«Зелиг», 1983 год (6+)
«— Так безопаснее… быть как все.
—Вам хочется избежать опасности?
—Мне хочется, чтобы меня любили»Что произойдёт, если у человека появятся невероятные способности приспосабливаться ко всем переменчивым условиям окружающего мира?.. Его можно было бы назвать приспособленцем, но Аллен назовёт его «хамелеоном» и «мастером мимикрии», да ещё и сделает главным персонажем псевдодокументального фильма. Знакомьтесь — Леонард Зелиг, способный по мановению руки менять свою внешность, привычки и род занятий. Картина покажет десять лет из жизни персонажа — от 1928 года и «эпохи джаза» до прихода к власти Адольфа Гитлера. Идеальный конформист, Леонард Зелиг попробует разобраться, где же на самом деле находится его место в жизни.
Зелиг | 1983
Жанр: комедия
Очень тонкий фильм Вуди Аллена, рассчитанный на элитарного зрителя. Нотка фантастики, изысканная сатира – всё это про данную картину. Это история Леонарда Зелига, человека, который внезапно обнаружил в себе удивительную способность: он может менять свой внешний и внутренний облик, перевоплощаясь в кого угодно. Он может вдруг резко стать толстяком, сменить цвет кожи или вовсе превратиться в известного актёра – всё зависит от того, в каком обществе он находится.
Эта картина заставляет задуматься, так как затрагивает вечную тему человека-хамелеона, приспособленца, который в угоду обществу легко жертвует своей индивидуальностью. Но поистине великолепна здесь операторская работа: в процессе создания фильма использовались невероятные уловки для искусственного состаривания плёнки и достижения нужного визуального эффекта.
Энни Холл
Не нужно много объяснений, когда речь заходит об «Энни Холл». О фильме 1977 года, получившем четыре премии «Оскар», включая «Лучший фильм».
Здесь мы видим все приёмы романтических комедий Вуди Аллена, которые помещены в центр сюжета. Это те элементы, которые сделали Вуди одним из самых вдохновляющих современных американских режиссёров.
Фото предоставлено автором
Фильм — история любви между Элви и Энни, которую снова играет Дайан Китон. Именно за эту роль она получила своего Оскара.
Сюжет передаётся посредством использования ретроспективных кадров и флеш форвардов, слияния реализма и сюрреализма, чередования линейного повествования и фальшивой документальности.
Так выходит один из величайших шедевров мировой романтической комедии, где жизнь пары, показанная от начала до конца, приобретает реальные, осязаемые, волнующие и немного горько-сладкие тона.
«Энни Холл», 1977 год (12+)
«— Вы выглядите счастливой парой — это так? Как вы этого достигли?
— Я — поверхностная и пустая, мыслей у меня нет и сказать мне нечего.
— И я абсолютно такой же.
— Как интересно! И вам удалось найти общий язык?
— Вот именно!»
Любовно-ироничная история взаимоотношений нервного стендап-комика и жизнерадостной начинающей актрисы. Он ходит к психотерапевту пятнадцать лет подряд и устраивает долгие занудные споры обо всём на свете. Она хохотушка, обожающая по выходным сыграть партию-другую в теннис. Они будут расставаться и сходится вновь, беспрестанно целуясь и ругаясь, при этом успевая обсуждать всё на свете. Любопытно, что в этом фильме Аллен показывает самого себя — брюзгу и зануду — совершенно без прикрас, но в итоге идёт на компромисс со своей натурой и на первый план выводит героиню Дайан Китон, оттеняющую его персонажа своей живостью.
«Магия лунного света», 2014 год
История зарождающейся симпатии между известным иллюзионистом, «разрушителем легенд» Стэнли Кроуфордом и молодой спиритуалисткой Софи, которую Кроуфорд должен был вывести на чистую воду.
Если вам до смерти надоели все эти горести и заумствования, то включите милую, добрую, игривую мелодраму «Магия лунного света». Эта картина действительно создана для романтических свиданий. В львиной доле отзывов и рецензий вы увидите эпитет «волшебный» — да, магия здесь не только на уровне названия и сюжета, но и в самом существе фильма. Магия — это то, что происходит между дерзкой героиней Эммы Стоун и подчеркнуто сдержанным героем Колина Ферта. Магия — это расслабленная атмосфера богатой виллы с ее летними праздниками и детской верой в призраков. Магия — это теплые звездные ночи и песни на укулеле
Здесь, как и в других фильмах, которые называют «настоящим Вуди Алленом», важен не столько сюжет, сколько подача — неважно, разоблачит ли Кроуфорд Софи или сделает ей предложение, важно то, что и как они скажут друг другу. За трепетное отношение к словам и деталям Вуди Аллена и любят во всем мире, ведь жизнь каждого из нас — это не эпическое драматичное полотно, а совокупность мелких, но очень значимых деталек
Мечта Кассандры (2007)
«Колесо чудес», 2017 год (16+)
«— Жена разлюбила рыбалку?
— Да притворялась она, чтобы поймать меня на крючок. Рыбой был я»
В чём Аллену отказать нельзя — так это в подборе актрис на главные роли. На фоне солнечной атмосферы Кони-Айленда, морских пейзажей и парка аттракционов нервозность и неустроенность Джинни, персонажа Кейт Уинслет, бушует многогранностью красок. Джинни, в отличие от Уинслет, плохая актриса — а это, как известно, диагноз, ведущий к излишнему драматизму. Она со всем пылом своей души влюбится в персонажа Джастина Тимберлейка. Тот напору сперва обрадуется, но затем не вынесет накала страстей и увлечётся милой и ранимой Кэролайн. Джинни перемены в сценарии не предусмотрела и станет действовать наверняка, чтобы остаться единственной главной героиней собственной пьесы.
«Жасмин», 2013 год
Жена мультимиллионера Жасмин Фрэнсис попадает в очень непростую ситуацию: ее мужа посадили в тюрьму за мошенничество и теперь женщине, привыкшей к роскошной жизни, предстоит трудиться, чтобы выжить. Она подвергается домогательствам со стороны шефа, пьет и подумывает о смерти, пока не встречается с талантливым дипломатом Дуайтом Уэстлейком (Питер Скарсгаард), который, кажется, может вытащить ее из пучины.
Некоторые критики считают, что стоящие фильмы Вуди Аллена закончились еще в XX веке, но другие киноведы и зрители с ними не согласны — ведь есть «Жасмин». В отличие от большинства работ мастера «Жасмин» — не комедия. Совсем. Так что расслабиться во время просмотра вам вряд ли удастся. Жемчужиной фильма, конечно, является игра Кейт Бланшетт — Вуди Аллен настаивал именно на ее кандидатуре. Это — щемящая история о разбитых жизнях и завышенных ожиданиях, пропитанная не столько привычным алленовским цинизмом, сколько грустью о том, как жестока и бессмысленна бывает человеческая жизнь, как разрушительны одиночество и мысли о мести и как близко небытие.
Ханна и её сёстры | 1986
Жанр: драма, комедия
И ещё одна оскароносная картина Вуди Аллена: премия снова досталась ему за лучший сценарий. В личной жизни трёх сестёр – Ханны, Ли и Холли – всё невероятно запуталось. Муж Ханны бросил её ради Ли. Ли бросила своего пожилого любовника ради мужа Ханны. А Холли, страдающая нервными срывами, вдруг влюбляется в первого мужа Ханны. И вот напряжение нарастает: близится День Благодарения, и сестры со своими вторыми половинками должны собраться за одним столом.
Сюжет фильма на первый взгляд может показаться излишне закрученным, но это не делает картину менее интересной. Кстати, режиссёр вдохновлялся «Анной Карениной» Толстого, когда работал над постановкой. Глубину раскрытия персонажей, их чувств и мыслей Аллен, похоже, тоже перенял от этой бессмертной литературной классики.
Фильмы Вуди Аллена – для тех, кто любит кино со смыслом, независимо от того, в каком жанре оно создано. Надеемся, наша подборка поможет вам провести время с удовольствием – как эстетическим, так и интеллектуальным. Приятного просмотра!
«Зелиг», 1983 год
В фильме молодой человек по имени Леонард Зелиг страдает необычным расстройством, которое, впрочем, не только не мешает, но, напротив, очень помогает ему жить. Зелиг — «человек-хамелеон»: он подстраивается под любое общество, в котором находится. В кругу врачей он — компетентный специалист, в обществе политиков — подающий надежды оратор, а среди афроамериканцев и сам становится выходцем из африканских стран. Причем Зелиг не просто искусно притворяется: он и правда превращается совсем в другого человека.
Основная фишка фильма «Зелиг» в том, что он снят в псевдодокументальном жанре (мокьюментари). Аллен в фильме подшучивает над своими зрителями, очень убедительно уверяя их в том, что происходящая на экранах фантастическая история из жизни Америки 20—30-х годов — это правда от начала и до конца. Как ни странно, мистификация великого американца удалась на славу: до сих пор некоторые люди после просмотра «Зелига» лезут в Интернет, чтобы найти информацию об этом невероятном человеке. Возможно, всему виной — видные эксперты, которых пригласил режиссер. Действительно, не поверить таким уважаемым эссеистам, как Сьюзан Сонтаг или Соу Беллоу, довольно сложно. Вы, кстати, тоже можете устроить своим друзьям и близким небольшую проверку — посмотрите это кино вместе с ними, а потом понаблюдайте за реакцией.
Как ни странно, эта фантастическая история фильма базируется на вполне существующем заболевании — диссоциативном расстройстве идентичности. В крайних формах, при которых личность человека действительно распадается, оно существует очень редко, а вот в легких встречается куда чаще. Человек с расстройством идентичности может полностью зависеть от чужого мнения, не иметь собственных взглядов и собственного вкуса. Но конечно, он не может «подстраиваться» под общество и менять национальность.
Манхэттен | 1979
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Главный герой – телевизионный сценарист – устал от однообразия и скуки в своей жизни: одни и те же люди, которые уже надоели, да и работа больше не радует… Чтобы хоть как-то скрасить свою жизнь, он решает завести роман, и не с кем-нибудь, а с любовницей своего близкого друга. Но это приводит лишь к новому жизненному водовороту, полному обмана, пустой болтовни и притворства.
Здесь вы также найдёте интеллектуальный юмор Вуди Аллена, который можно смело назвать его фирменной чертой. Но интереснее всего наблюдать за тем, как в этой картине раскрывается невероятный образ Нью-Йорка, который мог отразить только человек, действительно очарованный этим городом. Интересный факт: сам режиссёр считает этот фильм худшей своей работой, тогда как зрители и критики оценили его невероятно высоко.
«Жасмин», 2013 год (16+)
«Когда-нибудь, когда вы станете жутко богаты, не забывайте быть щедрыми»
Изящное переосмысление Алленом сюжета знаменитой пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» — произведения смелого и откровенного в высказываниях. Аллен приправляет драматизм деликатным юмором и выкручивает разницу между представителями разных социальных слоёв до предела. Нежная Жасмин в пастельных платьях и пиджаках от «Шанель» после ареста мужа окажется в малогабаритной квартирке своей сводной сестры. Она будет нервно-аристократично хлестать водку с лимоном, сетовать на грубость и несовершенство мира, а в конце почти сойдёт с ума. Да и как же не свихнуться— в таких-то интерьерах, где даже потолки мешают человеку дышать?..
Любовь и смерть | 1975
Жанр: комедия, военный
Время действия фильма – 1812 год, а главный его герой, как ни удивительно – молодой русский дворянин Борис, который очень уж не хочет идти на войну против армии Наполеона Бонапарта и всячески пытается избежать службы. Борис постоянно философствует на тему войны и политики, но благодаря великолепной режиссерской работе зритель легко понимает, что все эти рассуждения – тонкая ирония над самыми серьёзными материями.
Этот фильм – одна большая пародия над всем, чем только можно: над классикой отечественного и западного кинематографа, над русской философией… Чего стоят одни только отсылки к литературе. Отличный интеллектуальный фильм с непередаваемой атмосферой, созданной, в частности, благодаря музыке выдающегося композитора Сергея Прокофьева.
Полночь в Париже | 2011
Жанр: фэнтези, мелодрама, комедия
Прекрасная история о человеке, который чувствует, что родился не в своё время. Джилу, романтичному писателю, лучше было бы жить в 20-х годах прошлого века, в окружении творческой элиты того времени, а ему досталась наша скучная современность. Он приезжает в Париж со своей девушкой и понимает, что она неспособна оценить волшебную красоту этого города и проникнуться его историей. Но тут внезапно он попадает в излюбленное им прошлое.
Отличный фильм для любителей литературы и искусства начала двадцатого века. Здесь вас встретят невероятно обаятельный Хемингуэй, эпатажный Пикассо, экстравагантная Гертруда Стайн и другие представители творческой элиты того времени. Невозможно не влюбиться в эту удивительно красивую картину! Кстати, она также получила «Оскар» за лучший сценарий.
«Энни Холл», 1977 год
Популярный комик Элви в фильме знакомится с начинающей певицей Энни и влюбляется в нее. Но у пары небольшие проблемы: и Элви, и Энни неравнодушны к приемам у психотерапевта, поэтому они постоянно находят у себя и друг у друга психические расстройства, рефлексируют на эту тему и ссорятся.
