Сюжет
События происходят во второй половине восьмидесятых годов. Место повествования – тихий городок, затерявшийся на просторах Соединенных Штатов. Жизнь здесь течет размеренно и неторопливо. Приветливые жители, красивые домики. Выкрашенные в белый цвет заборчики, уютные супермаркеты. Пасторальная картина воспевающая американский образ жизни. А еще в этом городке не случается ничего. Не потрясений, ни катастроф. Мир, в котором распланировано буквально все, даже смерть и собственные похороны.
В центре сюжета — почтенная американская семья. Муж, Джек Глэнди, немного чудаковатый преподаватель местного ВУЗа. В целом он вполне типичный американец, однако с полным отсутствием вкуса в выборе одежды. Тема научных изысканий Джека – Адольф Гитлер, и эта личность постоянно всплывает в дружеских разговорах с коллегой Мюрреем.
Жена, Бабетта Глэнди, прямо-таки каноническая домохозяйка: приветливая, с модной прической, заботливая, верная и отзывчивая. А еще она любит помогать старикам.
А еще Джек и Бабетта – заботливые родители для своих четверых детей. В общем и место, и персонажи трагикомедии сочатся благодатью и уверенностью в завтрашнем дне. Правда у мужчины есть одна слабость. Он боится смерти. Свой страх Джек сублимирует в работу и позитивный взгляд на вещи.
Но очередное завтра приносит неприятное события, перевернувшее жизнь как семьи, так и целого городка. На пролегающей неподалеку железной дороге с рельс сходит поезд. В составе – цистерны с опасными химикатами. В результате утечки образуется целое озеро неизвестной жидкости темного цвета. Данное событие вызывает серьезную обеспокоенность Джека. Ситуация усугубляется еще и тем, что мужчине становится известно о некоем препарате, тайно принимаемом Бабеттой.
Неприятные впечатления
Собственно, кино о страхе перед смертью. Увы, многие люди действительно боятся умереть или скорее, перестать существовать. Потому что нет у нас науки, которая бы объясняла, зачем мы живем и что будет после того, как умрем. Наверное, людям религиозным в этом плане гораздо легче.
Дает ли кино какое-то объяснение? Нет. Освобождает ли от страхов? Нет. Даже никаких попыток с точки зрения хоть какой-то философии, например. Просто переводит все к тому, что нужно как-то жить, все равно другого выхода нет. Типа смерть и вообще разные страхи это белый шум, который сопровождает нас всю жизнь.
Поначалу вроде бы еще была интрига, но потом стало слишком банально. По итогу просмотра – давно я не испытывала чувство, что бесцельно потратила два часа. Порой даже третьесортное кино оставляет после себя больше впечатлений и мыслей. А здесь все как-то так…
Концовка фильма
Финал возвращает героев в привычное русло. Пройдя испытания и изменившись, Джек и его супруга оставили свои страхи позади, обрели уверенность и новые стремления. Но такие ли уж это новые стремления?
Что бросается в глаза, так это то, что со вкусом у Джека явно стало получше. Вместо идиотского узора, его рубаха может похвастать равномерны тоном без рисунка. Наверное, этим режиссер хотел показать обретение героем целостности. Возможно это и так. Однако на что Джек и Бабетта направят свои силы и мудрость, полученные весьма высокой ценой?
А ни на что. Они с огромным удовольствием возвращаются к прежнему образу жизни, символизируя тем самым непоколебимость культурных установок США. Их быт снова налажен отрегулирован и красиво обустроен, как бесконечные продуктовые ряды в огромном супермаркете, по которому снуют счастливые, довольные и оптимистичные потребители. Кстати, именно в этот супермаркет семья и приходит в конце картины.
Подобный финал обнуляет все душевные терзания героев на протяжении сюжета. Создается впечатления, что страх смерти, гитлерология, внутренние терзания и конфликты героев – это лишь блажь, эдакая дурь богатых, которые с жиру бесятся. Ну вот. Побесились, хапнули острых ощущений, решили проблемы, которые сами же и создали, а теперь пора в ближайший Макдоналдс, отметить блестящую победу над собой, а потом вернуться к потреблению.
Смысл фильма «Белый шум»
Вначале картины есть своеобразный эпиграф: лектор объясняет аудитории, что кровавые и масштабные ДТП в голливудских фильмах – это не трагедия, а повод для гордости, так как такого яркого зрелища не может представить кинематограф других стран. В конце лектор призывает позитивно смотреть на любое событие. Собственно, этот краткий, но емкий эпизод исчерпывающе показывает жизненную философию главных героев.
Как упоминалось выше, фильм основан на одноименном романе. Режиссер «Белого шума» достаточно подробно следует первоисточнику, стараясь раскрыть на экране основные темы книги. Это влияние телевидения и других СМИ на самосознание и образ жизни человека. Не менее остро критикуется зависимость персонажей от культа постоянного потребления. Под призму сатиры попал мирок преподавателей, с академическим взглядом на любые события. На фоне разворачивающейся драмы герои то и дело задаются вечными вопросами: что есть жизнь? Как относиться к смерти и как правильно строить семейные отношения.
Таким образом, авария и последовавшее химическое загрязнение, не являются центральной темой картины. Они лишь фон, на котором съемочная группа деликатно, но и в то же время откровенно препарирует само общество.
Главный проблема, которая раскрывается на экране – это некоторая картинность и наигранность образа жизни, основанного на популярных стандартах. Внезапно герои оказываются в ситуации, которая сметает весь лоск и благополучие, явив тем самым массу нерешенных, а порой и критических проблем.
В первую очередь это беспомощность общества перед угрозой, реальной или вымышленной. Звуки воздушной тревоги буквально выбивают населения городка из привычной колеи. Люди, которые еще минуту назад демонстрировали непоколебимую уверенность, теряются. Кто-то надевает противогаз и костюм химзащиты. Другой не может принять ни одного самостоятельного решения, полагаясь во всем на сообщения радио. Массовый психоз захватывает часть горожан, которые находят у себя симптомы отравления. При этом нет уверенности, действительно ли к ним в организм попали химикаты, или все это плод разыгравшегося воображения.
Джек упорно старается не замечать проблемы. Он излучает уверенность, демонстрируя позитивное мышление хот это выглядит наигранно и как минимум глупо. Мужчина начинает адекватно воспринимать реальность лишь тогда, когда разверзаются небеса.
С другой стороны, на фоне всеобщей паники и неопределенности, некоторые персонажи пытаются ухватить кусочек популярности. Они воспринимают аварию как звездный час и ожидают толпу телерепортеров, жаждущих взять у пострадавших интервью. Когда этого не происходит, возмущению нет предела? Дескать, как так: мы же покинули свои дома, почему ТВ молчит о нас?
На фоне всеобщей паники и неразберихи, заостряется проблема главного героя: оказывается, Джек не до конца знал Бабетту, женщину, с которой построил семью и воспитывал четырех детей.
К счастью, несмотря на слухи и нехорошие прогнозы, химическая угроза минует через неделю, и герои возвращаются домой. Однако, пережитые потрясения оставят свой отпечаток на Джеке и Бабетте.
Не вдаваясь в сюжет, отметим, что перед Джеком в полный рост встает кризис среднего возраста. Оказывается, он назрел уже давно, но авария послужила катализатором, который позволил вырваться проблеме наружу. С этого момента довольно веселый тон картины переходит в мрачный нуар, со всеми полагающимися атрибутами: ночь, дождь, мост, мотель, оружие, убийство. Впрочем, в результате пальбы никто не умер, а готовая разыграться перед зрителем трагедия переходит сначала в фарс, а чуть позже едва ли не в библейскую притчу.
Did Noah Baumbach Miscast Jack and Babette?
Casting Adam Driver as Jack and Greta Gerwig as Babette makes a lot of sense. Throw dark glasses and a receding hairline on Driver. Give Gerwig sweats and big hair, and each actor more or less matches the physical descriptions of DeLillo’s characters. The two actors have shown chemistry together in previous movies. At this point, they’re Baumbach’s two closest collaborators—and, of course, they’re also two of our greatest working actors.
But whereas Cheadle is able to bring DeLillo’s unnatural dialogue to life, Driver and Gerwig flatten it. They each inflect their speech with a dry, melancholy affect that’s a little too cute to have much emotional resonance. You could argue that that’s the point: their characters’ morbid obsession—coupled with the overbearing stimulus of American life—has drained them of feeling. But we as viewers shouldn’t be left impassive. There are moments in the film—Jack’s nightmare, and when he steps onto the roof to look at the plume of smoke—that are meant to communicate the characters’ anxiety. But in Driver and Gerwig’s hands, that anxiety is never palpable. The actors don’t infect us with their dread. And without feeling that fear of death, Jack and Babette’s concerns lack resonance.
Что еще посмотреть
«Московские новости» рассказывают о фильмах Ноа Баумбаха в четырех измерениях: самый награжденный, самый кассовый, тот, что поссорил критиков и зрителей, и самый популярный в России.
Награды
«Кальмар и кит» (2005)
- Фильм получил две награды фестиваля «Сандэнс» за лучший сценарий и лучшую режиссуру, а также был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус». Рейтинг картины на Rotten Tomatoes — 92%.
