Пять шедевров китайского кино

Список 9 лучших китайских фильмов про боевые искусства

А. Что такое Уся?

Проще говоря, Уся (武侠) — это жанр китайской литературы, повествующий о жизни и приключениях китайских мастеров боевых искусств. Действие историй всегда происходит в историческом Китае, обычно между династическими периодами Тан и средней Цзин (приблизительно с 618 по 1800 гг.). Главная достопримечательность романов Уся — бесчисленное множество мощных боевых искусств или кунг-фу, которыми владеют герои рассказов.

В то время как в кинематографических и телевизионных адаптациях известных романов Уся, как правило, главные герои демонстрируют такие подвиги, как взбираться на высокие здания, разрушать стены одним ударом и самоисцеление, следует отметить, что истории Уся никогда не бывают сверхъестественными в своей основе. Боги, демоны и монстры не появляются. Отсутствуют и такие тропы, как путешествия между мирами и нечеловеческие расы. Говоря языком современной китайской литературы, Уся четко отличается от Сянься (仙 侠) отсутствием «магии». Последний жанр ближе к жанру западного фэнтези, с которым читатели со всего мира более знакомы.

Примечание. Ся (侠) — китайский иероглиф рыцарства и может использоваться как суффикс для многих терминов.

F. Другие писатели Уся

Среди других успешных романистов Уся — Вэнь Жуйань (溫瑞安), Чжугэ Цинюнь (諸葛青雲) и Во Лонгшэн (卧龙生). В последние годы известность приобрел гонконгский писатель Хуан И (黃易). По сравнению с более ранними писателями, рассказы Хуана уникальны в том смысле, что они включают элементы научной фантастики, такие как путешествия во времени, и что его проза заметно более современна. По словам нескольких китайских изданий, Хуан вдохнул новую жизнь в жанр уся, когда его популярность снижалась. Как и его предшественники, наиболее успешные работы Хуана были экранизированы в телесериалы.

Адаптации фильмов, например, студии Shaw Brothers Studios, помогли популяризировать жанр Уся.

Википедия

Г. Уся и китайские СМИ

Популярность и признание Уся как жанра повествования во многом является заслугой китайских средств массовой информации. В частности, фильмы, телесериалы и радиочтения.

Золотой век Уся длился с конца 1950-х по 1980-е годы. В начале этой эры многие китайцы остаются необразованными, поэтому романы Уся в их первоначальной форме были полностью недоступны. Однако благодаря киностудиям, Rediffusion и телевизионным станциям, таким как TVB в Гонконге, эти истории были ярко воплощены в жизнь для общественного потребления. На самом деле, многие пожилые китайцы больше знакомы с экранизациями произведений Уся в кино или на телевидении, чем с оригинальными рассказами. Многие пожилые китайцы также склонны думать об актерах-ветеранах как по сценическим псевдонимам, так и по персонажам Уся, по которым эти актеры наиболее известны. Это свидетельствует о прочном симбиозе между Уся и китайскими СМИ.

Фильмы братьев Шоу демонстрировались по всей Юго-Восточной Азии. Это фотография показа в Сайгоне.

Википедия

Джин Ён (金庸, настоящее имя Луи Ча)

Бесспорный великий мастер жанра, обширные эпосы Цзинь Ёна уже более полувека захватывают воображение и любовь международного китайского сообщества. Многие из его рассказов вращаются вокруг исторических событий в Императорском Китае, и некоторые из его персонажей настолько хорошо приняты, что в настоящее время являются синонимом Уся. Среди его самых знаменитых работ — Трилогия Кондора (射雕 三部曲 she diao san bu qü), Полубоги и полудьяволы (天龙八部 tian long ba bu), Улыбающийся, гордый странник (笑傲江湖 xiao ao цзян ху) и герцог горы Олень (鹿鼎记 lu ding ji). До сегодняшнего дня истории о Джин Ёне продолжают регулярно сниматься в фильмах и сериалах.

Б. Краткая история романов Уся

Хотя Уся часто называют разновидностью китайского криминального чтива, истории с аналогичными предпосылками уже давно появляются в китайской литературе.

Например, история о Не Иньяне (聂隐娘), женщине-убийце, была написана во времена династии Тан. Различные сказки о гражданских героях, отстаивающих справедливость и праведность, также были написаны во времена династий Мин и Цзин. Исторически сложилось так, что большая часть из них была запрещена и уничтожена неодобрительными императорскими дворами.

