Как закалялась сталь
Никита Сергеевич Михалков родился в творческой семье. И эта жилка в нем проявилась с ранних лет. Дебютировал на съемочной площадке он еще в отрочестве: четырнадцатилетним актер сыграл в «»Тучах над Борском»». Его заметили, обучение во всевозможных актерских кружках не прошло даром. После «»Приключений Кроша»» были другие эпизодические роли. И, наконец, первое плаванье большого корабля — «»Я шагаю по Москве»». Эта роль легко далась начинающему актеру. Казалось, впереди его ждет только наслаждение от профессии: играй в свое удовольствие, купайся в лучах славы, хоть обклей своими фотографиями комнату… Но не в таких условиях закалялся актер и режиссер Никита Михалков. Сначала было изгнание из Щуки за нарушение правил (его то и дело приглашали сниматься, что выходило за рамки дозволенного уставом учебного заведения). И вдруг — совсем неожиданно — «»Я тоже служил на флоте»». И не на каком-нибудь, а на Тихоокеанском, членом команды атомной подводной лодки! Без этого, наверное, не было бы того Никиты Сергеевича, каким мы его знаем: талантливый режиссер, который создает неоднозначные, но громкие киноленты.
Документальные фильмы
Никита Михалков — патриот. Об этом можно узнать только из названий этих картин: «»Чужая земля»», «»Русские без России»», «»Русский выбор»». Кроме того, есть в его творческом багаже и фильм о Бунине, вернее, о целой его книге. Это фильм-анализ. В своих документальных лентах Никита Сергеевич рассуждает о судьбе Родины, о своем народе, о гражданской войне и гражданском долге. Да, именно гражданская война является основной темой его работ. Из них вы можете узнать, как страшные события повлияли на судьбы разных людей, многие из которых вынуждены были покинуть родную землю. А также о том, что братоубийственная война сделала для России в целом. Ну и, конечно, есть и фильмы о самом Никите Сергеевиче, вышедшие к юбилеям его жизни или творчества.
«Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)
Как старый мир не может существовать спокойно рядом с новым, так и новый не может обойтись без старого. Начни ломать старое угоду новому — и нарушается гармония, возникает конфликт.
Но конфликт в фильме Михалкова разрешен совсем не так как у Гончарова, а снова в тургеневском духе. Это не конфликт с обществом, и не разлад между духовно богатой личностью и «обломовщиной», никого здесь «среда» не «заела»: это конфликт каждого человека с самим собой — собой внешним и собой внутренним. Потому что в каждом есть и Обломов, и Штольц. Когда встать с дивана еще не значит с него сойти. Когда делать дело еще не значит им жить. Где любовь — это не романтика, а либо пошлость, либо настоящая драма. Где истинно только прошлое, а все настоящее и преходящее — тень, иллюзия бытия, которую люди ошибочно принимают за «реальную жизнь»…
Вот и плачет в финале фильма Ольга Ильинская-Елена Соловей, «тургеневская девушка»-подвижница, предавшая идеалы, но снова бежит по лугам кудрявый малыш, а сверху с любовью смотрит на него Бог…
Композитор Эдуард Артемьев о съемках фильма «Несколько дней из жизни И. И.Обломова»:
Источник
Неоконченная пьеса для механического пианино (СССР, 1977, рейтинг КиноПоиска
Какие фильмы Михалкова стоит смотреть в первую очередь? Конечно, экранизацию классики, какой и является этот фильм, поставленный по мотивам ранних пьес А. П. Чехова. У вдовы генерала Анны Петровны собирается местное светское общество. Они весело проводят время, особо не задумываясь о смысле своего существования. Только Михаил Васильевич Платонов пытается завести разговор о ничтожности существования каждого из присутствующих.
На вечере он неожиданно встречает свою первую любовь Софью, которая вышла замуж за пасынка вдовы. Вечером во время фейерверка происходит объяснение Платонова с Софьей. Та готова сейчас же уйти от мужа к нему, но Платонов не готов к такому повороту событий.
21 октября празднует 75-летний юбилей один из лучших советских и российских кинорежиссеров — Никита Сергеевич Михалков. К этой знаменательной дате «Автопарус» вспоминает лучшие кинокартины, снятые Никитой Михалковым.
Мы решили составить наш импровизированный рейтинг в порядке возрастания от пятого места к первому.
На пятое место в рейтинге мы поставили картину «Утомленные солнцем», вышедшую на экраны в 1994 году и получившую премию «Оскар». В свое время этот фильм произвел большой резонанс, во многом благодаря блестяще подобранному ансамблю актеров, в числе которых — Владимир Ильин, Светлана Крючкова, Вячеслав Тихонов, Олег Меньшиков, Никита Михалков и др. Успеху способствовал и удачно подобранный, во многом конъюнктурный сюжет, полностью соответствовавший идеологической моде и тенденциям того времени.
На четвертом месте — фильм «Двенадцать», снятый в 2007 году по мотивам старого американского фильма «Двенадцать рассерженных мужчин». При некоторой наивности сюжета он, опять же, выигрывает благодаря великолепному актерскому составу: кроме самого Михалкова, в фильме снялись Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Алексей Петренко, Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий и другие звезды российского кино.
Третье место — «Сибирский цирюльник». Очень красивый фильм о событиях в царской России, с интересным сюжетом и целой плеядой звезд (Олег Меньшиков, Владимир Ильин, Леонид Куравлев, Никита Михалков, Марат Башаров и др.). Картина вышла в 1998 году, запомнилась блестящей актерской игрой, красивыми декорациями и яркими масштабными сценами (празднование Масленицы, принесение клятвы юнкерами и др.), и стала одним из самых громких премьер того времени.
Второе место — фильм «Родня» с великолепной Ноной Мордюковой в главной роли. Кстати, сценарий картины был написан именно «под нее». Фильм снят в трагикомическом жанре и рассказывает о сложных отношениях между близкими людьми. Кроме Мордюковой, в картине снялись такие звезды, как Светлана Крючкова, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Никита Михалков, Олег Меньшиков и маленький Федя Стуков, запомнившийся также ролью Тома Сойера и впоследствии ставший известным российским актером.
Ну а на первое место мы поставили картину, которые многие называют «кинематографическим гимном России» — «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фильм вышел в 1974 году и запомнился не только великолепным актерским составом (в главной роли — Юрий Богатырев, также снимались Анатолий Солоницын, Александр Кайдановский, Константин Райкин, Никита Михалков, Александр Пороховщиков, Сергей Шакуров и др.), но и замечательной, пронзительной музыкой композитора Эдуарда Артемьева, а также песней в исполнении Александра Градского.
«Автопарус» искренне поздравляет Никиту Михалкова с 75-летием и желает ему всего наилучшего!
Признание Никиты Михалкова
Фильмы Никиты Михалкова полюбились многим. Но не народной любовью единой жив этот человек: он лауреат многих наград, как отечественных, так и зарубежных. Не счесть, сколькими званиями он наделен. И Заслуженный, и Народный артист Советского Союза (последнее он получил, будучи еще довольно молодым). Кроме того, он кавалер орденов. К примеру, «»За заслуги перед Отечеством»» ему вручали не один раз. Почетный член разнообразных комитетов, сообществ, академий, он не останавливается на достигнутом, всегда находится в центре внимания. Правда, некоторые его выходки получили отрицательный отзыв даже среди фанатов творчества, не говоря уже обо всем остальном обществе. В 1992 году Михалков был удостоен премии «»Ника»» за режиссерское мастерство, проявленное в фильме «»Урга…»». А за «»Утомленных солнцем»» спустя три года, где Никита Сергеевич выступил в роли и режиссера, и актера, и автора сценария, и, наконец, продюсера, — кинопремию «»Оскар»». Вот такой он — неоднозначный режиссер Никита Михалков.
Раба любви (СССР, 1975, рейтинг КиноПоиска 7,7)
Фильм, который заслуженно входит в рейтинг «Лучшие фильмы Михалкова», рассказывает о звезде немого кино Ольге Вознесенской, прототипом которой послужила знаменитая актриса немого кино Вера Холодная. События происходят в 1918 году. Юг страны еще занят белогвардейцами. Киносъемочная группа снимает кино и абсолютно не интересуется политикой.
Кинодива влюблена в оператора Потоцкого, разделяющего взгляды красных. Он тайно снимает на кинопленку бесчинства, творимые белогвардейцами. Ольга Вознесенская поневоле оказывается втянутой в подпольную борьбу красных и белых. Она становится свидетельницей убийства Потоцкого и не может до конца понять всего происходящего.
Очи черные (СССР, Италия, 1987, рейтинг КиноПоиска 6,8)
Некоторые фильмы режиссера Михалкова, поставлены при участии звезд мировой величины. Эту картину украсил Марчелло Мастроянни, сыгравший роль итальянского архитектора Романо.
Долгие годы совместной жизни без любви сделали жизнь веселого когда-то студента скучной и однообразной. Он решает развеять свою скуку на курорте. Неожиданно герой влюбляется в русскую красавицу Анну, которой он тоже очень нравится. Но Анна замужем, поэтому внезапно уезжает, оставив Романо послание. Только вот оно написано на родном для Анны языке, которого итальянец не знает. Он решает ехать в Россию, чтобы найти свою Анну.
«12» (2007)
Кадр ил фильма «12» (2007)
Да, это ремейк, адаптация, оммаж фильму Сидни Люмета… И абсолютно прозрачная метафора «Тайной вечери», которую Михалков подал также совершенно в тургеневском духе: плохое с хорошим всегда идут рука об руку, потому что наш мир — это мир человеческий, где все люди — не ангелы, но они и не звери. И судьба этого мира зависит от выбора каждого, а значит, важен каждый из нас. Причем это правило работает в обе стороны — помните, базаровское «от копеечной свечки Москва сгорела»? И поэтому в последних кадрах фильма вся история внезапно переворачивается…
4. «Пять вечеров» (1978)
Кадр из фильма «Пять вечеров» (1978)
Полтора часа герои выясняют, сложилась или не сложилась у них жизнь, и что вообще значит «жить»: снимают и надевают маски, ищут друг друга и сомневаются друг в друге. Но им хватает нравственных сил, чтобы преодолеть эту минутную неуверенность, и незатейливая история в декорациях скудного быта вырастает до масштабов бытийной драмы, несущейся «по волнам памяти». Потому что любовь способна преодолеть все трудности и стоит того, чтобы за нее бороться. Тоже тургеневский сюжет.
«12», 2007
Фильм рассказывает о 12 присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отца. Все без сомнения уверены в виновности парня. Все, кроме одного. Он объясняет недоумевающим свою позицию, и это приводит к неожиданному повороту.
Картина является ремейком классической юридической драмы американского режиссера Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» и была номинирована на премию «Оскар» 2007 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм также демонстрировался на 64-м Венецианском кинофестивале, на котором Михалков получил приз «Специальный лев» за вклад в киноискусство.
Владимир Путин о фильме «12»: «Мне кажется, у нас не много таких картин, которые говорят именно о морально-нравственных ценностях. У нас становится всё больше и больше развлекательных фильмов, мы видим на экране так называемый «экшн», а вот глубоких, волнующих вещей очень мало
И очень важно, что в фильме затронуты проблемы межнациональных отношений и особенно отношений на Кавказе, причём, сделано это не в уже привычном жанре боевика, а с уважением и желанием понять эту проблему. А что касается того, КАК этот фильм сделан, то, мне кажется, что я прослушал замечательную симфонию в исполнении первоклассного оркестра, состоящего из солистов первой величины».
Художественные картины
Большинство художественных фильмов Михалкова повествуют о личном счастье, чести, отваге, достоинстве. О Родине и о любви в них тоже сказано немало. При этом режиссера часто обвиняют: мол, слишком уж активно поддерживает власть, слишком неприкрыто хорошо уживается с правящими кругами. Да, следует признать, что фильмы Никиты Михалкова нередко имеют пропагандистский характер, но это, по крайней мере, лучше глупых и пошлых комедий с претензиями на искрометный юмор, которыми в последнее время наводнили эфир. Вместе с тем, в них вы никогда не найдете откровенных призывов: зритель может выбирать, о чем думать, какие выводы делать. И все-таки, идеи его работ направлены не на политику, а, прежде всего, на новые типы личностей. Киноленты демонстрируют развитие человека на фоне истории. Затрагивается тема постепенного духовного обнищания, переворот ценностей и отношения в семье, которые модифицируются с течением времени и все меньше напоминают классические, правильные. Во многих фильмах он предлагает и свое видение проблем, и пути решения. Никита Сергеевич Михалков взглядом творца выхватывает изъяны человеческого общества, народа и выставляет их на всеобщий суд.