- Глава эксцентричной бруклинской семьи некогда был известным писателем, а теперь вынужден преподавать. Когда его жена открывает в себе писательский талант, ревность разрывает семью пополам, заставляя двоих их сыновей заново строить отношения с родителями. Жена начинает встречаться с тренером младшего сына по теннису, в то время как муж заводит роман со своей студенткой, за которой также ухаживает старший сын.
Касса
«Пока мы молоды» (2014)
- При бюджете в $7,5 млн фильм собрал в мировом прокате $17 млн. Рейтинг ленты на Rotten Tomatoes — 84%. Так как режиссер в последние годы снимает для Netflix, его фильмы выходят в ограниченный прокат.
- Бездетная пара за 40 чувствует, что друзья, у которых появляются дети, от них отдаляются. В поисках нового круга общения они знакомятся с молодыми парнем и девушкой с горящими глазами и целым вагоном безумных идей. На первый взгляд, у них нет совершенно ничего общего. Но ведь никогда не поздно снова почувствовать себя молодым. В фильме снимались Бен Стиллер, Наоми Уоттс, Адам Драйвер и Аманда Сейфрид.
Критики против зрителей
«Гринберг» (2009)
- У фильма «Гринберг» разрыв между оценками кинокритиков и зрителей на Rotten Tomatoes составляет 34 процентных пункта. Лента получила 76% положительных отзывов критиков. Рейтинг зрительского одобрения — 42%.
- Главный герой Роджер Гринберг стоит на перепутье: потеряв работу, он не слишком торопится с поиском новой. Вместо этого Гринберг возвращается из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чтобы приглядывать за домом своего более успешного младшего брата. В родном городе он не находит понимания ни у старых друзей, ни у бывших коллег. Бездействие взрослого человека одних расстраивает, других разочаровывает. Только помощница его брата Флоренс разделяет душевный кризис Гринберга.
В России
«История о супружестве» (2019)
- Российские зрители выше других оценили фильм «История о супружестве». Рейтинг ленты на «КиноПоиске» — 7,6. На Rotten Tomatoes у него 95% положительных рецензий.
- Нью-йоркский театральный режиссер Чарли (Адам Драйвер) и актриса Николь (Скарлетт Йоханссон) находятся в процессе развода. Николь считает, что потеряла себя в браке, и, забрав сына, переезжает к маме в Лос-Анджелес. Там ей уже предложили роль в сериале и посоветовали высококлассную адвокатессу по разводам. Теперь Чарли тоже придется искать адвоката, а также разрываться между Западным и Восточным побережьями, чтобы продолжать работать и проводить время с сыном.
Фото обложки: Netflix
Does Music Kill White Noise’s Momentum?
The emotional disconnect goes beyond White Noise’s two leads. The magic trick DeLillo pulled off was making the book at once authentically dark and raucously comic. In Baumbach’s film, both qualities—especially the former—are muted. That relative dullness may in part be due to the film’s subtle use of music.
Baumbach tapped Danny Elfman for a minimal score that sonically foregrounds the white noise of contemporary (or now, semi-contemporary) life: the domestic bickering, the hum of appliances, the constant chatter of the television. The score functions as a nod to the music you’d hear in the blockbuster fare that dominated the ’80s. As Elfman told Variety, «Early on, said, ‘I want to have an ’80s electronic influence, an electronic influence, but not overtly specific. Imagine if we were combining something somewhere between Giorgio Moroder and Tangerine Dream with Aaron Copland.'» The score they wound up with is passable as pastiche, but the music does little to amplify the film’s fun moments and heighten its chilling ones.
View full post on Youtube
The music—or lack thereof—also, I suspect, stunts the film’s momentum. For a film that constantly sets its characters in motion—bounding around the house, perusing the supermarket, fleeing town, pursuing violence—White Noise stops and starts more than a Chevy stuck in a river. The tension and adrenaline teased in the film’s never quite translates to the film itself. (Or, at least, it doesn’t until LCD’s “new body rhumba” kicks in during the credit sequence.) The second half of the movie, in particular, drags. It’s not for lack of action. An affair is revealed! A gun is shot! White Noise wants to be fun, but it’s missing a catalyst. In this case, making a film about death doesn’t justify it lacking life.
Неожиданное происшествие
Кстати, профессора в университете образованные и деловые только на лекциях перед студентами. За обедом они разговаривают о самых примитивных вещах. Вплоть до о того, кто, куда и как ходит в туалет.
При этом все в основном согласны, что различные катастрофы делают жизнь чуть ли не осмысленной. Кстати, все старшие дети Джека бегут к телевизору, когда показывают падение самолета. Даже сериал смотреть не хотят.
И вот тут недалеко от них происходит авария — бензовоз сталкивается с поездом, который вез какой-то опасный продукт. Теперь дети уверены, что токсин непременно дойдет до них и надо срочно уезжать. Но Джек уверен, ничего не случится.
Кадр из фильма «Белый шум»