актуальной темой «девушка в бою». Меняя жанры как танцевальные костюмы (комедия, драма, мокьюментари, триллер, черт, чего тут только нет), задорно кивая великим (почти весь второй план — типичные коэновские идиоты, а сам материал умно и холодно мог бы снять, например, Содерберг), фильм с каждой минутой становится все злее и злее, пока в буквальном смысле не падает у финишной черты; вот и все, дорогая, скончалась эпоха.
На похожей ноте когда-то завершал своих «Славных парней» Скорсезе: крутым парням и девчонкам моря по колено ровно до того момента, когда какая-нибудь нервная глупость не разрушит все. Марго Робби, пять лет назад этим самым Скорсезе открытая, конечно же, цепляется за выигрышную роль, разом выплескивает всю накопившуюся тьму и предсказуемо срывает овации (список престижных номинаций не даст соврать). Все аплодисменты абсолютно заслуженны, хотя в том, что красивой талантливой актрисе нужно обязательно натереть щеки свеклой и сыграть какой-то чудовищный слом для того, чтобы о ней заговорили всерьез, есть что-то обидное. Впрочем, если говорить об актерских подвигах, то тут всех подчистую убирает Эллисон Дженни в роли матери-бронепоезда: все награды мира за второй план уже должны ровным слоем покрывать полы в ее доме.
Как любое выдающееся кино, «Тоня» лихо вылетает за заявленные рамки — это в меньшей степени картина про спорт, никакого вам «Рокки» на льду. И маниакальное стремление парить над всеми условностями иногда идет фильму во вред — чего стоит крушение четвертой стены бензопилой без разбора, уместно это или нет, прикольно же, пусть будет. Но чего у фильма не отнять, так это свирепой, отчаянной, угловатой энергии, которая очень нужна в то время, когда кино становится все более безопасным и удобным.
Мария Ремига
Рецензия: Не фортануло
Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 31 января 2018
https://youtube.com/watch?v=c2x6bQPEzYU
«Тоня против всех» — не чёрная комедия, как можно подумать из промо. Марго Робби не играет второй раз Харли Квинн, не избивает людей со счастливой улыбкой. Напротив, её Тоня Хардинг из всех ключевых персонажей — единственный адекватный, уравновешенный человек, и это одна из тех вещей, что фильм пытается донести. Эта картина — такая финальная точка многолетней репутационной реабилитации для некогда многообешающей фигуристки, по версии фильма мечтавшей только о фигурном катании, но в итоге навсегда отстранённой от него из-за действий окружавших её идиотов. То есть, в каком-то смысле типичный голливудский оправдывающий байопик.
Но что важнее — это типичный байопик Дэвида О. Рассела. Но без Рассела. Или хотя бы продюсеров, связанных с его фильмами. Подмену легко не заменить. «Тоня» формально рассказывает о восхождении фигуристки от самого детства до легендарного краха карьеры, но в реальности это больше фильм о дурацкой, фриковой, невыносимой семейке, где все постоянно кричат в лицо, дерутся и бросаются посудой, но даже уйдя после этого, потом возвращаются. Здесь чёрствая злобная мать, которая вечно курит и носит на плече попугая, усатый дурачок-муж, который бьёт Тоню за любое неверное слово, жирный дегенерат-телохранитель, который считает себя специалистом во всём — все трое неотъемлемая часть жизни молодой фигуристки, которая слишком неопытна, проста и наивна, чтобы навсегда закрыть дверь перед ними. Плюс, все её мысли заняты спортом, где её мало кто любит.
В «Тоне» много ужасных поступков и обидных событий, по сути это бытовушная драма, но ты полностью понимаешь это лишь досмотрев. Её тональность совершенно иная. Она всегда иронична, и лишь ирония со временем становится более грустной. Она рисует людей не монстрами, а только прикольными, харизматичными, недалёкими простаками. Когда в ней дерутся или психуют — это смешно и дико одновременно. При этом она прекрасно уловила 90-е, точно передала реальных людей (только сама экранная Тоня внешне сильно отличается, но Марго работает вопреки этому, как Фассбендер в «Джобсе»). Это очень уверенная, бодрая, живая трагикомедия, которая гармонично смотрелась бы рядом с «Бойцом» и «Американской аферой», и несмотря на всю кинематографическую вторичность — это едва ли не самое грамотное кино в оскаровской гонке этого года.