Уся как признанный жанр китайской литературы приобрел известность только после Движения Четвертого мая 1919 года, самого движения, возглавляемого студентами-патриотами, призывающими к новому ответу на мировой порядок. Это движение привело к развитию новых стилей китайского повествования, и постепенно в китайском мире появилось все больше и больше произведений, написанных в стиле уся. Пик популярности таких произведений пришелся на период между 1960-ми и 1980-ми годами, чему способствовала популярность таких писателей Уся, как Цзинь Юн и Лян Юшэн, а также многочисленные успешные экранизации фильмов и телевидения. Следует отметить, что романы Уся, написанные в 1960-х годах и позже, заметно отличаются по стилю от своих предшественников. Эти новые работы было легче читать. Они также включали такие элементы повествования, как тайна, романтика и политические интриги.

В Уся «си ву» означает изучать кунг-фу. Но это также подразумевает укрепление характера и целостности.

Студия братьев Х. Шоу

Особо следует упомянуть Shaw Brothers Studios, гонконгского продюсера, ответственного за многие фильмы об Уся / кунг-фу в период с 60-х по 80-е годы.

До появления современных шедевров, таких как «Скрытый дракон» и «Крадущийся тигр», фильмы братьев Шоу Уся познакомили международную аудиторию с миром средневекового китайского рыцарства. Они также внесли большой вклад в повышение осведомленности об этом жанре во всем мире. Многие из их «классических» фильмов с тех пор дублированы на английском, и их легко найти в настоящее время.

Фильмы братьев Шоу Уся также имеют несколько отличительных черт. Хотя студия действительно адаптировала многие романы Уся для демонстрации живых выступлений, в равной степени многие их фильмы были специально написаны для большого экрана. Также был сделан упор на «настоящие» боевые искусства, причем многие из крупнейших звезд студии тренировались бойцами, например, Александр Фу Шэн, Гордон Лю и Ло Ман. Наконец, в фильмах братьев Шоу был характерный элемент «эксплуатации». Время от времени появлялась женская нагота. Никогда не избегали запекания и насилия. Мускулистые главные герои-мужчины тоже неизменно дрались голыми. Последнее особенно смешно, если учесть вероятность того, что кто-то вступит в схватку на саблях без защиты тела.

Спектакль классической «музыки Уся» в Сингапуре.

2 «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Нельзя отрицать, что шедевр Энга Ли 2000 года «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» — один из самых влиятельных фильмов 2000-х годов. Фильм представляет собой историю поиска просветления, верности и непоколебимого стремления к свободе.

Невероятный гардероб, захватывающие дух декорации и невероятные боевые искусства делают фильм Крадущийся тигр, затаившийся дракон одним из лучших боевиков, действие которых происходит в древние времена. Помимо прекрасной режиссуры Анга Ли, фильм об уся получил дальнейшее развитие благодаря актерскому составу, в который вошли такие актеры, как Чоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Чжан Цзыи и Чан Чен.

Меч короля Артура (реж. Гай Ричи, 2017) (18%)

Первое место и 16 голосов завоевал «Меч короля Артура» Гая Ричи. Поначалу лидерство этого фильма нас несколько озадачило, но все обдумав, мы пришли к выводу, что победа «Артура» вполне логична. Посудите сами: сеттинг средневековой Англии, фэнтези-элементы (от пресловутой магии до огромных мамонтов а-ля «Властелин колец»), колоритные герои и все это замешано на киноязыке типичного Гая Ричи.

Тут даже нашлось место рукопашным боям, которые, стоит сказать, очень странно смотрятся в данном сеттинге (как и афроамериканцы, ага). В касте даже задействован весьма неплохой кинобоец Том Ву (сериал «Марко Поло»), ну а главный герой в исполнении Чарли Ханнэма (сериал «Сыны анархии»), как и главный злодей Джуд Лоу (дилогия «Шерлок Холмс») вытягивают фильм, насколько это возможно. Очевидно, этого хватило для повышенного внимания нашей аудитории к этому фильму в рамках голосования.

Улыбающийся, гордый странник (笑傲江湖 сяо ао цзян ху)

Переименованный в Фехтовальщика в трех экранизациях 90-х годов, Джин Юн «Улыбающийся, гордый странник» не ссылается на исторические события, а вместо этого сосредотачивается на борьбе между различными фракциями Вулина. Посредством этих конфликтов Цзинь Ён резко комментирует истинную природу силовых союзов, таких как НАТО и несуществующий Варшавский договор. Прочтите или узнайте о запоминающемся главном герое рассказа, то есть алкоголике Линху Чонг (ong). Прочтите или изучите некоторые из самых экзотических техник, когда-либо написанных в романах Уся. Такие техники, как стойка черной дыры, девять одиночных мечей и ужасная, ужасная ручная техника подсолнечника.

