Рецензия на фильм Трагедия Макбета — великую шекспировскую трагедию глазами Джоэла Коэна

Трагедия макбета: концовка, объяснение - netflix news

Немного хоррора в классике

Тема испуга, уже дважды мелькавшая в этом тексте, не случайна. Ведь Коэн, вроде бы ставя классическую пьесу, иногда заставляет вспомнить то старые американские ужасы в духе Франкенштейна, то Бергмана, то вовсе Роберта Эггерса с его «Маяком».

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

Последняя ассоциация наиболее иронична. «Трагедию Макбета» выпускает студия A24, сделавшая в последние годы имя на тех самых «возвышенных хоррорах», которые снимает, в частности, Эггерс. А тут ещё и чёрно‑белая картинка, и устаревшее соотношение сторон экрана 1:1,19.

Но всё же классика кинематографа будет приходить в голову чаще. Даже образ Хантер напоминает Смерть из «Седьмой печати» (страшно представить, если бы Бенгт Экерут в работе Бергмана двигался так же). Ночные сцены Бирнамского леса заставляют чуть ли не затаить дыхание в ожидании какого‑нибудь скримера. К счастью, на такие банальные ходы режиссёр не пойдёт, сделав ставку на саспенс.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

Конечно, стоит учитывать, что театралы и знатоки Шекспира не увидят в этом фильме ничего принципиально нового. Это просто очень красивая версия классического произведения. Похоже, Джоэл Коэн просто хотел реализовать свои давние амбиции. Поэтому он сам поставил «Трагедию Макбета», лично её спродюсировал и даже смонтировал. В итоге получилась выверенная работа, в которой вряд ли можно найти хоть одну фирменную черту создателя.

Но зато отдельные составляющие просто завораживают. Наверняка в грядущей оскаровской гонке не раз прозвучат имена исполнителей главных ролей и оператора Брюно Дельбоннеля. Лента позволяет почувствовать, будто находишься одновременно и в театре рядом со знаменитыми актёрами, и в нуарной картине с мрачными воронами, кружащими над бледными пейзажами.

  • «King’s Man: Начало» подарит вам два часа кринжа. И всего пару забавных шуток
  • «Лакричная пицца» от номинанта на «Оскар» рассказывает о любви подростков. И за этим будет приятно наблюдать всем
  • 3 причины посмотреть «Миротворца» — кровавый, но смешной спин-офф «Отряда самоубийц»
  • 15 хороших фильмов 2021 года, которые вы могли пропустить

Концовка трагедии Макбета: Макбет убивает короля Дункана? Станет ли он королем Шотландии?

Итак, ночью Макбет идет в комнату короля Дункана — где женихи опьянены благодаря леди Макбет — и вонзает нож в горло своего правителя. Леди Макбет взволнована убийством, но Макбет явно в ужасе от его действий. Он начинает слышать голоса, которые говорят ему, что он «убил сон» и что он больше не будет спать; громкий глухой звук также начинает его беспокоить. Таким образом, мы видим начало погружения Макбета в безумие — его вина проявляется в виде звуков, шепота и черных воронов.

Затем в замок прибывает Макдуф, тан Файфа. Он идет на встречу с королем Дунканом и находит его мертвым. Быстро, пока остальные заняты, Макбет убивает двух пьяных женихов, чтобы все выглядело так, как будто они были убийцами. Вскоре в замке поднимается шум, и Макбет делает вид, что глубоко потрясен смертью своего короля. Зная, что они в опасности, сыновья Дункана, Малкольм и Доналбейн, решают бежать в Англию и Ирландию соответственно. Позже Макбет отправляется в Дунсинан, чтобы стать королем Шотландии. Таким образом, пророчество странных сестер сбывается. Конечно, мы можем сказать, что Макбету просто нужно было какое-то поощрение — сверхъестественное или иное — чтобы совершить политическое убийство, чтобы обрести власть, к которой он стремился годами.

Между тем Макбет понимает, что Банко и его сын Флинс , представляют для него угрозу из-за последнего пророчества Странных Сестер; ради самосохранения он решает отказаться от своих давних военных и личных отношений. Таким образом, король Шотландии нанимает двух головорезов, чтобы они отправились и убили тана Лочабера и его сына. В этот момент мы понимаем, что Макбет все глубже падает в яму безнравственности, ослепленный своей жадностью.

В другой сцене мы видим, что Макбет в ярости из-за возможности того, что его тяжелая работа (читай: убийство ) может привести к тому, что потомки Банко в будущем займут трон. Он злится на леди Макбет, что не окровавил руки ради «бесплодной короны». Таким образом, мы видим, что королевская чета не может мыслить дальше себя.

Голодеи умудряются убить Банко, но Флинс убегает. На самом деле Росс помогает сыну тана Лочабера бежать в безопасное место. Мы понимаем, что Росс все это время служил только себе, меняя пристрастия в зависимости от того, кто на стороне победителя. На королевском пиру Макбета мучают призрак Банко и вороны. Суд становится свидетелем того, как Макбет теряет рассудок и кричит об убийствах; Леди Макбет пытается его успокоить. Мы замечаем, что бремя вины больше ложится на плечи короля, чем на плечи королевы. Это может быть связано с тем, что Макбет, военный, борется с нелояльностью, в то время как Королева просто ценит то, что, по ее мнению, является их правом.

На следующий день Макбет решает снова поговорить с Странными Сестрами. Сидя на крыше, ведьмы позволяют ему поговорить со своим хозяином. В воде на полу под ногами (которая выполняет роль котла) Макбет видит лица детей — будущих правителей. Один ребенок говорит ему, что Макдуф представляет угрозу, а другой говорит ему, что он должен быть «кровавым и решительным», потому что «ни один из женщин, рожденных женщиной, не причинит вреда Макбету». Третий ребенок говорит: «Макбет никогда не будет побежден, пока великий Бирнамский лес и высокий холм Дусинан не выступят против него».

В этот момент мы понимаем, что Макбет чувствует себя в полной безопасности, но это невозможно для мужчине не родиться от женщины — таким образом, никто не может убить короля. Кроме того, сами леса не могут подойти к замку, поэтому Макбета уверяют, что он непобедим. Однако вскоре мы обнаруживаем, что он слышит только то, что хочет слышать. Кроме того, он хочет утешиться тем фактом, что ему не придется столкнуться с последствиями своих гнусных преступлений.

Настоящий Шекспир

Фильм без особых изменений пересказывает сюжет классической пьесы. Генералы Макбет (Дензел Вашингтон) и Банко (Берти Карвел) одерживают победу над норвежцами. Когда герои возвращаются к королю Дункану (Брендан Глисон), на их пути встречаются три ведьмы (Кэтрин Хантер играет за всех), которые предсказывают, что Макбет станет королём, а Банко даст начало целому роду правителей. Узнав об этом, леди Макбет (Фрэнсис МакДорманд) подталкивает мужа к убийству Дункана и остальных соперников.

Пьесы Шекспира переносят на большие экраны чаще других произведений классиков. И здесь, скорее всего, сразу две причины.

Для начала — узнаваемость автора в сочетании с отсутствием необходимости получать права. Ведь вряд ли имя Кристофера Марло или Томаса Кида (известные драматурги той же эпохи) привлечёт столько же внимания.

Но ещё важнее, что произведения Шекспира при должной адаптации выглядят актуальными даже сейчас. «Ромео и Джульетта» одинаково хорошо ложится как на тему уличных разборок в США 1950‑х (речь о «Вестсайдской истории»), так и на современный криминал («Ромео + Джульетта» 1996 года База Лурмана) и даже эпоху соцсетей и формат screen‑life (R#J от продюсера Тимура Бекмамбетова). А Иэн Маккеллен с «Ричардом III» и Рэйф Файнс с «Кориоланом», оба сыгравшие главные роли в своих лентах, показали, что и исторические пьесы Шекспира о войнах и предательствах пугающе близки к новым временам.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

Примеры можно перечислять долго, но всё это нужно, только чтобы подвести к главному: Джоэл Коэн даже не пытается как‑то осовременить «Макбета». Он сохраняет оригинальный текст, разве что с некоторыми сокращениями (скорее ради поддержания темпа, чем из желания уложиться в формат), оставляет те же время и место действия. Но именно это ярче всего подчёркивает, что «Макбет» — одна из самых актуальных и кинематографичных пьес Шекспира. Без каких‑либо заигрываний с повесткой картина зацепит любого зрителя в любом уголке мира.

Потому что это история об излишнем властолюбии, которое заставляет когда‑то достойного человека идти на подлые поступки. А ещё это рассказ о тайном давлении: по сути, леди Макбет реализует свои амбиции руками мужа. И, конечно же, о возмездии.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

Хотя здесь, пожалуй, можно даже не пояснять: любой, кто читал Шекспира, смотрел хоть одну из театральных постановок или экранизаций, знает этот сюжет. А тем, кто о нём не слышал, обязательно стоит погрузиться в него. Версия Коэна — отличный вариант для первого знакомства. Ведь фильм ещё и прекрасен визуально.

«Трагедия Макбета»: 50 оттенков черной души

16 января, 2022 Кино

«Шотландская пьеса» Шекспира за четыреста с лишним лет обросла суевериями и пусть недоброй, но славой – десятки киноадаптаций подтверждают. Сегодня на отменную пьесу ополчаются приспешники «культуры отмены»: расизм, нетерпимость, насилие и другая неудобная правда истории вновь делает перо-копье Шекспира (Shake speare дословно «потрясающий копьём»), как никогда, острым. Вооружен и очень опасен оказался и Джоэл Коэн. Заточенные клинки персонажей, обостренное восприятие действительности и острота ума – таков арсенал режиссера, чья «Трагедия Макбета» пронзает с экрана насквозь.

«О, где же ты, брат?», – по-коэновски вопрошаешь, всматриваясь в титры, в которых от Братьев Коэнов только половина. «Трагедия Макбета» – конечно, не дебют, но первый самостоятельный фильм Джоэла, в котором он выступил режиссером, автором адаптации, продюсером и монтажером. Книжное «черным по белому» он перенес в черно-белую гамму кинополотна, расцвеченного яркими актерскими работами. Пусть Фрэнсис МакДорманд давно не нужно доказывать, что она больше, чем жена режиссера, но став женой Макбета, она подтвердила свой многогранный талант, как и сам Макбет Дензела Вашингтона, урезонивший постыдные споры о том, может ли чернокожий актер исполнять роль шотландского короля. Нет у Коэна реверанса BLM, как нет и попытки приглушить «колорит» лиц диахромностью фильма. «Трагедия Макбета» построена на крупных планах и с первых мгновений фильма становится ясно, что компромиссов в кастинге у автора не было, а тандем главных героев оказывается убийственным во всех смыслах слова.

Джоэл Коэн мастерски сократил текст первоисточника, сделав сюжет динамичнее и доступнее для современного зрителя. Вместо зрелищного, полного спецэффектов блокбастера, в котором изображение затмевает текст, получился напряженный психологический триллер, приковывающий взгляд и учащающий пульс. Новизна коэновской трактовки в отсутствии желания во что бы то ни стало утвердить свою индивидуальность за счет автора.

Коэн избегает визуальных подробностей и бытописания. Визуальный графитный стержень фильма сочетается со строгой геометрией форм и театральной аскетичностью. Ближайшей отсылкой может служить телепостановка 1979 с Иэном Маккелленом и Джуди Денч. Ее особенность в отсутствии декораций и акценте на пустом пространстве сцены. Вот и для Коэна центральным становится пустырь, глухое место, оживающее от кровопролитий. Здесь скитаются в бессоннице одни, обрекая на вечный сон встречных, проступают тени и призраки, оживают страхи и предчувствия. В густом тумане, в который погружена эта трагедия об узурпаторстве и паранойе, персонажи то тонут, то прорываются сквозь него. Сюда не доходит свет и от сумрака троится в глазах – так, роль трех вещуний блистательно исполняет Кэтрин Хантер, чья искривленная пластика пугает и завораживает.

В начале и конце Джоэл Коэн выводит на экран два титра – «Когда» и «Завтра». В финале, заполненном черным вороньем, пострашнее «Птиц» Хичкока, два эти слова складываются в страшное, но не лишенное надежды предзнаменование. Ведь если «завтра» сулит мрак, остается «сегодня», которое может успеть предотвратить его. И в этом, пожалуй, главные посыл и причина сегодняшнего обращения к трагедии Шекспира, которая не только на подмостках и экранах, но и вокруг них, вокруг нас повторяется из века в век. В погоне за сиюминутным и злободневным мы забываем, что вневременное – современно, и его срок годности выше, чем у нынешней повестки дня. Коэн говорит об этом без фирменной иронии и кажется, что время черного юмора сменилось в сознании режиссера трауром по будущему.

Макбет у Коэна – «новый черный», но чернота эта не кожи актеров, не зависти персонажей, не грифеля кинохудожника, и даже не черной, порой, магии кино или соблазнительности нуара. Речь о черной полосе мира, в котором велик риск, что «зло станет правдой, правда – злом». Лучшей метафорой ему становится черный экран. Освободиться от тьмы – таков урок «Трагедии Макбета», отлитой в безупречном киномраморе Джоэлом Коэном. «Я странно говорю; поймешь потом. / Все, начатое дурно, крепнет злом».

Трейлер:

https://www.youtube.com/watch?v=rm4_n7ilRzU

Эмилия Деменцова

Авторская версия текста, опубликованного в журнале «КиноРепортер«

«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна поражает красотой постановки и актуальностью. А заодно и пугает

Забудьте о крутых декорациях. Вас ждут только великолепные актёры и оригинальный сюжет Шекспира.

В 2021 году всех поклонников остроумного авторского кинематографа ждала печальная новость: знаменитый тандем братьев Коэн, снявший фильмы «Большой Лебовски», «Фарго», «Старикам здесь не место» и множество других легендарных работ, распался. Младший, Итан, решил отдохнуть от кино и заняться театральными постановками.

Поэтому «Трагедию Макбета», новую экранизацию классической пьесы Уильяма Шекспира, Джоэл Коэн создал в одиночку — впервые со своего дебюта в 1984‑м. И в этом можно увидеть некоторую иронию: пока Итан занимается театром, его брат приносит сценические постановки прямо домой к зрителям. 14 января картина вышла на Apple TV+.

На самом деле эту работу даже трудно назвать фильмом. Это именно классический театральный Шекспир. Такой подход не делает «Трагедию Макбета» хуже, просто нужно скорректировать ожидания: здесь не будет масштабных исторических декораций или попыток приблизить сюжет к современному миру. Лишь оригинальный текст, великолепная игра актёров и изысканная постановка.

Театр в нуарной эстетике

Джоэл Коэн — далеко не первый яркий автор, который экранизирует «Макбета». Ещё в 1948 году свою версию поставил великий Орсон Уэллс. В 1957‑м Акира Куросава выпустил «Трон в крови». В 1971‑м к ним присоединился Роман Полански. Есть и другие, менее удачные варианты. Но, кажется, так необычно с визуальным рядом не обращался ни один предшественник.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

С одной стороны, «Трагедия Макбета» — полностью театрализованная постановка. Картина отказывается от масштаба, сменив баталии на камерность. Об этом говорит даже вступительная сцена с ведьмами — одна из самых красивых и одновременно пугающих за фильм. Кэтрин Хантер разговаривает сама с собой, изображая трёх героинь, и при этом превращает монолог в пластический театр. Да и в последующем действии герои будут часто стоять на месте и проговаривать текст на фоне очень условных декораций. Но удивительным образом это идёт лишь в плюс: в предыдущей экранизации 2015 года от Джастина Курзеля за размахом потерялась немалая часть драматизма.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

С другой, Коэн умудрился снять технически совершенное кино, которое напоминает чуть ли не «Гражданина Кейна» упомянутого Уэллса

Достаточно обратить внимание на монолог Макбета, идущего по коридору. Трудно представить, что камерная сцена может быть настолько эстетичной

Здесь выверен буквально каждый кадр. Если не хочется верить на слово, просто пролистайте иллюстрации к этому тексту и посмотрите трейлеры — весь фильм настолько же хорош.

А в этих невероятно стильных сценах разыгрывают роли великолепные актёры. С кастом обошлись очень вольно: обычно в постановку берут артистов помоложе. Но вряд ли у кого‑то повернётся язык придраться к основному составу.

Кадр из фильма «Трагедия Макбета»

Да, Дензел Вашингтон — темнокожий, но, к счастью, Apple выпускает фильмы без дубляжа. Можно включить оригинальную дорожку и буквально утонуть в его голосе и манере речи. Да, Фрэнсис МакДорманд — жена режиссёра. Но ещё она обладательница трёх «Оскаров» и одна из лучших характерных актрис современности. От некоторых её интонаций идут мурашки по коже — то ли от восхищения, то ли от страха, трудно разобрать.

И сама идея, что за власть борется не эмоциональная молодёжь, а люди, для которых это последний шанс реализовать свои амбиции, может вызвать отклик у зрителя.

Сводка сюжета «Трагедия Макбета»

Фильм начинается с того, что Странные Сестры бормочут о встрече с Макбетом, таном Глэмиса и генералом армии Дункана, короля Шотландии.. Затем мы видим, что Росс, шотландский дворянин и посыльный, сообщает королю Дункану, что Макбет выиграл войну против двух вторгшихся армий Ирландии и Норвегии. Король Дункан приказывает казнить тана Кавдора и приказывает передать его титул Макбету за его отважные действия на войне.

Вскоре мы видим Макбета и Банко, тана Лочабера и генерала в Армия короля Дункана идет по вереску. Странные сестры, которые ждали Макбета, обращаются к тану Кавдора. «Да здравствует Макбет. Приветствую тебя, тан Глэмиса. Приветствую Макбета. Приветствую тебя, тан Кавдора. Приветствую Макбета. Он будет королем в будущем», — говорят три ведьмы, выдвигая пророчество, подразумевающее, что Макбет станет таном Кавдора, а затем королем Шотландии.

Затем, когда Банко скептически подходит к Странным Сестрам, они скажи ему, что он станет отцом линии королей. Позже Росс сообщает Макбету, что он стал новым таном Кавдора. Сразу же Макбет начинает думать о пророчестве; он беспокоится, что его амбиции начинают брать верх над его моралью и лояльностью. Вскоре леди Макбет получает письмо от своего мужа, в котором он объясняет пророчество странных сестер. Она радуется тому факту, что, несмотря на преклонный возраст, они могут вкусить истинной силы.

Леди Макбет вскоре извещают, что приезжают ее муж и король Дункан; она начинает мысленно планировать смерть короля. После этого она убеждает обеспокоенного Макбета, что он должен убить короля и обеспечить себе корону. Однако Макбет чувствует себя виноватым, потому что он родственник, подданный и хозяин короля. Он пытается отказаться от плана убийства, но леди Макбет говорит ему, что он станет «великим человеком», если продолжит его. Она добавляет, что после убийства они будут оплакивать смерть короля Дункана так, что никто их не заподозрит.

Кто станет новым королем Шотландии после Макбета? Где сын Банко, Флинс?

Росс берет корону и голову Макбета и приближается к Малькольму, который теперь является новым королем Шотландии, поскольку он старший сын короля Дункана. Позже мы видим, как Росс встречает Старика (замаскированных странных сестер) и понимает, что он все это время был в сговоре со сверхъестественными силами. Старик передает Флинса Россу, и мы узнаем, что шотландский дворянин планирует привлечь сына Банко к суду, чтобы пророчество ведьм сбылось. Таким образом, тщательно спланированные политические убийства покойного Макбета оказываются бесплодными, потому что пророчество находит способ воплотиться в жизнь благодаря неспособности короля видеть дальше своей жадности и стыда.

Подробнее: Основана ли «Трагедия Макбета» на реальной истории?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: