Эффекты
Кадр из фильма «Начало» (2010)
Нолан не просто мыслитель, а искусный формалист. Парадоксы, лабиринты, слоеные иллюзии, погони, перестрелки и засады в стиле бондианы, высотки строятся и осыпаются, несущийся по городской улице поезд и та самая драка в гостиничном коридоре. Воспеватель IMAXа, формата, который сделал его сильнее как режиссера, наполнил головоломку удивительными мирами, смешав разные жанры, обыграв историю разными ритмами и сюжетными поворотами. Традиционный для Нолана отрывистый монтаж, нелинейное повествование, вставные истории, быстрые нарезки и эпичные замедления.
Кроме потрясающего приключения и драматических духовых Ханса Циммера, другой причиной популярности «Начала», похожего на «Престиж», где воспоминания внутри воспоминаний в воспоминаниях, является гениальная визуализация таких сложных понятий как сон, память и время. Ресторан захлестывает волна только потому, что герой падает в ванну, каноничное изображение «сгибающегося» города, парижские лавки взрываются, а элегантный отель сменяется секретной военной базой в снежных горах. Нолан подходит к иррациональному рационально, стремясь к «реализму» и доводя до совершенства съемки на натуре. Каждый раз, когда я, затаив дыхание, погружаюсь в этот сон, где может случиться что угодно, и каждый творит что вздумается, я не хочу, чтобы меня будили.
Бэтмен: Начало
После удачных фильмов Тима Бёртона и… кхм… не слишком удачных фильмов Джоэла Шумахера перезапуск франшизы про Бэтмена представлял собой крайне сложную задачу – рассказать историю мстителя в плаще в очередной раз, да так, чтобы это было свежо и интересно, казалось почти невыполнимой задачей. Однако чудеса случаются, и версия Кристофера Нолана не просто превзошла ожидания, но и породила новую волну популярности как героя в частности, так и экранизаций студии DC в целом. Несмотря на довольно стандартную фабулу, таланты Нолана, Бэйла, Фримена, Мёрфи, Ниссона и Кейна смогли вывести фильм на качественно иной уровень. Мы оценили.
Темный Рыцарь: Возрождение Легенды
Решение по самому неудачному (кстати, это не значит «плохому») фильму Нолана было принято практически единогласно. «ТР: Возрождение Легенды» сумбурен, вводит новых персонажей, с которыми не знает, как поступить, старается завершить всю серию фильмов и при этом быть отдельным произведением, постоянно маневрируя между этими двумя задачами. Фильм затянут, сюжетные дыры тяжело игнорировать, а уровень пафоса просто зашкаливает – но это не значит, что нужно посыпать голову пеплом, если вам этот фильм нравится. Огрехи вполне компенсирует отличная актёрская игра, замечательный саундтрек и очень качественная режиссура. Возможно, если бы предыдущий «Тёмный Рыцарь» не был так хорош, то этот фильм воспринимался бы по-другому. Однако имеем то, что имеем. И это однозначно (опять же, по нашему скромному мнению) самая слабая полнометражная работа Нолана.
Тёмный Рыцарь
Очень хочется вложить в уста Джокера фразу другого популярного персонажа: «Хаос – это лестница». Тонкое, почти научное исследование зарождения зла и его принципиального отличия от добра, замаскированное под фильм о Бэтмене. Как же редко подобные эксперименты воплощаются в жизнь хоть сколько-нибудь успешно! И тем приятнее видеть, что «Тёмный Рыцарь» имел оглушительный успех и является по-настоящему красивым интеллектуальным кино. Разумеется, гениальную игру Хита Леджера обойти стороной мы не можем – образ Джокера стал настоящим золотым стандартом того, как надо изображать злодеев в кино и противопоставлять их главным героям.
«Тёмный Рыцарь» (The Dark Knight, 2008)
Сюжет «Тёмного Рыцаря», второго и самого успешного фильма трилогии, довольно мрачноват и заставляет нас задуматься, на чьей же мы стороне, и есть ли вообще эти стороны. Бэтмену, лейтенанту Джиму Гордону (Гэри Олдман) и окружному прокурору Харви Денту (Аарон Экхарт) удаётся снизить уровень преступности в Готэм-сити до самого низкого уровня за всю историю города. Брюс Уэйн начинает думать, что наконец может уйти на покой и счастливо жить с любовью всей своей жизни Рейчел Доуз. Так продолжалось до тех пор, пока новый, сеющий вокруг себя хаос злодей Джокер (Хит Леджер) не перевернул всё с ног на голову.
В 2009 году Леджер посмертно получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, премию «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана и «Премию Гильдии киноактёров США» за лучшую мужскую роль второго плана в «Тёмном Рыцаре». Его невероятная игра позволила понять, что значит быть героем, и что значит быть злодеем, и как грань между ними может стираться перед лицом хаоса. Как сказал Леджер исполняя роль Джокера: «Я агент хаоса. О, а знаешь ли ты, что есть хаос? Он справедлив».
тот фильм, с его потрясающей игрой актёров и новаторским сценарием служит мрачноватым, но точным ответом обществу, задающему вопрос, где можно и нужно проводить границы между добром и злом, если эти границы вообще существуют.
- Режиссёр: Кристофер Нолан
- В главных ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт
Бэтмен: Начало (2005)
Warner Bros.
Первая часть перезапуска истории Бэтмена, которая по сравнению с предыдущими экранизациями стала куда более мрачной и реалистичной. Готэм-сити превратился в простой американский город, где процветает криминал, а его жители — в простых людей.
Родителей маленького Брюса Уэйна убили у выхода из театра. Убийцу судили, но выпустили спустя 14 лет. Юный Брюс, всё это время живший в особняке родителей с их дворецким Альфредом, хочет отомстить мужчине, но его опережает киллер, нанятый местным мафиозным боссом Кармайном Фальконе. Так главный герой знакомится с преступным миром своего города, который здравствует и контролирует весь Готэм-сити.
Желая всё изменить и вернуть жителям города безопасность и справедливость, Брюс Уэйн на семь лет уезжает из Готэма. Он путешествует и связывается с преступниками, чтобы понять их мир изнутри. Так он попадает в таинственную Лигу теней, где его обучают искусству боя.
Вернувшись в Готэм-сити совершенно другим человеком, Брюс создаёт своё альтер-эго – Бэтмена, использовав в качестве вдохновения образ летучих мышей, которых он сильно боялся в детстве.
Подробное и нетипичное становление тёмного рыцаря, несколько злодеев и хитрые повороты сюжета сделали этот фильм нестандартным зрелищем на фоне остальных кинокомиксов. Но это было лишь начало франшизы из трёх шедевров.
Кинопоиск: 7.9; IMDb: 8.2
Бессонница (2002)
Детективный триллер, ремейк норвежского фильма.
Детективы Уилл Дормер и Хэп Экхарт отправляются в небольшой городок на Аляске. Здесь совершено убийство молодой девушки, им предстоит найти преступников. Помогать им будут местные полицейские, в том числе детектив Элли Бур, которая боготворит Дормера. Вскоре находится подозреваемый, а потом погибает Экхарт. Происходящие события лишают Уилла сна, но это не единственная неприятность, которая может с ним приключиться…
Большинство зрителей считают этот фильм скучным. Если собираетесь его смотреть, подготовьтесь к тому, что экшена здесь не будет. Кино «из другой оперы» — затронуты важные проблемы, описаны душевные метания главного героя. Справедливость или закон – какой выбор он сделает?
Бэтмен: Начало (2005)
Супергеройский боевик, первая часть трилогии о Бэтмене. Снят на основе комиксов.