Тоня против всех:
постеры фильма: 3кадры из фильма: 9трейлеры: 4
Рецензии и обзоры
Белфаст: Дом, любовь и фантазия
Бране удалось сделать личную историю универсальной, создать рассказ о людях, которые ещё вчера жили в мирном городе, а сегодня чувствуют себя абсолютно потерянными
Игра теней: Идентификация Нисона
Лучше бы фильм так и оставался до конца рассудительным кино о взаимоотношениях девочки и деда, который забывает выпить таблетки
Кими: Киберпанк 2022
Вас записывают, изучают, взламывают, продают с потрохами и делают на вас огромные деньги, а заодно и превращают вас в рабов на корпоративной молотилке чужих душ
Ещё рецензии
«Тоня против всех» – чёрная комедия про спортивную жизнь – в проекте WhyNotMovie
«Тоня против всех» – фильм, которй успел нашуметь в России до премьеры: из-за парадоксального решения прокатчиков заменить оригинальное и, чего там, не самое яркое название «Я, Тоня» (I, Tonya) на куда более значительное – «Ледяная стерва». «Стервой» наших мультиплексов едва не стала Тоня Хардинг – вторая женщина в истории фигурного катания, выполнившая тройной аксель, победительница турнира на приз газеты «Московские новости» в 1989-м, обладатель второго места на чемпионате мира 1991-го года и чемпионка США того же 1991-го (второго звания национальной чемпионки, в 1994-м, Тоню лишит Ассоциация фигурного катания; почему – подробно расскажет фильм). Но, во-первых, российские поклонники Тони возмутились таким произволом и выплеснули возмущение в соцсети. А, во-вторых, сами прокатчики, видимо, посмотрели фильм внимательно и поняли, что заблуждались: если в кадре и есть стопроцентная стерва, то это не Тоня, а её железная мамаша ЛаВона (мастерица перевоплощений Эллисон Дженни, «Западное крыло», «Девушка в поезде», «Дом странных детей миссис Перегрин»), с четырех тониных лет занявшаяся перековкой дочери – и превратившая милого ребенка в агрессивную машину для достижения спортивных побед.
В итоге фильм обрел менее вызывающий титул, внятно, но без брани позиционирующий бойцовский характер героини.
Центральное событие «Тони» – криминальный инцидент.
Действовал Шейн, как выяснилось, по сговору с бывшим мужем Тони Джеффом Гиллули (Себастиан Стэн, «Первый мститель», «Удача Логана») и её телохранителем Шоном Экхартом (Пол Уолтер Хаузер, сериал «Королевство»). Насколько замешана в преступлении сама Тоня – вопрос открытый, в своё время бурно обсуждавшийся и в судах, и в СМИ (и обеспечивший Тоне обложки Times и Newsweek). Ответ на него, конечно, заботит Крэйга Гиллеспи («Ларс и настоящая девушка», «И грянул шторм»), режиссера кинобиографии Хардинг. Но это – далеко не единственное, что его заботит: «Тоня против всех» – вполне себе (анти)героическое сказание; захватывющий том из киношной серии ЖЗЛ и бойкая социокультурная панорама.
Австралийка Марго Робби («Прощай, Кристофер Робин»), отчаянно сыгравшая Тоню, прославилась после роли в «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе, и прилагательное «скорсезианский» к «Тоне» напрашивается само собой. Есть и другие аналоги: в «Тоне» братья Коэн встречаются с Дэвидом О. Расселом.
А в целом метод Гиллеспи походит на то, что делает Дэвид О. Рассел, автор основанных на подлинных биографиях «Бойца», «Аферы по-американски» и «Джой» (в судьбах изобретательницы чудо-швабры Джой Мангано и Тони уйма совпадений): он также, трезво, с ухмылкой – но и с любовью – говорит об обыкновенных монстрах-обывателях, способных и на бытовой мордобой, и на тройной аксель.
«Тоня» – маленький киношок: ледовая арена, облюбованная самым «мимимишным» видом спорта, здесь становится полем классовой борьбы (каково кататься девочке, чья мама пашет официанткой, и на покоряющие судей наряды рассчитывать не приходится?) и мягкой уголовщины.
Ну а интонацию фильма идеально задаёт пролог: короткие монологи всех ключевых фигурантов «дела Тони» предваряет почти абсурдистский титр «в основе фильма лежит серия предельно серьезных, противоречащих друг другу и абсолютно правдивых интервью», а дальше – слово героям, лихо обрисовывающим круг тем и проблем.
ЛаВона Хардинг: «Тоня у меня пятая от четвертого мужа, оторви и выбрось. Избаловали мы ее конечно – натуральные фокусы, учитывая, что ни хрена у нас за душой не было. Я ее и на соревнования, и на тренировки возила, костюмы ей шила сама – а мама у неё все равно чудовище».
Диана Роулинсон, тренер: «Людей Тоня либо сражает наповал, либо отталкивает – как сражает наповал либо отталкивает Америка. Тоня была образцовой американкой».
Шон Экхарт, телохранитель: «Ну, сперва Джефф и Тони хотели избавиться от Нэнси, а я им тогда и сказал: «Вывести из игры можно и по-другому,» так что на здоровье».
Джефф Гиллули: «Мне было 27, а меня ненавидела вся Америка, да и весь мир. Я носил усы, за которые по сей день стыдно. Мое имя склоняли – где-то сломали человеку колено, а говорят «Загиллулили».
Тоня Хардинг: «Что обо мне думают люди? Что я настоящая. Я никогда не извинялась за то, что родилась деревенщиной. И что полезла в спорт, где судьи видят девушку этаким старомодным эталоном женственности. За то, что первая в США сделала тройной аксель – да и хрен с ним».
И если Тоня – как Америка, то фильм про неё – как Тоня. Настоящий. Вызывающий. Смешной.