Картина «Энни Холл», ставшая абсолютно культовой, добилась огромного признания во многом благодаря тому, что она может угодить практически любому вкусу. Поклонники комедий найдут здесь тонкие, по-настоящему остроумные шутки (приготовьтесь к целому залпу острот о евреях — Аллен любит поиронизировать на тему своего происхождения), любители романтических драм получат историю о любви и расставании (никаких спойлеров — расстаются герои в самом начале фильма), эстеты и интеллектуалы насладятся обилием культурных отсылок (чего стоит одно появление Маршалла Маклюэна — прославленного канадского философа). И только фанаты ужасов и боевиков останутся ни с чем, хотя герои Аллена тоже любят поговорить не меньше персонажей Тарантино. «Энни Холл» — образец умного, ироничного постмодернистского кино, в котором нет привычной тяжести «фильмов не для всех». Вы можете с упоением искать аллюзии и проделывать другие киноведческие манипуляции, а можете просто насладиться самой историей. В любом случае этот тонкий, изящный, насквозь пропитанный любовью к Нью-Йорку фильм должен скрасить ваш вечер. Работу мастера киноакадемики оценили в 4 «Оскара».
Матч Поинт | 2005
Жанр: мелодрама, драма, триллер
Главный герой Крис, когда-то великий теннисист, находится на распутье: карьера окончена, будущее туманно… Что делать со своей жизнью дальше? Он не знает ответа. И тут в придачу ко всему на него сваливается роковая страсть к настоящей femme fatale. Вот только одна беда: у неё уже есть жених, и он – друг Криса. История чувств героев разворачивается крайне неожиданно и захватывающе, не переставая держать зрителя в эмоциональном напряжении.
Это нетипично серьёзная работа Вуди Аллена, которого мы воспринимаем скорее как создателя комедий. Но в мастерстве режиссёру не откажешь: из конфликта на основе банального любовного треугольника он делает поистине оригинальное кино, пронизанное глубоким психологизмом, и всё это – под великолепную музыку.
«Матч Поинт», 2005 год (16+)
https://youtube.com/watch?v=va-59IR-3n8
«— Я считаю, что очень важно быть везучим во всем. — Я не верю в везение, я верю в упорный труд
— Я не верю в везение, я верю в упорный труд.
— Упорный труд обязателен, но все боятся признать, какую огромную роль играет везение»
«Тварь я дрожащая или достоин любви Скарлетт Йоханссон?» Примерно с такой мысли начинается грехопадение главного героя «Матч Поинта», профессионального спортсмена Криса. Крис отчаянно желает пробиться в высшее общество — и жизнь даёт ему такой шанс. Он очаровывает богатую аристократку, но вот незадача — на его пути встречается роковая и легкомысленная Нола. Страсть заведёт героев в самую гущу бескрайних английских полей и своих сердец. Привычная для Аллена завязка сюжета превратится в напряжённый триллер, как только Крис поймёт, что блондинистая старлетка угрожает его восхождению в аристократические райские сады.
«Вики Кристина Барселона»
2008 год
Откровенную историю запутанной любви между тремя прекрасными героинями и Хавьером Бардемом еще больше разжигает большое количество вина. А как иначе, если действие разворачивается в Испании! Вино ударяет в голову и так довольно раскрепощенной Кристине, которая соглашается на предложение привлекательного художника Хуана Антонио поехать с ним в Овьедо.
Вино затем играет с ней злую шутку и провоцирует обострение язвы желудка, из-за чего она все выходные лежит в постели, пока художник и ее подруга проводят время вместе. И как вы думаете, что толкает рассудительную Вики в объятия Хуана Антонио? Правильно, все то же коварное красное вино. Возможно, всему виной мелькнувшая в парочке кадров L’Ermita, гарнача из Приората от Альваро Паласиоса. Это топовое кюве и правда может толкнуть на многие безумства.
«Вики Кристина Барселона»
Пурпурная роза Каира | 1985
Жанр: фэнтези, мелодрама, комедия
Жизнь главной героини Сесилии так же безрадостна, как и у большинства женщин в период Великой Депрессии 1930-х годов. Неблагодарная работа официантки, бестолковый муж, проигрывающий и пропивающий последнюю копейку… Ничто не может скрасить её существование. Ничто, кроме кинотеатра. Она бывает там регулярно, знает каждую реплику каждого актёра. В эти минуты Сесилия чувствует себя по-настоящему счастливой. И вот однажды случается чудо: во время очередного сеанса её любимый герой сходит к ней прямо с экрана и попадает в реальную жизнь.
Это история о любви. О чистой и искренней любви к кинематографу. О том, как это искусство способно осчастливить человека даже в самое тяжелое время его жизни. Сам режиссёр признавался, что данная картина нравится ему больше всего. Ведь это настоящее любовное послание делу всей его жизни.
Энни Холл | 1977
Жанр: мелодрама, комедия
Душевная романтическая комедия, в которой не обходится и без грустных моментов. Это история комедианта, скептически анализирующего свою жизнь и окружающих, а также свои неудачи в любви. Изначально Аллен хотел назвать фильм «Ангедония»: в психологии этот термин означает неспособность человека чувствовать удовольствие и удовлетворенность. И это название как нельзя лучше раскрывает философский смысл фильма.
Фильм основан на истории реальных отношений Аллена и актрисы Дайан Китон, которая играет здесь главную роль вместе с ним, а также на тех временах, когда режиссёр выступал как комик. Здесь даже используются его шутки того периода. Кстати, эта картина входит в список «50 лучших комедий всех времен». А ещё Аллен получил за неё целых два «Оскара» (в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий»)!
Матч Поинт (Match Point), 2005
Рейтинг IMDb 7,7
Номинация на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, четыре номинации на «Золотой глобус», в том числе за лучший фильм, Гойя
Бывший теннисист Крис, бросивший профессиональную карьеру, устраивается тренером в клуб английских аристократов. Там он знакомится с молодым членом высшего общества, подходит к своей сестре Хлое и флиртует со своей девушкой Нолой. После помолвки с Хлоей у Криса будет головокружительная карьера в компании своего отца, но ошеломляющий роман с Нолой буквально лишает его рассудка и толкает на безрассудные и опасные поступки.
Станислав Зельвенский, «Афиша»: «Готовясь к 70-летию, режиссер словно купался в кипящем молоке. Не то чтобы Аллен впервые в жизни снял фильм полностью в Англии и почти исключительно с английскими актерами (не считая, конечно, Йоханссона). И не то, что впервые с конца 1980-х герои Аллена не говорят о Бергмане и Достоевском, а живут ими. И даже эти два часа экранного времени не кажутся одной строчкой (хотя и весело). Главное, что после смены декораций и интонации Аллен, который за последние пятнадцать лет неумолимо подошел к той точке, после которой наглая молодежь начнет покровительствовать, смелая и энергичная постановка без единого признака творческого угасания. Ну, действительно, теннисный пенсионер просыпается утром, греется в парке, а потом идет выигрывать Уимблдон».
«Ханна и ее сестры», 1986 год
Ханна в этом фильме — успешная актриса, образцовая хозяйка домашнего очага — в общем, мать Тереза, которая в одиночестве тянет свое непутевое семейство и занимается другими благотворительными акциями, оставаясь при этом красивой и интеллигентной женщиной. У Ханны две любимые сестры: одна из них, Ли, тайно крутит роман с мужем Ханны, а другая, Холли, употребляет наркотики и в перерывах пытается стать актрисой. Вдобавок ко всему к Ханне частенько заглядывает ее бывший муж, ипохондрик Микки, которому предстоит сыграть важную роль в жизни Холли.
Если Вуди Аллен и любит что-то сильнее, чем психотерапию в фильме, то только русскую классическую литературу (которая в лучших своих образцах практически эквивалентна психотерапии). Творчество Аллена просто напичкано отсылками к Чехову и Достоевскому. «Иррациональный человек» — этот фильм — неприкрытая рефлексия на тему «Преступления и наказания», а аналогию с «Тремя сестрами» в «Ханне и ее сестрах» режиссер проводит уже на уровне названия. Его героинь и героинь Чехова объединяет то, что в пылу семейных неурядиц они пытаются найти себя. Но если сестры Прозоровы, как мы понимаем, никогда не найдут ни смысла жизни, ни счастья, ни даже конца истории, то героини Аллена неумолимо движутся к развязке, в которой не будет безмерного чеховского отчаяния.
Ценителям подлинной атмосферы пьес великого русского писателя будет интереснее посмотреть картину «Сентябрь». Но особой славы она не сыскала, да и не понравилась самому Аллену, который чуть не получил нервный срыв, переснимая ее в третий раз (хотя сценарий он считает одним из сильнейших в своей карьере).