Брюс Уэйн родился в богатой семье. Казалось впереди много счастливых дней, но в возрасте восьми лет мальчик теряет родителей. Их убивают на его глазах. Повзрослев, он решает бороться за справедливость, помогать обездоленным и наказывать преступников. Сначала Брюс обучается боевому искусству, а потом возвращается в свой родной город. Он уверен, что наведет здесь порядок.
Фильм произвел настоящую революцию в сфере экранизаций комиксов. Здесь главной идеей выступает формирование личности Бэтмена, это не столько боевик, сколько криминальная драма.
Интерстеллар (2014)
Научная фантастика. Сценарий к фильму Кристофер написал в соавторстве со своим братом Джонатаном. «Интерстеллар» получил много наград, в том числе «Оскар» (в номинации «Лучшие спецэффекты»).
На земле изменился климат, свирепствуют пыльные бури, гибнет урожай, человечество под угрозой вымирания. Продовольственный кризис. Главный герой Джозеф Купер в прошлом астронавт НАСА пытается выжить на своей ферме, но дела идут не очень. Когда бывший руководитель предлагает ему заняться поисками другой планеты, пригодной для жизни, Купер без раздумий соглашается. Вместе с другими астронавтами он отправляется в опасное путешествие через червоточину, которая соединяет разные области пространства и времени.
«Престиж» (The Prestige, 2006)
«Престиж» снят по мотивам отмеченного наградами одноименного романа Кристофера Приста, написанного в 1995 году. Это смелое произведение придаёт новую грань фокусникам эдвардианской эпохи, которые пытаются произвести впечатление и удивить публику. Непростая задача, которая стояла перед братьями Нолан, заключалась в экранизации этой удивительной истории, и им удалось её превосходно выполнить. Хотя им пришлось основательно переделать сюжет книги.
Два соперничающих фокусника соревнуются в достижении величайшей иллюзии: телепортации. Первоначально они работали вместе, но из-за трагического происшествия их партнёрство пошло наперекосяк, и они стали срывать друг другу представления. Блестяще сыгранные Кристианом Бэйлом и Хью Джекманом, оба мага соперничают друг с другом, с одержимостью создавая свои иллюзии, жертвуя человечностью и благопристойностью, поскольку магия – это единственное, что у них есть.
Благодаря сотрудничеству с Дэвидом Джулианом и звукорежиссёром Ричардом Кингом, эмоциональные переживания от просмотра картины усиливаются настолько, что их можно испытать только лично. Фильм затрагивает проблемы человечности, научной теории и реальности, и призывает таких блестящих умов, как Никола Тесла появится на экране, чтобы размыть границы между наукой и магией.
- Режиссёр: Кристофер Нолан
- В главных ролях: Кристиан Бэйл, Хью Джекман, Скарлетт Йоханссон
О фильмах Кристофера Нолана
Анализируя различные аспекты его фильмов, нетрудно заметить, что Нолан фокусируется на своём любимом стиле: труднопонимаемом, будоражащим разум зрителя. Он использует свою тактику в написании сценариев, расставляя множество «ловушек для пытливых умов», которые ставят зрителя в тупик, что делает его картины ещё более захватывающими.
Следует отметить тот факт, что Нолан предпочитает держать вокруг себя довольно постоянную креативную команду, благодаря чему его фильмы становятся триумфальными. Огромный вклад в создание его шедевров внёс его брат и соавтор некоторых сценариев Джонатан Нолан, звукорежиссёр Ричард Кинг, композиторы Дэвид Джулиан и Ганс Циммер, оператор Уолли Пфистер, художник-постановщик Натан Кроули, продюсер и супруга Кристофера Эмма Томас, и актёр Майкл Кейн, которого Нолан считает своим «талисманом удачи».
Бессонница (2002)
Warner Bros.
Детективный триллер с Робином Уильямсом и Аль Пачино — единственная из всех картин Нолана, снятая им не по собственному сценарию.
Полицейский детектив Уилл Дормер случайно смертельно ранит своего напарника во время неудачной операции по поимке преступника на Аляске, проходящей в густом тумане. Он скрывает факт своего преступления (свидетелей не было), свалив всё на сбежавшего подозреваемого, опасаясь, что эту осечку могут связать с предыдущими махинациями детектива, о которых узнал убитый коллега.
Продолжая расследование на Аляске, Дормер страдает от бессонницы и чувства вины за случившееся. Но дела становятся ещё хуже, когда детективу неожиданно звонит тот самый подозреваемый — он утверждает, что видел, как Дормер убил напарника.
Кинопоиск: 7.4; IMDb: 7.2
Интерстеллар (2014)
Warner Bros.
В недалёком будущем пыльные бури способствовали постепенному вымиранию растений и начали превращать Землю в малопригодное место для жизни. Человечеству нужен новый дом, и секретное подразделение НАСА решает отправить экспедицию к Сатурну. Там была обнаружена кротовая нора, которая ведёт к далёкой галактике, где существует несколько потенциально подходящих альтернативных миров.
В путь отправляется экипаж из 4 человек, в том числе бывший пилот и инженер НАСА Джозеф Купер. Ему и остальным нужно посетить несколько планет и оценить их пригодность для переселения туда жителей Земли. Однако время на некоторых протекает совершенно не так, как привыкли астронавты, и это сыграет свою роль.
Но кто же оставил кротовую нору и подсказки, которые помогли НАСА найти новые миры? Разумеется, ответы на все вопросы невозможно получить, не пройдя через множество сложнейших межзвёздных преград.
Кинопоиск: 8.6; IMDb: 8.7
Помни
Мы не знаем, что в этом фильме стало залогом успеха. Тема? Сюжет? Гениальный способ изобразить амнезию главного героя так, чтобы зритель переживал все события вместе с ним и испытывал то же замешательство, что и он? Кажется, настолько действенный ход для нелинейного повествования тяжело придумать и ещё тяжелее воплотить в жизнь, однако Нолану это удалось уже в своём втором полнометражном фильме. При этом аспект фильма, касающийся природы существования Сэмми Дженкинса, не всегда поддаётся пониманию даже тех зрителей, которые не раз смотрели «Помни». Что это, если не признак гениальности?
Количество просмотров: 4 396
Бэтмен: Начало (2005)
КиноПоиск: 7.9; IMDb: 8.2; Rotten Tomatoes: 84% (средний балл: 81.6)
Первая часть перезапуска истории Бэтмена, которая по сравнению с предыдущими экранизациями стала куда более мрачной и реалистичной. Готэм-сити превратился в простой американский город, где процветает криминал, а его жители — в простых людей.
Родителей маленького Брюса Уэйна убили у выхода из театра. Убийцу судили, но выпустили спустя 14 лет. Юный Брюс, всё это время живший в особняке родителей с их дворецким Альфредом, хочет отомстить мужчине, но его опережает киллер, нанятый местным мафиозным боссом Кармайном Фальконе. Так главный герой знакомится с преступным миром своего города, который здравствует и контролирует весь Готэм-сити.
Желая всё изменить и вернуть жителям города безопасность и справедливость, Брюс Уэйн на семь лет уезжает из Готэма. Он путешествует и связывается с преступниками, чтобы понять их мир изнутри. Так он попадает в таинственную Лигу теней, где его обучают искусству боя.
Вернувшись в Готэм-сити совершенно другим человеком, Брюс создаёт своё альтер-эго – Бэтмена, использовав в качестве вдохновения образ летучих мышей, которых он сильно боялся в детстве.
Подробное и нетипичное становление тёмного рыцаря, несколько злодеев и хитрые повороты сюжета сделали этот фильм нестандартным зрелищем на фоне остальных кинокомиксов. Но это было лишь начало франшизы из трёх шедевров.