D. Общие тропы в рассказах Уся

Мятеж: действие многих популярных романов Уся происходит во времена династии Цин и, в меньшей степени, времен династии Юань и Южная Сун. Это были века, когда Китай находился под угрозой или был завоеван и управлялся иностранными державами. Таким образом, в таких романах рассказывается, как мастера боевых искусств собираются, чтобы противостоять вторжению или свергнуть оккупационные силы. Многие из самых любимых персонажей жанра родом из таких произведений. Например, Го Цзин (郭靖), Ян Го (杨过), Люй Синьян (吕四娘) и Чэнь Цзялуо (家洛).

Легендарное оружие или навыки: поскольку кунг-фу является сердцем Уся, многие истории, естественно, включают квесты или конфликты из-за легендарного оружия (兵器 bing qi) и навыков. В последнем случае обычно используется какое-то запрещенное руководство (秘笈 mi ji), в котором записываются экзотические или утерянные секреты кунг-фу. Следует отметить, что легендарное оружие в Уся не обладает магическими свойствами. Как правило, их ценят за изящество или они сами являются ключами к большим сокровищам.

Доминирование Улинь: Улинь (武林) или Цзянху (江湖) — это мир боевых искусств. Он охватывает все кланы и секты, независимых лиц, а также все взаимодействия между этими персонажами и фракциями. В романах Уся с этим тропом обычно рассказывается о приходе к власти одного клана или отдельного лица благодаря явному превосходству кунг-фу или безжалостным махинациям. Таким образом, основная часть истории посвящена борьбе за свержение этого тирана. Как правило, «главный герой» овладевает какой-то превосходной техникой.

Месть: в историях Уся широко используется образ мести. Обычно это связано с конфликтующим человеком, стремящимся отомстить за убийство своего клана или секты. Или это могло быть стремление искупить свою честь после унизительного поражения.

Интрига Улиня: Помимо мятежей, межфракционных столкновений и т. Д., Во многих историях Уся также исследуются сложные отношения между персонажами, которые больше, чем жизнь. Общие подтемы включают любовь, соперничество, жадность и бремя фамилии. Романы тайваньского писателя Гу Лун в Уся особенно известны своим проницательным взглядом на человеческие слабости.

Джин Ён. Считается самым успешным и опытным писателем романов Уся.

Китайские мета-люди?

В каком-то смысле такие фантастические способности делают персонажей Уся похожими на мета-людей из американских комиксов. Однако следует отметить, что способности Уся в основном ограничиваются физическим мастерством. Психические способности, такие как гипноз, проявляются редко, но никогда не проявляют такой грозности, как в американских комиксах. Наконец, персонажи Уся никогда не рождаются со своими способностями. Здесь нет W-Gene и т. Д. Все, на что способны герои Wuxia, является результатом напряженных и длительных тренировок.

Многие техники Уся имеют аналоги в реальной жизни. С последним явно гораздо менее мощным.

Кунг-фу — это кантонское произношение иероглифов 功夫. На мандаринском языке это произносится как гонг фу.

Освоение передовых методов защиты справедливости. Частый образ в рассказах Уся.

Куан Леонг Йонг

Лян Юшэн (梁羽生, настоящее имя Чэнь Вэньтун)

Как и Цзинь Юн, истории Лян Юйшэна часто вращаются вокруг исторических событий и борьбы. Фактически, будучи пионером романов новой школы Уся, большинство читателей признают, что именно стиль Лян Юшэна вдохновлял и мотивировал Цзинь Юна. Кроме того, истории Ляна также известны своими сильными женщинами-героями, женщинами, которые не только грозны в мастерстве, но и превосходят своих коллег-мужчин с точки зрения храбрости и доблести. Среди его самых известных персонажей — Лю Синэнг (吕四娘), Лиан Ничанг (练霓裳) и Илань Чжу (易兰珠). Некоторые из его романов также были адаптированы для фильмов и телесериалов, известным примером является «Семь мечей» 2005 года.

Гу Лун (古龙, настоящее имя Сюн Яохуа)

Тайваньский писатель из Уся Гу Лун, как известно, признал, что его проза никогда не будет соответствовать качеству произведений Цзинь Юна или Лян Юшена, и поэтому он применил совершенно другой подход к письму. Работы Гу Луна наполнены диалогами, полностью лишены исторических ссылок и часто изображают в качестве главных героев социальных неудачников; неудачники, такие как алкоголики, развратники и одиночки. Работы Гу Луна из-за его ярких образов и похожей на сценарий прозы легче всего адаптировать для фильмов и телевидения. Между прочим, романы Гу Луна также являются наиболее «зрелыми» из всех трех прославленных мастеров. Хотя здесь нет откровенных сексуальных сцен, они не избегают обсуждения человеческой сексуальности.

Путешествие цветка (2015)

Война волков 2 (реж. Джеки Ву, 2017) (26%)

Первое место в нашем голосовании занял сиквел «Войны волков» Ву Джинга – дорогостоящий проект именитого кино-бойца из Китая, которому на этот раз помогали небезызвестные братья Руссо, занявшие в Голливуде нишу супергеройского экшен-кино по комиксам Marvel. И если первый фильм был весьма локальным, гипер-патриотическим и откровенно скучным боевиком с малым количеством экшена, то второй «поднабрал весу» и показал кое-какие зубки.

В сиквеле реально много экшена. Он, как водится, очень неровен по качеству, но Джеки Ву определенно провел работу над ошибками, снабдив свой фильм разнообразными экшен-сценами: от подводного рукопашного боя до настоящих танковых баталий. Вместо Скотта Эдкинса, злодействующего в первом фильме, вторые «Волки» обзавелись сразу тремя харизматичными злодеями: голливудским актером Фрэнком Грилло, известной женщиной-каскадером Хайди Манимейкер и бывшим профессиональным реслером Олегом Прудиусом (Владимир Козлов).

Видимо, благодаря всему этому изобилию, далеко не самый лучший фильм Джеки Ву, но весьма яркий боевик 2017 года, получил золото в этой номинации.

Лу Сяофэн (陆小凤)

Лу Сяофэн — еще один известный главный герой Уся под пером Гу Луна. Как и Чу Люсян, он лихой, невероятно популярен среди женщин и любит вмешиваться в кризисы в Улинь. Отличительной чертой Лу также являются его усы, за которые он получил прозвище «четыре брови». Вместе с группой способных друзей Лу Сяофэн расследует различные заговоры Улиня, в том числе тот, который был направлен на убийство императора. Наконец, фирменная техника Лу — это его палец Линси (靈犀 一 指), чудесная техника, которая позволяет ему легко удерживать и обездвиживать оружие между пальцами. В 70-х Лу был знаменит на гонконгском телевидении актером-ветераном Дамианом Лау.

9 мечников II

До того, как он завоевал мировые кассовые сборы своими превосходными англоязычными фильмами, такими как Поцелуй дракона. и Unleashed, Джет Ли получил признание критиков в своей стране за превосходные навыки владения боевыми искусствами и участие в фильмах об уся.

В фильме 1992 года Мечник II Джет Ли играет роль члена секты боевых искусств. События фильма Swordsman II происходят во времена династии Мин, и на протяжении всего фильма он неизменно поддерживает энергию благодаря множеству боевых сцен, в которых участвуют летающие тела, мечи, метательные звезды и даже иглы.

8 ​​Невеста с седыми волосами

Фильм 1993 года Невеста с седыми волосами основан на романе Байфа Моню Чжуань. В фильме наследник кланового престола недоволен собой и не уверен в своих жизненных решениях. Однако все начинает принимать странный оборот, когда он встречает красивую воительницу из противоборствующего злого культа.

Сюжет фильма напоминает шекспировскую пьесу Ромео и Джульетта. Критикам понравились потрясающие визуальные эффекты фильма и тщательно поставленные трюки. Кроме того, они также высоко оценили игру главных актеров Лесли Чунг и Бриджит Лин.

Злодейка (реж. Чон Бён-гиль, 2017) (23%)

О южнокорейской «Злодейке» мы так много сказали, что добавить что-то еще крайне тяжело. 21 голос и второе место драматический боевик Чона Бён-гиля заслужили не просто так. Более того, бронзу в номинации «Фильм с боевыми искусствами 2017» боевик уже имеет.

«Злодейка» — это кино не стандартное, штучное, в некотором смысле даже авторское. При этом, экшену в фильме уделено куда больше внимания, чем в иных боевиках без приставки «драматический» в жанре. Ким Ок-пин оказалась не просто подготовленной экшен-героиней, а настоящей актрисой, которая уверенно держится в кадре, чем только повышает зрительский интерес.

В общем, очевидно, что «Злодейка» — один из самых заметных экшен-фильмов ушедшего года. Серебро и наша рекомендация! Если кто-то еще вдруг не смотрел этот боевик, то вы многое упустили!

