Краткое содержание
Для версии 1950-го года книгу адаптировала женщина! (И небеса не разверзлись!) Её звали Хелен Дойч/Helen Deutsch, и у неё есть номинация на Оскар за лучший сценарий, но не за этот фильм. (Это у меня акция “Раскопай женщин в неожиданных местах в кино”)
Африка, 1897 год.
Аллан Квотермейн (играет его Стюарт Грейнджер, и он ок норм, если вы любите типаж “Индиана Джонс”) везёт каких-то придурков на сафари, где они убивают слона. А слоны в отместку убивают темнокожего парня, который на него работает. Ему это всё осточертело, и он уже готов завязать и вернуться в Англию.
Но тут появляется женщина, Элизабет Кёртис (собственно, Дебора Карр) и начинает всячески двигать сюжет в нужную ей сторону. Её супруг купил на базаре карту сокровищ с указанием пути в неизвестную страну и копи царя Соломона. И он туда поперся! (Если вам кажется, что пахнет Вакандой, вам не кажется. «Чёрная пантера» — именно этот поджанр). Перед выходом горе-муженек отправил копию карты её брату. И теперь они приехали в Африку его искать.
Квотермейн слышит эту историю от брата, ржёт и выдаёт:
Как видите, классические женоненавистнические высказывания с годами мало меняются См. Женщина на корабле/за рулем/командир самолета/звездолета/вселенной/нужное подчеркнуть.
Брат в соответствии со всеми стереотипами викторианской эпохи, помноженными на стереотипы второй половины 40-х, описывает её как истеричную барышню с кошмарами.
Героиня, тем временем, вовсе не промах. Она приходит к Квотермейну почти ночью одна(!) в вечернем платье и при полном параде и такая:
Мой брат, канешн, молодец, но он вам забыл привести главный аргумент: овердофига бабла. Раз так в 25 больше, чем вы обычно получаете за сафари. Плюс расходы и бонусы. Наличкой завтра.
Герой такой: Ээээ… Я вас понял, мэм. Завтра утром выходим.
Сафари в 1897-м выглядит, как весьма сомнительное удовольствие. Квотермейн ожидает, что миссис Кёртис сдастся на полдороги и скажет поворачивать назад. Но героиня упирается рогом, и они идут туда, где аааа горы вот такой вышины, аааа реки вот такой ширины, ааааа обезьяны, бегемоты, аааа крокодилы… ой, нет, кашалотов нет. Но всё остальное — как заявлено в программе!
Героиня
Но меня больше интересует героиня. Она гораздо менее однозначная, чем кажется на первый взгляд.
С одной стороны, она — единственная женщина в этой истории. В ней сконцентрированы все отголоски мизогинии и мифов о женской слабости, которые вы ожидаете от фильма 50-х. А если не ожидаете, то это вы зря. Стоит ожидать. Они будут! Это прямо обязательный элемент, как постоянно встречающаяся в кино фраза “Сейчас не время для взрыва эмоций/emotional outbursts”. (Она здесь есть).
Тут будет обязательная истерика на тему “я потеряла все шпильки, и у меня мухи и комары в волосах!” (Вообще, от последнего у меня тоже была бы истерика).
Ещё будет сцена, где она нарядилась на сафари так, словно оно в северо-восточной Сибири. И герой, конечно, будет показательно над ней ржать, мол, какая дура, как можно было так одеться в Африке! И на этом месте я тихо бешусь. А ничего, что она — богатая британская женщина в позднюю Викторианскую эпоху? И, как таковая, привыкла носить на себе под десять кино одежды, ведь её с детства приучали, что иначе она будет «раздетой», и это «неприлично».
Дальше Квотермейн начинает расстегивать её костюм, хотя она совсем не в обмороке и словами вполне можно было объяснить. В общем, ааааааааа!
Потом паук забирается ей на одежду, она не видит, а когда главгерой его героически убивает, она падает в обморок. IMDB, кстати, говорит, это абсолютно нереалистично, и таких пауков в саванне в Восточной Африке нету. То есть, эта сцена нужна только, чтобы выставить героиню идиоткой.
Предисловие
Тут недавно Лиса Астахова из канала Holyweed писала, что Disney скупила столько всякой интеллектуальной собственности, что контролирует примерно всё, и вместо прекрасного нового мира кино катится назад в 50-е. А потом ещё Мартин Скорсезе обстоятельно побухтел, что раньше сахар был слаще, вода — мокрее, а кино — искусством.
С Лисой Астаховой я спорить не буду, потому что она дело говорит, а вот Скорсезе меня повеселил.
Ну, то есть, он прав, Marvel — это в первую очередь коммерческий продукт, и в десятую — искусство. Но он говорит, что он рос под другое кино. И какбэ… дорогой мистер Скорсезе, вы 1943 года рождения. Вы росли под кино, созданное голливудской студийной системой. И их флагманские блокбастеры тоже были продуктом.
Давайте, я вам про один такой продукт расскажу! Я выбрала не шедевр, не полный отстой, а крепкий середнячок. И общих черт с современными блокбастерами у него хватает!
Разрешите представить самый успешный релиз студии MGM (Metro-Goldwyn-Mayer) и американского проката 1950-го года — «Копи царя Соломона». Между прочим, порвал диснеевскую “Золушку” по сборам! Но я его выбрала потому, что там Дебора Карр. Она мне нравится, и кто меня остановит?))
Триггер-ворнинг на убийство животных, мизогинию+сексизм и колониальные замашки.
Герой
Но попытка сделать интересных героев была.
Квотермейн весь такой потерял вкус к жизни . Он вдовец, работает на опасной работе, у него часто погибают сотрудники, и ничего его не радует. Особенно белые люди, которых черти приносят в Африку. Он и в путешествие с героиней отправляется, чтобы после смерти хоть баблишка оставить сыну, который живет в Англии и которого он сто лет не видел.
Из такого персонажа можно много чего выжать, просто актер не тянет. Индиана Джонс во многом держится на обаянии Харрисона Форда. Вот и тут кого-то подобного не хватает. Но зато и откровенной проблематичности, как у Харрисона Форда, нет
Я такая внезапная вся
В картине вообще подозрительно много сделано, чтобы выставить её идиоткой. Например, мотивация у неё в стиле “ой-женщины-такие-импульсивные-нелогичные-и-вечно-на-эмоциях”. Перед началом экспедиции она разговаривает с Квотермейном. Мой примерный пересказ их диалога:
Он: Меня терзают смутные сомнения на тему ваших мотивов.
Она: Ну выскажите их мне.
Он: Не, вы обидитесь.
Она: Да уж давайте, чоужтам!
Он: Вы хотите поехать хрен знает куда, рискуете жизнью из-за мужа. Что-то с вами не так. Не знаю, что уж вы там сделали, но, по ходу, у вас адовое чувство вины.
Она (обижается): Вам и в голову не приходит, что это может быть от великой любви! Вы, наверное, сами на такие эмоции не способны, бесчувственный вы засранец!
Он такой: Я ж говорил, обидитесь.
А в конце СПОЙЛЕР! выясняется, что он прав. Ну вот какого черта?
Ну и на десерт косяк уже не сценария, а голливудских идей о реалистичности: ещё на предпоказах в 1950-м народ ржал над тем, что она сама себе делает идеальную стрижку и укладку посередь Африки. Но режиссер лучше ничего не придумал, пришлось оставить.
Круг жизни
Главный герой этого фильма бухтел про “Circle of life” задолго до Тимона и Пумбы. А в кадре, тем временем, мелькают жирафы, крокодилы, львы, слоны, носорог, обезьяны, змеи и прочая живность. И всё было снято на натуре! Тут даже есть сцена, где животные несутся в панике от огня в саванне. Такое вообще больше никто живьем не пытался повторить.
Это почти эпизод Brave wilderness — присел на пенёк, а там черная мамба ползёт! Отодвинул листочки, а там обезьяны. Под пнём червяки и личинки. В общем, никто не обвинит в излишней натуралистичности костюмеров и гримеров Деборы Карр, но кое в чем она тут есть.
Материал, отснятый для этой картины, студия MGM ещё лет 20-30 вставляла в другие фильмы и давала использовать желающим (за деньги, конечно). Ехать снимать в Африку дорого, особенно, если животных. А тут всё готовенькое, и отличного качества для своего времени. Поэтому, например, в старом фильме про Тарзана 1959 года есть кадры из “Копей царя Соломона”!
Ритм (энд блюз)
Но клиповое сознание этот фильм не щадит. Он идёт всего 1 час 43 минуты, но он плавный, и к этому стоит морально приготовиться, если соберётесь посмотреть.
Я лично не считаю это недостатком. Такой ритм создаёт ощущение долгого и трудного путешествия. Отношения героев и они сами успевают развиться. Ну и наконец, медленно не значит монотонно. То местные устроят развлекуху с танцами, то львы мимо пробегут, то драка, то людоеды. В общем, экшн присутствует, но ничего даже близко похожего на современный киномордобой ждать не стоит. Это приключенческая история.
Зато можно ждать офигенное построение кадра, образцово-показательные мизансцены и композицию. У фильма даже есть Оскар за лучшую операторскую работу (Robert Surtees) и монтаж. “Копи царя Соломона” и на главный Оскар номинировали, но не сложилось.
Проблески надежды
Но при этом героиня совсем не такая хрупкая, беззащитная и истеричная, как кажется. Она — двигатель сюжета, она упрямее героя и доходит-таки до цели. Если отбросить попытки фильма выставить её слабой, она — бесстрашная искательница приключений. Она одна среди толпы мужиков на сафари! Идёт в тяжелейших условиях в неизведанную область Африки! В 1897-м! Пешком!
Для Деборы Карр это слишком простая роль. Я писала про “Меловой сад”, где она легко справляется с куда более сложной героиней. Но она и до “Копей царя Соломона” выдавала нечто невероятное в “Черном нарциссе”.
Тут она просто делает героиню живой, даже когда сценарий ей ничего не даёт. Следить, как она периодически смотрит на героя, как на придурка, сплошное удовольствие . Потому что а) он мудаковат б) она потрясающе партнирует. То бишь, во всех фильмах она реагирует на ситуацию и партнеров, а не просто произносит реплики.
Bitch whaaaat?
Ночь, улица, фонарь, аптека
Это мог быть кусок моей рецензии на каждый второй блокбастер за последние лет пять:
Персонажи прописаны плохо, второстепенный герой (в данном случае, брат) для мебели, героиня одна и та — романтический интерес. Тест Бехдель не пройдёт никогда, потому что в фильме нет двух женщин, названных по имени. Постановщики слишком сильно полагаются на технические понты, связанные с производством, а не на историю. Глубокого смысла нет. (Ну, кроме «не ходите, дети, в Африку гулять» без нормального проводника). Но он и не обязан тут быть — это чистой воды развлекаловка.
Плюс сексизм из каждой щели, и финал anticlimactic, то бишь, не добирает в плане эпичности и накала страстей.
Как видите, время идёт, погода меняется, укладка блокбастеры остаются прежними.
Главный герой
Репрезентация
Как и флагманские блокбастеры сейчас, съемки «Копей царя Соломона» стоили, как чугунный мост. Но, в отличие от современных, не из-за спецэффектов, а из-за съёмок на локациях. Снимали в Танганьике, и бельгийском Конго и прочих странах, которые с тех пор успели поменять названия.
Я даже представить не могу, как это — снимать пять месяцев(!) в африканской глухомани в 1949-м! Съемочная группа, разумеется, чем только не переболела. Включая дизентерию. А ещё же надо было транспортировать тяжеленное старое оборудование и пленку тщательно хранить, чтобы с ней чего не случилось на жаре!
Но это добавляет эпичности и величавости там, где от героев этого ждать не приходится. В “Копях царя Соломона” настоящие африканские деревни, снимали прямо в них. Представители африканских племен тоже абсолютно настоящие. Они носят свою настоящую (пусть и парадную) одежду и головные уборы, расписывают лица, танцуют свои настоящие танцы и играют настоящую музыку. Они говорят на родных языках и наречиях, и в фильме их не переводят и даже субтитры не ставят потому, что их понимает только Квотермейн.
Такой Африки вы в художественном кино не увидите больше нигде. Фильм «Африканская королева» 1951 года на самом деле про белых. Ваканда, может, и форева, но она выдуманная. А тут попутно с фильмом нечаянно сделали этнографический срез. Я не исключаю, что кто-то снимал документалки про те места и в конце 40-х-начале 50-х, но не на такую хорошую пленку и не в цвете. (Это всё ещё послевоенные годы, цветная пленка дорогая).
А в последующие десятилетия до тех мест добралась цивилизация, и традиционный уклад начал стремительно разрушаться. Следующий крупный фильм про тот регион — “Из Африки” 1985 года. Но там уже другой исторический период, меньший охват в плане географии, и всё не так… не тронуто что ли.
Я взялась писать про этот фильм, потому что вы вряд ли ожидаете увидеть столько темнокожих персонажей в таком старом фильме. Их тут больше, чем в 90% современных фильмов! Нежданчик?
Но все они, разумеется, «дикари» и экзотический фон. У них нет своей личности, раскрытой мотивации и прочих ништяков для белых людей. Даже один ну очень крутой и пафосный по сюжету дядя (спойлер! Принц, претендующий на трон затерянной страны. Привет, «Черная пантера»!) — не полноценный персонаж. Вот как-то так и выглядит колониализм в кино. Причем, по сравнению с другими американскими фильмами, тут к местным очень уважительно относятся и вообще минимум расизма.
«Давид и Вирсавия» (1951)
Генри Кинга — классический американский фильм, экранизация еще одной ветхозаветной истории о весьма сомнительной страсти. Давид, пророк, псалмопевец, царь, согрешил, что привело к ужасным последствиям. Отметим прекрасный сценарий.
«Библия» (1966)
Джона Хьюстона — многие думают, что это шедевр, лучшая экранизация Ветхого Завета. Здесь вы увидите первые главы Книги Бытия — Адам и Ева, Каин и Авель, потоп, Авраам и т. д.
«Царь Давид» (1985)
Брюса Бересфорда — тут предпринята попытка экранизировать всю жизнь Давида, играет Ричард Гир. Мнения расходятся: некоторые критики ругают фильм, есть нестыковки с первоисточником, есть отровенные сцены и сцены насилия (справедливости ради — такова уж Библия). Тем не менее многим фильм нравится: сама история, как ни крути, интереснейшая, а актер в главной роли хорош.
«Одна ночь с королем: Есфирь» (2006)
Джозефа Сарджента — экранизация библейской Книги Есфирь. Иудейка становится женой персидского царя. Персидские элиты хотят уничтожить евреев. Благодя заступничеству Есфири евреи спасены, а их враги жестоко наказаны. Масштабное, красивое, впечатляющее кино, больше похожее на сказку, нежели чем на исторический фильм (и поэтому многие считают фильм «тупым»). Играют известные актеры: Омар Шариф, Джон Рис-Дэвис, Питер О`Тул.
«Книга Руфь: путь веры» (2009)
Патрика Уолкера — экранизация еще одной истории ветхозаветной героини — Руфи. Молодая вдова, язычница Руфь покидает свою родину в поисках лучшей жизни, где встречает Вооза, за которого выходит замуж — и обретает веру в Бога Израилева. Руфь и Вооз — предки Давида и Христа. Фильм несколько «американский», причем еще и несколько «дешевый», но зато можно посмотреть историю Руфи на экране.
«Библия» (2013)
— десятисерийный мини-сериал по библейским событиям, первые пять серий — по Ветхому Завету. Масштабные съемки в духе современных исторических фильмов — критики фильм поругивали, но зрители любят. От сотворения мира до Пасхи. Предупреждаем, что некоторые сцены, что называется, — «сцены жестокости».
«Книга Даниила» (2013)
Анны Цилинской — экранизация Книги Даниила. Евреи находятся в вавилонском плену. Царь обожествляет себя. Последователи Единого Бога не признают этого, история противостояния Бога и власти. Фильм тоже несколько «американский», но опять же — мы благодяря ему можем увидеть Даниила на экране.
«Ной» (2014)
— экранизация библейской истории о потопе от выдающегося кинорежиссера Даррена Аронофски. Внешне этот фильм сделан как экшен, фэнтези, внутренне фильм пытается передать сложные смыслы библейского сказания: трагедию обреченного на гибель мира из-за собственных грехов, трагедию праведника, которому уготовано спастись от гибели.
«Исход: Цари и боги» (2015)
— современная экранизация истории Моисея и освобождения Израиля от египетского рабства. Режиссер — выдающийся кинематографист Ридли Скотт. Жанр: смесь экшена с мистическим триллером, внешне вполне голливудская история, внутренне же — нетривиальная попытка показать общение пророка и Бога, освобождение «слабых», «сирых» рабов «под руководством» Бога от «сильных», «блестящих» угнетателей с их язычеством. Но истинная сила на стороне Бога, на стороне восставших рабов.
Итог
Ну как? Похоже на приличный современный блокбастер?))
Вместо спецэффектов — настоящие африканские жители, дикие звери, которые 70 лет назад ещё не так активно вымирали, африканские пейзажи и вы, кроме шуток, открываете Африку вместе с героями. И при этом все знакомые косяки в плане персонажей и сексизма на месте!
Это безусловно продукт, как и фильмы про супергероев. Несмотря на все рискованные решения, он сделан с учетом запросов аудитории, а не по доброте душевной и не искусства ради. Но то, что он продукт, не значит, что он плохой. Я его посмотрела с удовольствием (потому что была готова к гораздо большему количеству патриархального и империалистического дерьма, чем в итоге получила ).
Если соберётесь оценить сами, выбирайте вечерок посвободнее, в какие-нибудь зимние каникулы, например. Когда вы расслаблены, голова не забита кучей срочных дел, и у вас есть время погрузиться в историю. Тут можно не бояться перегруза от звука, картинки, скорости и душераздирающих страстей. Так что и устанете вы меньше, чем от каких-нибудь “Трансформеров”. Это ж ведь так приятно, когда под фильм можно действительно отдохнуть.