Интерстеллар
Под громкое негодование одного из редакторов, который просто обожает этот фильм и точно видел его в тройке лучших, научно-фантастический «Интерстеллар», высоко оценённый критиками и называемый многими кинолюбителями истинным шедевром кинематографа, остановил своё шествие по нашему топу всего лишь на седьмом месте. Почему так? Мы долго пытались это обосновать. Однако внеземной саундтрек Ханса Циммера, завораживающая постановка и бесподобная актёрская игра не могут полностью затмить как невероятную пафосность происходящего на экране, так и сюжетные дыры размером с демонстрируемые чёрные. Плюс сам эффект «общепринятого шедевра», который так упорно навязывается со всех сторон, приводит к неприятию фильма у множества любителей кинематографа. Как-то так.
Престиж
Удивительную драму «Престиж» (опять же, сильно отошедшую в сторону от идей первоисточника, однако на этот раз – в лучшую сторону) очень тяжело объяснить, понять её успех тоже нелегко. Несколько раз она пытается обмануть зрителя – и каждый раз зритель рад этому обману и приветствует каждый новый обман с распростёртыми объятиями. Тематика иллюзии создаёт замечательную площадку для манёвров Нолана, который, как фокусник, показывает нам свои пустые рукава, чтобы в следующую секунду достать из них по живой канарейке, а к ним в придачу и нестандартные роли Бэйла и Джекмена. Забраться повыше этому фильму немного мешает налёт нереалистичности в финальном раскрытии карт – однако равнодушным этот фильм вас точно не оставит.
Помни (2000)
Summit Entertainment
Фильм, который подарил Кристоферу Нолану мировую известность.
Главный герой Леонард страдает от редкого недуга — антероградной амнезии, приобретённой после аварии, из-за которой информация в его памяти не сохраняется дольше 15 минут. Мужчине приходится постоянно оставлять себе записки и фотографии с напоминаниями о том, что он не должен забыть.
Главную информацию о себе Леонард запечатлел в виде татуировок, в том числе цель его жизни — розыск убийцы его жены. Однако проводить расследование крайне сложно, когда каждые 15 минут ты заново вспоминаешь, кто ты, и какие новые детали дела отыскал.
Кинопоиск: 7.9; IMDb: 8.4
Бессонница
Хорошо сделанный, добротный, атмосферный детектив с интересным сюжетом – всё это можно уверенно сказать про фильм Эрика Шёлдбьерга «Бессонница». И вот в 2002 году выходит голливудский римейк от Кристофера Нолана, с прекрасными Алем Пачино и Робином Уильямсом в главных ролях. Странный эффект, который производит этот фильм, можно попытаться объяснить тем, что Нолан любит исследовать одни и те же мысли и идеи о самоубеждении и самопожертвовании, которые в данном случае не очень удачно уживаются с замыслом оригинальной картины. Тем не менее фильм интересен и производит впечатление, показателем чего является одобрение от самого Эрика Шёлдбьерга. Однако этого нам оказалось мало.
Престиж (2006)
Warner Bros.
Экранизация фантастической драмы Кристофера Приста, сюжет которой был сильно видоизменён братьями Нолан.
Фильм повествует о противостоянии двух фокусников Бордена и Энжиера, которые используют жёсткие методы конкуренции после того, как их поссорил несчастный случай, ставший причиной смерти жены Энжиера.
Чтобы удивить публику новым трюком, который никто никогда не видел и вряд ли будет кем-либо повторён, фокусники готовы пойти на всё. И они оба поражают друг друга (и зрителя) тем, насколько многим они готовы пожертвовать, чтобы стать лучшими в своём ремесле.
Кинопоиск: 8.5; IMDb: 8.5
10.Преследование (1999)
Первый полнометражный фильм режиссера. Бюджет очень скромный – 6 тысяч долларов, снят он на черно-белую пленку. Несмотря на эти два фактора, кинолента не осталась незамеченной, получила несколько наград, множество положительных отзывов. Фильм даже признали лучшим среди прочих низкобюджетных.
Главный герой – молодой писатель. Он часто гуляет по городу в поисках сюжетов для своих книг, наблюдает за прохожими, преследует их. Вскоре мужчина понимает, что эта игра затягивает его все глубже. Ему нравится смотреть, как живут другие люди. Однажды он знакомится с парнем, который промышляет воровством. С этой минуты его жизнь уже не станет прежней…
9.Довод (2020)
Научно-фантастический боевик. Занял третье место по сборам, попав в тройку самых кассовых фильмов 2020 года. Кстати, его премьера несколько раз откладывалась из-за пандемии.
Главный герой – агент ЦРУ, который должен предотвратить Третью Мировую войну. Вместе с британскими разведчиками он будет противостоять русскому олигарху, торговцу оружием. Но у них есть кое-что более мощное – инверсия времени. Эта технология способна повернуть его вспять…
Фильм получил одобрение со стороны критиков и зрителей, но многие посчитали сюжет запутанным. Так что в процессе просмотра лучше не отвлекаться.
Дюнкерк (2017)
Warner Bros.
Военная драма о событиях Дюнкерской операции 1940 года, во время которой 400 000 английских, французских и бельгийских солдат, блокированных немцами у одноимённого города, эвакуировали морем.
В фильме практически нет главных героев — вместо них присутствуют три основных локации: берег, море и воздух, а также неумолимо утекающее время, не оставляющее шансов солдатам на спасение.
За «Дюнкерк» Кристофер Нолан получил первую в карьере номинацию на «Оскар» за режиссуру, а его фильм впервые был выдвинут на звание лучшего в году. Критики были в восторге от картины, а вот зрители посчитали, что в карьере режиссёра есть ещё как минимум 8 более впечатляющих работ.
Кинопоиск: 7.3; IMDb: 7.8
Начало (2010)
Warner Bros.
Лучший фильм режиссёра из тех, что «не про Бэтмена». Та самая картина про многоуровневые сны с уже классическим нолановским визуалом.
Главный герой фильма Доминик Кобб — «извлекатель», он занимается особым видом шпионажа, а именно достаёт информацию из подсознания людей. В этом ему помогают опытные коллеги.
Новое задание Кобба и компании — обратная процедура. Они должны внедрить идеи в мозг конкурента заказчика, и за это последний готов помочь Доминику снять с него обвинения в убийстве (ложные) и вернуть его к детям. Но покойная жена Кобба, живущая в его подсознании, серьёзно мешает героям выполнить задание.
Несмотря на все опасности (ведь в случае чего просто проснуться не получится, и сознание человека может навсегда остаться в «лимбе»), команда начинает миссию, в которой извлекателям придётся погрузиться на три уровня сна, и в каждом им придётся как следует натерпеться.
Кинопоиск: 8.7; IMDb: 8.8
Довод (2020)
Warner Bros.
Предпоследний на данный момент фильм режиссёра, который стал самым неоднозначным. Неординарный концепт с инверсированным движением персонажей, шпионские интриги, суровый главный злодей и Роберт Паттинсон в одной из главных ролей не спасли фильм от критики.
По сюжету безымянному главному герою, представителю ЦРУ, нужно спасти мир от наступления мировой войны с помощью уникальной фантастической технологии. Она представляет собой возможность двигаться в обратном направлении — из будущего в прошлое. Противостоять же оперативнику будет русский олигарх Андрей Сатор, который также знает об этой технологии и даже пользуется ей в своих целях.
По мнению некоторого количества почитателей Нолана, в этот раз технические инновации возобладали над драматургией и актёрской игрой. Хотя в целом фильм получил положительные отзывы, а также «Оскар» за визуальные эффекты.
Кинопоиск: 7.5; IMDb: 7.3