Рейд: Пуля в голове (реж. К. Стамбол, Т. Тьяджанто, 2017) (15%)

«Рейд: Пуля в голове» от команды индонезийских трэшоделов «братьев Мо», сильно отстал от двух первых призовых мест, но тем не менее удержался в тройке лидеров. И, честно говоря, нам не совсем понятно, почему. Headshot пытается заинтересовать зрителя заманчивым сочетанием: главную звезду «Рейдов» Ико Ювайса помещают в триллер с гипертрофированным (и не особо нужным) насилием. Но усидеть на двух стульях у создателей «Пули» явно не получилось, поскольку фильм оказался дешевой поделкой с кучей логических промахов, посредственной актерской игрой и очень скромным экшеном. Надежда была на рукопашные схватки, но и их в этом фильме «не додали». Хоть какого-то внимания заслуживает лишь финальный бой Ювайса и Санни Пана.

Однако, свою фанбазу «Пуля в голове» все же заимел. Остается гадать, чем же так покорил фильм некоторых поклонников боевого кино. Конечно, возможно, что все дело в обаянии Ико Ювайса, которому выписали кредит доверия после «Рейдов» и «Мерантау». Что-то подобное было и с Тони Джа, который потчевал своих поклонников провальными сиквелами «Онг Бака», а те одновременно плевались от фильмов и восхваляли Джа за его «летающее колено».

Скажем вам честно: мы ожидали увидеть «Рейд: Пуля в голове» в тройке «победителей» номинации «Разочарование года». Но вот, посмотрите, этот триллер примерил на себя бронзовую медаль в нашем голосовании. Что ж…, бывает, видимо, и такое… Хотя, о чем это мы? В прошлом году это же почетное место занимал американо-китайский простигосподи фильм «Отпетые напарники» с Джеки Чаном.

Семь мечей (七剑下天山 qi jian xia tian shan)

Возможно, это самая представительная работа Лян Юйшэна, сам роман может сбивать с толку, поскольку история является продолжением нескольких более ранних названий. Однако различные адаптации к фильму сделали разумную работу по сжатию истории. Я рекомендую «Семь мечей» вместо других работ Лян Юйшэна, таких как «Невеста с белыми волосами», поскольку это отличное обобщение отличительного стиля Ляна. Есть несколько сильных женских персонажей. История также разворачивается против подъема династии Цин в Китае. Прежде всего, «Семь мечей» устанавливают мифы для всех произведений Ляна, установленных в более поздние периоды. Это полезный, почти необходимый справочник, если вы хотите прочитать другие его рассказы.

4 Reign Of Assassins

У актрисы малайзийского происхождения Мишель Йео за плечами множество отличных фильмов. Но помимо роли девушки Бонда в Завтра не умрет никогда и строгого матриарха семьи в Безумно богатых азиатах, Мишель Йео также известна своими ролями в таких фильмах об уся, как Царство убийц.

Reign of Assassinsследует за наемницей, которая пытается вернуть себе жизнь после разговора с монахом

Однако ей не удается отвлечь внимание, и она сажает свою бывшую банду на хвост после попытки сбежать от банды грабителей. Рецензенты отмечают, что фильм является отличным введением в жанры кунг-фу и уся, несмотря на недостатки повествования

Клинок бессмертного (реж. Такаси Миике, 2017) (16%)

И если в подведении итогов за 2016 год в данной номинации тройка лидеров принадлежала к жанру «уся», то в этот раз китайские фэнтези-картины призовых мест не взяли. Но за них «оторвался» самурайский фэнтези-боевик «Клинок бессмертного» известного японского режиссера Такаси Миике.

Любой, кто интересуется японским кино знает, что Миике – очень неровный режиссер. И на каждый «Харакири 3D» найдется «Терроформирование», но над «Клинком» сенсей постарался, скрестив в нем повествование от классических дзидайгэки с типичным комиксовым сюжетом и персонажами. История бессмертного ронина Мандзи (Такуя Кимура), ставшего телохранителем юной красавицы и мстящим за убийство ее семьи, показана без особых размахов, но поклонникам старых-добрых самурайских боевиков здесь есть на что посмотреть.

Наверное, поэтому «Клинок бессмертного» сразу же выбился в лидеры голосования, соперничав поначалу с китайским историческим боевиком Гордона Чана «Бог войны», где также нашлось место и самураям, и легенде боевого кино Ясуаки Курате, который для своего возраста находится в прекрасной форме. Однако «Клинок» Миике набрал больше голосов, встав на бронзовый пьедестал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кинтек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: