Фюрер в бакенбардах, сюрреализм из петрозаводска и много курехина: 13 культовых перестроечных фильмов

Перестроечное кино

«Облако-рай» (1990), режиссер Николай Досталь

Кадр из фильма «Облако-рай» (1990)

Незатейливая история о провинциальном парнишке Коле, который от безделья выдумал историю своего отъезда на Дальний Восток, неожиданно завоевала сердца зрителей. На фестивале Кинотавр этот фильм Николая Досталя получил приз под «говорящим» названием: «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех».

На главную роль режиссер долго не мог подобрать подходящего актера. Тогда Алла Клюка предложила своего партнера по фильму «Тело» — выпускника циркового училища Андрея Жигалова. Впоследствии он переехал в Германию и получил признание как один из лучших клоунов мира. Его шоу по сей день собирают полные залы.

В 2005 году Досталь пригласил Жигалова сняться в продолжении фильма под названием «Коля-перекати поле».

Перестроечное кино в неперестройку

Фильмы, схожие с перестроечными по остроте и накалу, стали появляться еще в позднем застое. В частности, к удивлению анонимуса, вполне перестроечным по духу является классический рязановский «Гараж», каким-то чудом просочившийся через цензуру. Можно отметить фильм «Пацаны» (1983) о жизни трудных подростков. В первой половине 80-х на советских экранах появляется мафия (винрарный «Двойной обгон»). А все потому, что совок начал скатываться в сраное говно еще при позднем Брежневе, в людях копилась злоба и неудовлетворенность окружающей действительностью, так что предпосылки для возникновения жанра стали появляться именно тогда. Просто из-за жесткой цензуры до широкого зрителя удавалось донести немногое. А стоило чуть ослабить хватку — и как канализацию прорвало.

Иногда они возвращаются. Сокуров снял в нулевых эталонные перестроечные фильмы «Русский ковчег» и «Отец и сын», впрочем и «Александра» недалеко ушла. Михалков распилил немыслимые народные миллионы на отвратных «Предстоянии» и «Цитадели», Балабанов после эталлонно-черушного фильма «Груз 200» снял «Кочегара». Но всех переплюнул в 2014 году известный своим ОБВМ Герман, посмертно показав итоги своей пятнадцатилетней (!!!) работы над «Трудно быть богом» Стругацких, состоящих из грязи, говна, измазанных грязью и говном оборванцев-статистов, хуевой игры Ярмольника, хуевого монтажа и запредельно хуевого озвучивания на все 200%. Вообще, период 2014—2015 годов оказался очень богат на подобное кино, что вызвало у многих зрителей эффект «дежавю» с концом 1980-х. Если фильм «Дурак» Юрия Быкова заслуженно не был замечен зрителем по причине высосанного из пальца сюжета, отвратительной постановки и абсолютно картонных персонажей, то «Левиафан» Звягинцева собрал тонну призов на зарубежных кинофестивалях и даже номинирован на «Оскар» на почве событий 2014 года.

«Иди и смотри» (1985), режиссер Элем Климов

Кадр из фильма «Иди и смотри» (1985)

Существуют споры о том, с какого момента началось перестроечное кино. Есть версия, что искусство начало трансформироваться раньше, чем все остальное. Свою последнюю картину «Иди и смотри» Элем Климов начал снимать в 1984 году, в 1986-м она стала лучшим фильмом года и получила массу международных призов.

Это очень смелый фильм о войне бескомпромиссного режиссера. Вряд ли его бы пропустили в прокат, случись съемки раньше. Климова действительно опасались чиновники, он не уступал ни единого эпизода цензуре и боролся за свои картины до самого конца. Идею снять «Иди и смотри» он вынашивал очень давно и даже предпринимал попытки начать работу, но каждый раз наталкивался на стену непонимания чиновников. У Элема, родившегося в Сталинграде, были свои счеты с этой войной.

В начале Перестройки Климов был назначен первым секретарём правления Союза кинематографистов и именно с этого момента началась эпоха авторского кино, запрета цензуры, а режиссеры получили право самостоятельно принимать решения. Работы Климова вдохновили многих современных кинематографистов, снимающих социальные драмы — так называемое «проблемное» кино.

Общественно-политический и культурный контекст эпохи перестройки

Новый политический курс на «ускорение и перестройку», провозглашённый на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 года, обозначил в истории СССР период, характеризуемый значимыми экономическими, политическими и социальными реформами, общей демократизацией всех сфер жизни, формированием политики гласности, предполагавшей смягчение цензуры в СМИ и возвращение в общественный дискурс ранее табуированных тем, а также политику «нового мышления» в сфере международных отношений.

В эпоху Перестройки были изданы практически все запрещённые ранее литературные произведения В.Гроссмана, А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака. На широкие экраны вышел фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (снятый в 1984 году и лежавший «на полке»), который стал, по распространённому в киноведческой среде мнению, началом перестройки в кино.

В 1986 году учреждена комиссия Союза кинематографистов, которая должна была решить судьбу многих художественных фильмов, ранее не выпускавшихся на экран. Были «реабилитированы» фильмы «Агония» Э. Климова, «Проверка на дорогах» А. Германа, «Тема» Г. Панфилова и другие.

В эпоху Перестройки подошли к концу процессы, которые окончательно закрепили существование сферы культуры в двух вариантах — официальном и неофициальном. «Официальная» культура опиралась на разного рода творческие союзы, объединяющие представителей номенклатуры и творческих деятелей. «Неофициальный вариант» начал своё формирование в период «оттепели» (1950-е гг.) и вплоть до 1985 года проявлялся частично. Эти две ветви существовали параллельно и были представлены практически во всех видах искусства.

Социальная драма

Кино эпохи перестройки существовало на разных уровнях и в разных жанрах. На широкие экраны выходило большое количество жанрового игрового кино, среди которого особое место занимает жанр социальной драмы. Данный жанр стал симптоматичным символом «нового времени» и представлял собой проблемное, позиционирующееся как остросоциальное кино с потенциалом продемонстрировать «демократический выход» из сложившихся сложных ситуаций переломного исторического периода. Именно в данном жанре и его вариациях получил распространение художественный приём, известный как «чернуха». Тематика фильмов в жанре социальной или молодёжной драмы практически всегда затрагивает актуальную проблематику эпохи: взаимоотношения старого и нового поколений, проблемы проституции, наркомании, особенности становления рыночной экономики и зарождавшегося капитализма и т. д. Известные картины в жанре социальной драмы: «Интердевочка», «Маленькая Вера», «Беспредел», «Меня зовут Арлекино», «Игла», «Дорогая Елена Сергеевна», «Куколка», «Трагедия в стиле рок», «Астенический синдром»

История

В кинематографе одним из главных достижений перестроечного периода стало постепенное исчезновение феномена «полки»: открытие ранее неизвестных советских фильмов, которые были упрятаны на цензурную «полку» ввиду различных причин, таких как «идеологические ошибки, несоответствие эстетическим канонам «соцреализма», несоответствие официальному представлению о морали, эмиграция авторов фильма, давление республиканских комитетов, вмешательство заинтересованных ведомств». В одном из интервью режиссёр К. Шахназаров, снявший в эпоху перестройки две культовые картины — «Курьер» и «Город Зеро» — сказал, что перестроечное время было уникальным в истории мирового кино, идеальным для кинематографистов периодом.

Кира Муратова вспоминала, что

«Зеркало для героя» (1987), режиссер Владимир Хотиненко

Иван Бортник и Сергей Колтаков в фильме «Зеркало для героя» (1987)

Фильм снят по одноименной повести Святослава Рыбаса. Этакая смесь «Дня сурка» и «Мы из будущего», снятая несколько раньше обеих этих картин. Когда шутят, что американцы позаимствовали у нас сюжет одного из своих самых успешных фильмов, то доля правды в этом есть.

По сценарию двух мужчин забрасывает из 1987 года на 38 лет назад. Им предстоит еще не раз просыпаться 8 мая 1949 года, прежде чем вернуться назад. Однако конец этой истории будет несколько неожиданным. А вот то, что фильм получил «Нику» за сценарий, было вполне ожидаемо.

«Параллельное кино»

Параллельное кино появилось в СССР в начале 1980-х гг. как результат творчества художников, для которых прямой путь к «большому экрану» был закрыт. Аналогичные кинематографические явления на Западе, во-первых, возникли намного раньше, во-вторых, статус подобных течений был иным: западное «независимое кино» является, скорее, «перпендикулярным» традиционному мейнстриму, в то время как отечественный независимый кинематограф середины 1980-х, по мнению киноведов, был именно «параллельным»: возникал большей частью как непрофессиональное кино (а не как результат художественных или идеологических разногласий с традиционным массовым кино), существовал на деньги от государственного финансирования, большей частью, в среде любительских и вузовских киностудий. Будущие лидеры движения режиссёров-параллельщиков, братья Игорь и Глеб Алейниковы, снимали свои первые картины из отрывков учебных лент и официальной кинохроники. Ленинградские некрореалисты во главе с Е. Юфитом использовали просроченную плёнку, любительскую кинокамеру, предпочитали дешевые натурные съёмки. К режиссёрам «параллельного кино» относят также С. Сельянова, И. Евтееву, Е. Кондратьева. С середины 1980-х года возникают первые фестивали «параллельного кино», происходит обмен опытом, совместные кинопоказы и обсуждения фильмов.

«Курьер» (1986), режиссер Карен Шахназаров

Анастасия Немоляева и Федор Дунаевский в фильме «Курьер» (1986)

Лучший фильм 1987 года по версии «Советского экрана» — пожалуй, самого народного рейтинга в СССР. Исполнитель главной роли Федор Дунаевский попал на съемки с подачи своей одноклассницы Анастасии Немоляевой.

В целом, банальная история выпускника школы, который никуда не поступил, особо ничего от жизни не хочет, на фоне стремительно меняющейся страны. Для кого-то это комедия, для кого-то — драма, которая оставляет в финале вопросы о смысле жизни. В поиске ответов зритель невольно начинает вспоминать себя в этом возрасте и сравнивать с тем, куда он пришел после.

Неперестроечное кино в перестройку

Основная статья: Перестроечное кино/Неперестроечное кино в перестройку

Да, было и такое. От сабжа такие фильмы отличались в первую очередь хорошим бюджетом, безобидным сюжетом, повышенной концентрацией звёзд и рекламой на ТВ. А также сюжетами: как правило это были либо историко-приключенческие ленты, либо фантастика, но чаще всего — экранизации классики или же литературных произведений минимум 70-летней давности. В большинстве случаев отличить такие фильмы можно было по заставке: не логотип типа «Студия ШАНС», а православное «По заказу Гостелерадио». Понятно, что полностью избежать проникновения «ветра свободы» не удалось, но на фоне основной массы кинопродукции того времени получалось довольно смотрибельно.

Фильмы совместного производства

Основная статья: Перестроечное кино/Фильмы совместного производства

Отдельно стоит упомянуть фильмы, снятые в перестройку совместно с заграницей. Если раньше заграница ограничивалась Восточной Европой, Финляндией и некоторыми странами Азии, после падения железного занавеса к нам попёрли киношники с Запада. Формат фильмов тот же — дорого снятые приключения, реже — исторические фильмы или экранизации. Сабж даже несколько пережил собственно перестроечное кино; подобные фильмы снимали вплоть до конца ельцинских времён.

«Завтра была война» (1987), режиссер Юрий Кара

Ирина Чериченко и Наталья Негода в фильме «Завтра была война» (1987)

Дипломная работа Юрия Кары, которую он посвятил своему учителю — Сергею Герасимову. Изначально снималась как короткометражка по повести Бориса Васильева, но позже было решено сделать из нее полноценный фильм. В центре сюжета 1940 год, который оказался сложным испытанием для учеников 9 класса на их пути во взрослую жизнь. Однако впереди их ждет нечто гораздо более страшное…

Фильм отмечен призами во Франции, Испании, Польше, Германии. Нина Русланова, исполнившая роль матери главной героини, получила «Нику». Здесь сыграла одну из своих первых ролей будущая «Маленькая Вера» Наталья Негода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: