Возвращение 2003

Фильм "возвращение". - кинокритик ганова людмила | современная литература

Глубокий смысл и символика

Фильм «Возвращение» – это произведение, которое пронизано символикой и загадочным смыслом. К сожалению, не все зрители могут раскрыть и уловить все тонкости этого шедевра. Однако, если проанализировать киноленту, можно понять, что всё здесь имеет своё значение и значения находятся на разных уровнях.

Первый уровень символики

Первый уровень символики в фильме «Возвращение» – это возвращение героев в родные места. Каждый персонаж возвращается туда, где он жил в детстве. Это поле, лес, река. Возвращение в родные места – это символ возврата к истокам, к корням. Как будто герои пытаются вернуть время назад, когда ещё были детьми и всё казалось простым. Они ищут ответы на свои вопросы, хотят понять, что же случилось.

Второй уровень символики

На более глубоком уровне фильм «Возвращение» может быть рассмотрен с точки зрения философии. Здесь мы видим множество символов, которые могут иметь разное толкование. Например, вода в фильме – это отражение времени и преходящей жизни. Герой, затонувший в воде, возвращается на землю, чтобы исправить свои ошибки. Вместе с тем, вода – это и символ чистоты и искупления. Герои нечисты, поэтому они моются в воде, чтобы очистить свои души.

Примеров символики и её коннотаций в фильме «Возвращение» можно найти множество. Но всё это увидеть и понять могут только те, кто готов проникнуться мистической атмосферой, которую создаёт режиссёр Андрей Звягинцев.

В чем суть концовки

Драма «Возвращение», смысл которой в формировании личности героев, заканчивается смертью воспитателя. Концовка печальна, но она неизбежна. Бог-Отец приносит себя в жертву во благо сыновьям. Только так Андрей и Иван могут приобрести все необходимые им мужские качества.

После поездки на остров они возвращаются совершенно другими людьми. Ваня больше не боится высоты, не спорит по пустякам, слушается старшего брата. Андрей научился быть главным, отвечать за себя и за брата. Так происходит этап взросления молодого поколения.

Фильм «Возвращение» 2003 года имеет глубокий смысл. Каждый просмотр картины открывает зрителю что-то новое, интересное. Чтобы разгадать все загадки великого режиссера, потребуется пересмотреть его творение много-много раз.

О чем фильм «Возвращение»

Начало фильма демонстрируется как кадры с лодки, которая затонула в бескрайней воде. В воскресенье несколько мальчиков решают прыгать в воду. Иван не может определиться, прыгать ему или нет. Его брат Андрей прыгнул. К мальчикам приходит мама, видно, что она волнуется за них.

В понедельник Ваня хочет принять участие в игре с ребятами в футбол. Но игры как таковой не получается, потому что между братьями развязывается драка. Мальчики, крича, прибежали домой, но мама сказала им, что не стоит шуметь, ведь в комнате спит их отец. Никто из них никогда не видел своего папу, но Иван нашел старую фотографию и понял, что сходство между спящим мужчиной и человеком на фотографии есть. Когда он проснулся, он начинает звать мальчиков в поход.

Но братья никак не могут успокоиться: откуда же у них папа? Ночью перед путешествием они сошлись во мнении, что он летчик, а сейчас приехал отдохнуть домой. Но однако на этот же вопрос, заданный матери, ответа никто не получает.

Вторник. Дети едут с отцом на машине. Мужчина заявляет, что хочет называть их сыновьями, а они его, соответственно, должны называть папой. Кафе, в котором планировалось посидеть, закрыто, и Андрей по просьбе отца отправляется искать похожее, но уже открытое место. Они же с Иваном уехали, и спустя три часа выясняется, что сын нашел кафе, но не сказал о находке никому.

Далее папа дает им довольно странные взрослые поручения: расплатиться за счет в заведении, разобраться с хулиганами, и одного из них приводит, чтобы сыновья с ним управились. Иван и Андрей не понимают, что происходит с ними и с мужчиной, который называет себя их папой. У него на самом деле есть три дня, чтобы добраться до определенного места.

Среда. Иван рыбачит, но его заставляют куда-то ехать. Отец очень зол на его нытье и просьбы оставить дорыбачить, поэтому оставляет его на дороге и уезжает со вторым сыном. В итоге за ним вернулись, но только затем, чтобы вытащить машину из грязи и дать ей проехать. Иван уговаривает Андрея отказаться от поездок, но получает отказ, а самого Ивана отец бьет по лицу.

Четверг. Папа сообщает детям, что они должны плыть на остров. Но мотор у лодки глохнет, поэтому мальчики гребут руками, несмотря на дикую усталость в теле. Иван говорит, что убьет его, если он еще совершит что-то подобное.

В пятницу Иван крадет у отца нож, ему все равно на уговоры брата. Все забираются на маяк на острове, но Ваня опять отказывается лезть на такую огромную высоту, рискуя своей жизнью ради неясной цели. Во время дождя мужчина забирается в деревянный дом и откапывает там ящик с неясным содержимым. Отец в итоге бросается с маяка, пытаясь залезть за бунтующим Иваном.

Смысл фильма

Идея фильма, конечно же, это показать отношения отцов и детей. Отец совершенно не сходится взглядами со своими детьми, в частности с Иваном. Андрей соглашается с папой, потому что уже повзрослел и понимает больше, чем Иван. Однако и Ивана нельзя назвать глупым, поскольку он отчаянно бьется за свои права и интересы, и это заслуживает уважения.

Вторая интерпретация фильма гласит, что он носит больше библейский подтекст. Недаром Андрей соглашается распить с отцом вино, которое неоднократно воспринималось православными верующими как священный напиток, как кровь Иисуса Христа.

Если же соединить их вместе, то будет понятно, что уход ребенка из под опеки отца — это важный процесс в жизни каждого человека, что отца, что сына, что окружающих их людей. Это обсуждалось много веков самыми талантливыми писателями и творцами в принципе. Отца можно воспринимать как и биологического папу, так и Отца в смысле Бога. Этот конфликт не может быть решен, на что нам и намекает неоднозначность фильма.

Смысл концовки фильма

К чему приводит это столкновение Отца и сына? Неизвестно. Каждый должен подумать над этим сам. К чему же может привести это столкновение божественной силы и человеческой?

Нам дают лишь намек на одну из возможных линий развития событий. Божественное придет к нам, но мы этого не оценим. В частности этого не сделает молодое поколение, такие, как Иван, ведь они уже далеки от подобного. Оно будет пытаться вразумить людей, но в итоге разобьется об волны непонимания. После этого все исчезнет, как папа исчез с фотографий, и не останется никакой надежды.

Культурное наследие фильма

Фильм «Возвращение» Владимира Михайловича Хотиненко стал культовым явлением отечественного кинематографа

С момента выхода в прокат он привлекает внимание зрителей и критиков своей глубокой символикой и тематической насыщенностью

Культурное наследие этого фильма заключается в том, что он стал настоящим «качественным ориентиром» для российского и мирового кинематографа. Многие кинорежиссеры, сценаристы и актеры обращаются к нему за вдохновением и наставлением, стремясь создать не просто красивые или зрелищные фильмы, а настоящее искусство, способное повлиять на эмоциональное состояние зрителей и задать им важные вопросы о жизни, смерти и смысле существования.

  • Фильм стал лауреатом многих престижных кинофестивалей, в том числе Каннского и Венецианского.
  • Он не раз удостаивался высоких оценок критиков, а также популярности у зрителей.
  • «Возвращение» стал символом русской культуры и наследия, он оставил неизгладимый след в истории отечественного кинематографа.

В целом, фильм Владимира Хотиненко является не только прекрасным произведением кинематографа, но и настоящей культурной ценностью, которая остается актуальной и сильной даже спустя многие годы после его создания.

Интерпретация сюжета

Фильм «Возвращение» рассказывает историю двух братьев, Андрея и Ивана, которые возвращаются к своей матери и проводят с ней несколько дней на острове в глуши. Братья разные: Андрей – общительный и энергичный, Иван – молчаливый и задумчивый. Но для обоих родительский дом остался местом детства, где важны настоящий опыт и эмоции.

Сюжету фильма присуща неопределенность – зритель не знает, зачем именно братья вернулись на остров, что случилось между ними за время отсутствия. Но этот элемент истории помогает показать изменения, произошедшие с ними на протяжении жизни. И при этом подчеркивается главная тема – все обстоятельства и события могут разрушить индивидуальность, но никогда не сможет полностью уничтожить всю личность.

  • Брат Андрей: эмоциональный и активный герой, который жаждет свободы и приключений. Его роль заключается в том, чтобы говорить правду в глаза, смотреть на вещи с ясностью и не опасаться неприятностей. Он – символ реального мира, который непредсказуем, иногда жесток, но всегда жизнерадостен.
  • Брат Иван: скрытный и задумчивый, с философской точкой зрения. Он посвящает много времени своим мыслям и подсознанию. Иван – символ божественного мира: нестабильного, непонятного, но величественного и интригующего.

Фильм «Возвращение» – это глубокое кино, которое предлагает зрителю самостоятельно искать ответы на многие вопросы, погрузиться в глубину смысли и прочувствовать то, что происходит на экране.

Краткий обзор фильма «Возвращение»

«Возвращение» — это фильм режиссера Андрея Звягинцева, который был выпущен в России в 2003 году. Это драматическая история, которая рассказывает о жизни двух братьев, Ивана и Андрея, и их отношениях с отцом.

Сюжет начинается с того, что отец детей, которого они не видели много лет, возвращается домой. Иван и Андрей отправляются вместе с отцом в долгое путешествие, где они постигают многие трудности и перемены. Фильм показывает реальные проблемы обычных людей и оставляет много открытых вопросов.

«Возвращение» был похвален многими критиками за свою глубокую символику и необычную визуальную стилистику, которые раскрывают множество метафор и тем. Это фильм о связях семьи, жизненных отношениях и взаимодействии человека с собственным прошлым.

Возвращение: смысл сюжета

В чем же смысл столь необычного фильма А. Звягинцева «Возвращение»?

Тема возвращения

В картине рассматривается несколько глубинных тем. Одна из них соответствует названию шедевра – движение всего по кругу, то есть возвращение на круги своя. Возвращаются:

  • отец, который отсутствовал дома 12 лет. Число 12 символизирует цикличность (не зря существует 12 знаков зодиака);
  • утонувшая лодка, показанная в начале, появляется и в конце фильма;
  • дни недели – начинается действие в воскресенье, заканчивается в субботу. Дальше опять будет воскресенье;
  • дети после путешествия вернутся домой.

Тема взаимоотношений отца и сына

Отцы и дети – извечная проблема. Непонимание, недоверие, неблагодарность сыновей. Недосказанность, грубость, неумение показать любовь к детям со стороны родителя.

Как много дал Андрею и Ивану отец, пусть всего за 5 дней. Он научил их брать на себя ответственность, защищаться самим и защищать друг друга, отвечать за свои слова и действия. Он показал им, как выходить из трудных жизненных ситуаций, научил выживанию в суровых природных условиях.

Только в конце Иван и Андрей понимают, насколько сильно их любит отец, насколько они ему дороги. Со смертью родителя к мальчикам приходит и главное осознание– они его любят, хоть не ценили раньше. Именно в заключительной сцене оба героя закричали «Папа», когда увидели, что теряют не только душу найденного отца, но и его тело. Зритель помнит, как долго это слово не мог произнести младший сын.

Тема становления личности

Третья тема, пожалуй, самая главная – становление мужчины, как личности.

В самом начале зритель видит двух подростков. Оба они еще незрелые, не готовы к суровым реалиям жизни. Младший – совсем уязвим. Он боится высоты, насмешек товарищей, в нем бушует дух противоречия. Старший кажется сильнее, но это только кажется. У него тоже есть слабые стороны – Андрей предпочитает идти по простому пути, ни с кем не спорить, оказываться в стороне, не умеет постоять за себя и защитить младшего брата.

Обоим нужен наставник. И вот он приходит. Отец – это обычный человек? Здесь нужно задуматься о скрытом смысле фильма «Возвращение» и связи его с Библией.

Отец – это Всевышний, наставник, спаситель, Иисус Христос. Он приходит, когда его никто не ждет, но когда он так необходим. Андрей и Иван – так звали двоих из 12 апостолов, которых наставлял Иисус. В обеде с вином и водой сквозит образ Тайной Вечери, а в отце с топором над старшим сыном – сцена Авраама и Исаака. Смерть родителя символично наступает в пятницу.

Не зря в драме так много воды (дождь, озеро, море, слезы) и эпизодов с рыбой. Вода в Евангелии ассоциируется с Царством Божьим, а рыба – с людьми и самим Иисусом.

Бог не дарит нужные качества, а воспитывает их в главных героях через испытания:

  • голод Вани, когда он отказывается есть, а потом вынужден ждать следующего приема пищи, день на мосту под дождем. Младшему сыну приходится нести ответственность за свои слова, поступки;
  • поиск кафе и оплата по счету – старший сын учится получать нужную информацию от других людей, общаться с ними;
  • кража кошелька – детям показывают, что такое справедливость, как проявлять смелость, но в то же время оставаться людьми;
  • установка палатки, вытаскивание из грязи машины, гребля на лодке, миска из березы – подростки учатся применять физическую силу в нужном направлении.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: