Бог дал, бог взял: рецензия на фильм «рука бога» паоло соррентино

Шо по сюжету?

Все эти странноватые люди собрались за одним столом, дабы обсудить последние новости и познакомиться с ухажёром одной из тёток. Она — полная (мягко сказано) сорокадвухлетняя дама, он — хромой ветеран полиции Венеции на пенсии, разговаривающий с помощью специального устройства. Неудивительно, что их союз вызывает свежую волну шуток со стороны родственников, но больше всего каждого члена семьи (да и весь Неаполь) будоражат слухи о переходе великого Диего Марадоны из «Барселоны» в «Наполи».

Для города (в частности, для главного героя) подобный трансфер кажется чем-то на грани мечты. Фабьетто (молодой Филиппо Скотти, получивший Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актёру) даже перед выбором, поставленным братом (Марлон Юбер): переспать с объектом обожания тётей Патрицией (Луиза Раньери) или Марадона в «Наполи» — выбирает второй вариант. Знаменательное событие всё-таки происходит. Каталонцы продают аргентинца за 13 миллиардов лир, а отец Фабьетто (Тони Сервилло, любимчик Соррентино) дарит сыну абонемент на домашние матчи в сектор «Б». И в один день родительский подарок (и сам Марадона) сыграют важнейшую роль в жизни молодого парня.

Как и где посмотреть фильм «Рука Бога» онлайн

Премьера фильма «Рука Бога» состоялась в 2021 году, на 78-ом Венецианском кинофестивале. Мировая общественность смогла увидеть премьеру 15 декабря 2021 года. Фильм вышел на известном сервисе Netflix.

Как посмотреть фильм «Рука Бога» онлайн:

  • первый способ — это посмотреть кино на Netflix. Но, так как в России данный сервис заблокирован, вам придётся прибегнуть к различным способам обхода блокировок (vpn или наличие иностранного аккаунта);
  • второй способ более простой и понятный. Можно вбить в поиске название данного фильма и найти удобную для вас площадку, где он добавлен. Фильм уже доступен в хорошем качестве;
  • третий способ достаточно старый, но не менее надёжный. Правда, он не совсем про онлайн. Можно скачать фильм. Благо, на торрентах он появился давно и в хорошем качестве.

Общим местом для многих кинокритиков стало сравнение «Руки Бога» с «Амаркордом» Феллини. Действительно, обе картины основаны на воспоминаниях из детства великих итальянских режиссеров, однако Паоло Соррентино не совсем с этим согласен. «Не знаю, может быть, их ввела в заблуждение сцена, где я упоминаю кастинг для картины Феллини? В любом случае, мой фильм о реальной жизни, в то время как «Амаркорд» — это забавные воспоминания, многие из которых были придуманы. И уж точно мои воспоминания никак не связаны с гедонизмом, как в «Амаркорде» Феллини» — эмоционально реагирует на сравнение Соррентино.

Тем не менее несмотря на то, что это разные фильмы по-своему мессенджу и настроению, есть общее и в технике нарратива. Кроме основного сюжета, в нем можно выделить несколько новелл, раскрывающих Фабьетто и его окружение: о его красивой и порочной тете , беззаботном приятеле-контрабандисте, пожилой соседке-баронессе, с которой мальчик потерял невинность. Многие из них начинаются как шутки, но постепенно жанр трансформируется, и новеллы приобретают драматические черты.

Фильмы Соррентино всегда очень красивы визуально, и «Рука Бога» не исключение. Но в этой картине вычурность и помпезность роскошных вилл сменились панорамными видами Неаполя и Везувия, что пошло только на пользу фильму.

Этот фильм слишком красив и многослоен, со сложной системой лейтмотивов. О нем невозможно исчерпывающе рассказать черными буквами на белом фоне. Поэтому лучше прямо сейчас включить его и насладиться чистым искусством великого режиссера.

Sorrentino’s coming-of-age is his most personal film yet, and a love letter to football, Maradona-era Naples and cinema

Filippo Scotti in a scene from The Hand of God (Photo: Netflix/Gianni Fiorito)

By Geoffrey Macnab

December 2, 2021 2:30 pm(Updated 4:56 pm)

Paolo Sorrentino’s new film (released in cinemas this week before going onto Netflix later in the month) recreates the Naples of the director’s teenage years in the mid 80s.

This was when he was beginning to dream of becoming a filmmaker. It was also the era when the legendary Argentine footballer Diego Maradona signed for Napoli and helped the team win the Serie A title, thereby helping the southern city avenge some of the humiliations it had endured over so many years from its wealthier northern rivals.

Fabietto (Filippo Scotti), the character based on the director, goes to every game he can and regards the footballer with the same veneration that his relatives show toward their Catholic saints.

The Hand of God is a long way removed from other films and TV dramas set in Naples which tend to highlight corruption and gang violence.

Sorrentino’s focus is on Fabietto and his extended family. They’re a close knit but eccentric bunch who might have stepped out from some old Federico Fellini movie.

The mother (Teresa Saponangelo) juggles and plays practical jokes. The father (the quicksilver Toni Servillo) is kindly but very sly. There are voluptuous, emotionally unstable aunts and fierce-looking elderly matriarchs, shown in grotesque closes-ups at Sunday lunches as they shovel gooey white burrata into their mouths.

Plot-wise, the film is loose and episodic. Sorrentino is taking the audience through various key staging posts in Fabietto’s adolescence: his early sexual experiences (depicted with both humour and pathos), his growing obsession with cinema, his escapades with fellow Napoli fans, and his encounter with a famous movie director who gives him some very brusque advice.

Luisa Ranieri as Patrizia (Photo: Gianni Fiorito/Netflix)

In other words, this is another of those coming of age movies in which the callow young artist learns familiar lessons about life, love and the nature of creativity.

The Hand of God could easily have seemed whimsical and self-indulgent. Instead, it has a big emotional kick. This isn’t just a case of a now very successful filmmaker making fun of his lovable relatives and neighbours: Fabietto has to deal with loss and death, there is a darkness at the core of the story told here.

Scotti is very well cast as the sensitive but sometimes arrogant young protagonist. He gives the sense that he is always looking in at events, an observer more than a participant. (Even when having sex, his mind is elsewhere).

Sorrentino captures the excitement in Naples when Maradona mania was at its height, and his affection for his colourful, carnivalesque home city is evident in every frame.

So is his yearning for the lost world of his youth. Thankfully, though, he is far too lively and mischievous a filmmaker to allow nostalgia and self-pity to cloud his vision.

The Hand Of God is released in cinemas on 3 December and will be on Netflix from 15 December

Настала пора возвращаться домой

Действия картины «Рука Бога» происходят в Неаполе, родном городе Паоло Соррентино. Режиссёр вернулся на малую родину для съёмок довольно личного и сокровенного кино. Первая половина фильма получилась невероятно весёлой и ироничной, но в определённый момент лента превращается в печальную драму о взрослении. Главный герой скитается по Неаполю, катается с новым другом-контрабандистом на мотоцикле и лодке, ходит в кино и театр, слушает музыку в плеере, но совершенно не знает, что таит в себе будущее.

Благодаря Фабьетто Соррентино прорабатывает незакрытые детские гештальты и прощается с собственной молодостью. Конфликт картины вообще находится в самом конце. Всё, что происходит до — это медленная рефлексия, тёплые воспоминания и медитативное погружение в собственное прошлое. Постановщик будто переворачивает закрепившиеся устои кино. Обычно в начале происходит переломный момент в жизни героя, а после начинается основное действие. «Рука Бога» сперва знакомит зрителей с прелюдией драмы, а буквально после формулировки конфликта начинаются титры.

Камера Дарьи Д’Антонио переносит нас на несколько десятилетий назад, в юность постановщика. Неаполь — обычный итальянский городок, ждущий приезда мировой звезды. В отличие от «Великой красоты» или сериалов про Папу, «Рука Бога» не старается пестрить гламуром и роскошью (исключая, конечно, всю гламурность Марадоны как персонажа). Фильм о собственной молодости и родном городе режиссёр сделал не таким масштабным и размашистым, как прошлые киноленты, хотя хрустальная люстра, лежащая на полу посреди комнаты, в заброшенном дворце всё же ставит под сомнение этот факт.

Но Неаполь выглядит очень простым и скромным городом в кадре. Действительно, грандиозности по меркам Соррентино поубавилось, но любовь к Неаполю со стороны автора от этого не уменьшается. Открывающие титры на фоне панорамы города и величественный Везувий, не раз появляющийся на экране, доказывают нежные чувства режиссёра к малой родине.

Даже в сцене встречи Фабьетто с Антонио Капуано (режиссёр, преподаватель и наставник Соррентино в реальной жизни), при изъявлении юношей желания поехать в Рим для поиска идей к будущим фильмам, Капуано резко высказывается в сторону Фабио и с нежностью произносит, что и в Неаполе полно нерассказанных интересных историй, а в Рим на поиски едут только идиоты.

Тони Сервилло и Филиппо Скотти в фильме «Рука Бога» (2021)

Зритель в тишине вынужден следить за происходящим на экране, так как в фильме почти нет закадровой музыки. Изредка созерцание нарушают печальные мотивы струнных инструментов, но даже главный герой, всегда носящий с собой плеер, во время погружения в мир музыки будто ничего не слушает. Соррентино включают нам тишину и лишь под конец, когда Фабьетто определяется с будущим, и в последний раз в кадре надевает наушники, зритель слышит «Napule È» Пино Даниэле.

Сюжет фильма «Рука Бога»

«Прибытие Диего Марадоны в город стало историческим событием, которое наполнило надеждой и мечтой измученных неаполитанцев, уставших от поражений своей любимой футбольной команды. Для многих смотреть за его игрой было чем-то вроде духовного опыта, откровения более значительного, чем воскресный поход в церковь», — рассказывал Соррентино на Венецианском фестивале, где «Рука Бога» завоевала восемь наград, в том числе особый приз жюри.

Для юного Фабио Марадона стал «рукой Бога» в куда более фундаментальном смысле, чем даже для болельщиков сборной Аргентины. Родители мальчика поехали провести выходные в загородный дом и хотели взять его с собой. Он же предпочел этому трибуну стадиона и возможность своими глазами увидеть игру кумира. Из-за неисправности системы обогрева его родители погибли, он же остался жив благодаря вмешательству случая. Сложно в этом не увидеть божественное начало. Надо добавить, что Паоло Соррентино не выдумал эту историю, он действительно потерял родителей в 16 лет при таких обстоятельствах.

После пережитой трагедии Фабьетто сильно страдает и не понимает, как ему жить дальше. Его спасением становится кино. Он ходит на кинопробы со своим братом и встречает Антонио Капуано (режиссер, наставник Паоло Соррентино). Тот объясняет Фабьетто, собравшемуся в Рим, что туда едут только дураки, а в Неаполе есть много нерассказанных историй. Что его боль не оригинальна и ни в коем случае нельзя отчаиваться. А еще то, что кино – лучший способ сбежать от реальности.

Рецензия: Личный Соррентино

Гоша БЕРЛИНСКИЙ, 30 декабря 2021

Паоло Соррентино всю карьеру занимался тем, что развивал свой узнаваемый стиль. В каждом новом фильме он придумал либо новое слово для своего киноязыка, либо новый сценарный принцип — и дальше включал их в остальные картины.

«Великая красота» в этом смысле не зря оказалась ключевой — в ней есть правильный баланс всего, чтобы это было и очень зрительское, и весьма фестивальное кино, которое хорошо развлекает и одновременно содержит лаконично сформулированные мысли. Потом это наращивание стало всё больше превращать Соррентино в явление в себе. Все следующие его работы уже складывались, как конструкторы. «Молодость» и «Лоро» получились монументальными полотнами, но в то же время и тяжёлыми идейными нагромождениями. В первом «Молодом Папе» спасал сам сериальный хронометраж, но в следующем Соррентино выдохся, утонул в своих же приёмах.

«Рука бога» похожа на личный перезапуск. Это бюджетно и сюжетно скромный полуавтобиографический рассказ из детства Соррентино, снятый в его родном городе Неаполе, вдалеке от римской элитарности и пафоса, которые он так наловчился снимать. Без сценарной скетчевости и без притчевости, без толпы обнажённых моделей, без клиповости, с минимальным заигрыванием с архитектурой и почти без музыки. Новый фильм как будто замыкает весь творческий путь Соррентино, потому что своей душевностью, простотой и приземлённостью больше всего похож на его первую полнометражную режиссёрскую работу — «Лишнего человека». И хотя его успели много чем наградить и выдвинуть на «Оскар», он вообще не ищет ни признания, ни как будто зрителя тоже.

Фильм погружён в себя. Рисующий окно в другое время, уютное и потерянное для всех и в разных смыслах. Если брать широко, то это ностальгия по времени, когда итальянцы жили большими семьями, собирались вместе у телевизора во дворе посмотреть матч, а футбол был на уровне религии, в котором видели знаки и смыслы. Закадровый Марадона, начинающий играть за неаполитанский клуб это Бог, прибывший в город

И Соррентино ностальгирует по тому, насколько это всё было важно тогда. Жили проще, но счастливее

Однако больше он ностальгирует по конкретно своим счастливым юношеским моментам и особенно по родителям, которых, как и его герой, он потерял подростком. По большей части «Рука бога» — это милое, смешное и сентиментальное воспоминание о них. Это долгие, смешные эпизоды с очаровательными, остроумными и добрыми людьми, которые неидеальны, но для молодого Соррентино делают мир лучше, и без них он рассыпается.

Среди прочего в фильме можно увидеть и подтверждение тому, что всю свою карьеру Соррентино действительно старался стать вторым Феллини и много подглядывал у него, он это проговаривает почти прямо. Но это тоже по-своему мило: замечательно, когда автор может быть настолько искренним, когда говорит о себе не только как о человеке, но и как творческой личности. Пожалуй, если постараться свести впечатления о «Руке бога» к одному-единственному эпитету, то вот он: это искреннее кино.

О чём фильм «Рука Бога»

Сюжет фильма «Рука Бога» построен вокруг главного героя — Фабьетто, семья которого проживает в Неаполе (Италия). Большое семейство бурно и активно обсуждает поистине знаковое событие в истории мирового футбола — возможный переход Диего Марадоны из «Барселоны» в «Наполи».

Когда стало известно название нового фильма Соррентино, представители Диего Марадоны хотели подать в суд за неправомерное использование образа футболиста, но этого не произошло, потому что главный герой фильма не гениальный футболист, а гениальный режиссер в юности. А точнее, неаполитанский подросток Фабьетто, через которого Соррентино рассказывает историю своего взросления, потери родителей и выбора дела всей своей жизни. Марадона же в фильме – это проблеск надежды для бедного итальянского города, его приезд стал величайшим событием для них. Тысячи людей стали жить тем, чтобы вечером в субботу заполнить трибуны арены стадиона, стать его голосом и дыханием, а воскресным утром обсудить за чашкой кофе все перипетии матча и гениальность Марадоны.

Все, кто любят футбол, знают, что «Рука Бога» – это один из самых известных голов в истории футбола. Аргентинец Диего Армандо Марадона забил его в 1986 году в четвертьфинале чемпионата мира в ворота сборной Англии. Гол был забит рукой, но судья матча ошибся и не заметил нарушение правил. На пресс-конференции после матча аргентинец сказал, что гол был забит «отчасти головой Марадоны, отчасти рукой Бога», а годы спустя на телевидении он увязал этот гол с местью Англии за поражение в Фолклендской войне 1982 года.


Гол Марадоны рукой в ворота сборной Англии

Идол на поле, рок-звезда за пределами

Несмотря на то, что Марадона, по сути, не появляется в «Руке Бога», да и фильм по большей части даже не про него (хотя во время съёмок многие думали, что Соррентино создаёт байопик), футболист является важной частью истории. Во-первых, значимость Диего для неаполитанцев не один раз подчёркивается (один дядя Фабьетто даже признаётся, что если аргентинец не перейдёт в «Наполи», то старик наложит на себя руки)

Во-вторых, герой просто сходит с ума от гениального футболиста. Ходит на матчи, вешает плакаты над кроватью, даже ищет лицо гения среди обычных жителей города. В-третьих, Диего как-никак сыграл определяющую роль в жизни Фабьетто-Соррентино (знатоки биографии наверняка давно догадались о чём речь, для остальных же не хочу раскрыть, возможно, одну из сильных сцен в фильме).

На «ЧМ-1986» у экранов телевизора итальянцы болеют за Аргентину (конечно, родная сборная поехала домой после 1/8 финала). Во время матча с Англией Марадона забивает два своих, наверное, самых известных гола в карьере. Первый носит название, одноименное киноленте, «Рука Бога», так как 10-й номер отправил мяч в ворота кулаком, но его засчитали. Второй же называется «гол столетия», забитый через четыре минуты после первого. Марадона прорвался в штрафную, обыграв шестерых соперников, включая вратаря (спустя 30 лет другой великий аргентинский футболист Лионель Месси повторит оба гола).

Через год «Наполи» станет чемпионом «Серии А» вместе с Диего, но для шестнадцатилетнего главного героя победа отойдёт на второй план, как и многие прежние жизненные ценности. Получается, фильм охватывает целых три года жизни семейства Скиза, но на экране они пролетают будто один футбольный сезон. То ли это быстротечность юных лет, то ли, когда мечта становится явью, ход времени ускоряется — неясно, но за этот период герой взрослеет, и вечно сидящая в туалете сестра, сообщает ему об этом, открывая тайну отца.

Рука Бога, в исполнении Марадоны

Однако, Марадона навсегда остался в жизни режиссёра (и почти всего мира) Богом на поле и Дьяволом вне его. Если Пеле, Месси, Роналду и другие могут сравниться с ним в гениальности, то никто из них не вызывает и никогда не вызывал столько инфоповодов в СМИ своими действиями, не играя в футбол.

Рука Бога:

постеры фильма: 1кадры из фильма: 4трейлеры: 2

Рецензии и обзоры

Белфаст: Дом, любовь и фантазия

Бране удалось сделать личную историю универсальной, создать рассказ о людях, которые ещё вчера жили в мирном городе, а сегодня чувствуют себя абсолютно потерянными

Игра теней: Идентификация Нисона

Лучше бы фильм так и оставался до конца рассудительным кино о взаимоотношениях девочки и деда, который забывает выпить таблетки

Кими: Киберпанк 2022

Вас записывают, изучают, взламывают, продают с потрохами и делают на вас огромные деньги, а заодно и превращают вас в рабов на корпоративной молотилке чужих душ

Ещё рецензии

Шо в итоге?

Пропитанная личными чувствами и эмоциями Паоло Соррентино, «Рука Бога» оказывается одним из лучших фильмов 2021 года. Весёлая и одновременно печальная история взросления Фабьетто Скиза помогает постановщику поговорить о давно наболевшем, а зрителям со стороны понаблюдать за событиями из жизни режиссёра, наслаждаясь при этом улицами, достопримечательностями и видами Неаполя.

Медленная, медитативная, красивая и интимная кинолента итальянца явно окажется в номинантах «Оскара» (думаю, что даже в лауреатах) и это будет заслуженно, ведь «Рука Бога» именно то кино, о котором юному Соррентино говорил Капуано. Пропитанное болью, весельем и оригинальностью, за которым стоит история. Выходит, юнец не врал и ему действительно есть что сказать миру.

Количество просмотров: 2 496

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: