В чем смысл образа Тома Досса?
Отец главного героя — персонаж сложный и неоднозначный. Он пьет, он размахивает пистолетом, он создает напряженную атмосферу в семье. И в в то же время Том Досс — жертва, наглядное воплощение того, что делает с душой человека бойня. Любопытно, что разочарование Досса-старшего в войне и жизни — столь же индивидуальная характеристика, сколь и черта целого поколения: о душевной опустошенности ветеранов Первой мировой писали и Ремарк, и Фицджеральд. Глядя на отца, который не может себе простить того, что он выжил, Десмонд начинает понимать бесчеловечность войны задолго до того, как оказался на Окинаве.
Похожие фильмы
Вот еще несколько фильмов, похожих по смыслу на картину “По соображениям совести”:
- “На Западном фронте без перемен” (Германия, США, Великобритания, 2022 год). 1917 год. Юный Пауль Боймер, отправившийся на фронт добровольцем, на себе испытывает все ужасы войны.
- “Письма с Иводзимы” (США, 2006 год). В фильме представлен взгляд на битву при Иводзиме.
- “Флаги наших отцов” (США, 2006 год). В картине рассказывается история шестерки морпехов, участвовавших в битве при Иводзиме.
Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Отличная статья!Нет…
Интересные факты
Высшую военную награду США получили только три идейных отказника за всю историю страны, но только Десмонду Доссу удалось получить ее при жизни. Правда, после войны он остался калекой и не мог работать, так что его жене пришлось пойти в медсестры, чтобы прокормить семью.
Исполнитель главной роли Э.Гарфилд расплакался, прочитав сценарий: так растрогала его история первого идейного отказника. К сценарию, кстати, приложила руку куча народу: ведь первая его версия была написана продюсером фильма Г.Кросби еще в 2001 г. А о съемках фильмах речь впервые зашла в 2006-м, но тогда Гибсон отказался. Позднее он еще раз отказался и согласился, как в сказке, только в третий раз. Знай Гибсон заранее, что фильм получит два «Оскара» и войдет в перечень 250 лучших фильмов в истории кино, возможно, он согласился бы сразу.
Хотя критики сравнивали «По соображениям совести» со «Спасением рядового Райана» (батальные сцены) и «Цельнометаллическая оболочка» (сцены в казарме) , по словам Гибсона, он вдохновлялся совсем другими фильмами — «Песками Иводзимы» и «Цель — Бирма», созданными в 1940-х.
Десмонд Досс в кино и в жизни
После выхода фильма критики чуть ли не с лупой в руках изучили биографию реального отказника совести и ее кинематографическое воплощение в поисках несовпадений и пришли к выводу: все основные факты воспроизведены очень точно, а вот в мелочах Гибсон и авторы сценария дали волю фантазии.
Исторический Досс действительно принадлежал к адвентистам седьмого дня и в соответствии с принципами своей веры категорически отказался брать оружие в руки; его действительно поначалу не поняли ни сослуживцы, ни армейское начальство; он действительно спас 75 человек, заслужив славу и Медаль Почета. И он действительно был женат на медсестре. На этом фоне мелкие отступления от истины наподобие того факта, что Досс женился еще до войны, или что его отец не был алкоголиком, блекнут.
Но не стоит воспринимать «По соображениям совести» как биографический фильм: для Гибсона капрал-санитар — прежде всего символическая фигура, дающая повод для серьезных и масштабных размышлений.
Анализ
Режиссура
Мэл Гибсон делает великолепную работу в качестве режиссёра, показывая драматическую глубину истории Дезмонда Досса. Его подход к режиссуре заслуживает отдельной похвалы: Гибсон умело балансирует между интимными драматическими моментами и захватывающими военными сценами, создавая напряженную и эмоциональную атмосферу
Он обращает большое внимание на детали, которые помогают в полной мере раскрыть характеры персонажей и основные мотивы сюжета
Мэл Гибсон также показывает свою способность создавать мощные и запоминающиеся визуальные сцены. Битва за Хаксо Ридж является ярким примером этого, с ясно видимым контрастом между брутальностью войны и гуманизмом Досса. При этом Гибсон ни в коей мере не боится показать страшные реалии войны, чтобы усилить эмоциональный импакт его фильма.
Сценарий
Сценарий, написанный Робертом Шенкканом и Эндрю Найтоманом, основан на реальных событиях и впечатляет своей глубиной и сложностью. Авторы не просто повествуют о военных действиях, но и создают образ героя, который идет против системы и стоит за свои убеждения.
Сценарий хорошо показывает развитие персонажа Досса, его духовные убеждения и его любовь к Дороти. Это не просто история о войне, это история о любви, вере и уважении к жизни. Каждая деталь в сценарии придаёт глубину и реалистичность этой истории, делая её ещё более впечатляющей.
Актерская игра
Актёрский состав «По соображениям совести» является одним из его главных достоинств. Эндрю Гарфилд в роли Дезмонда Досса представляет собой великолепное воплощение своего персонажа, полного уверенности в своих убеждениях и готового идти против общественного мнения. Гарфилд успешно показывает внутренний мир Досса, его духовную стойкость и бесстрашие. Вся его работа наполнена глубокой эмоциональностью, что позволяет зрителям по-настоящему сопереживать его персонажу.
Тереза Палмер, исполнившая роль Дороти, создает образ теплой и поддерживающей любви. Вместе они создают искренний и убедительный экранный дуэт. Винсент Вон и Хьюго Уивинг также привносят значительный вклад в фильм, представляя собой сложных персонажей с собственными борьбами и конфликтами.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение фильма, созданное Рупертом Грегсоном-Уильямсом, идеально подходит к общей атмосфере и настрою фильма. Грегсон-Уильямс создает треки, которые усиливают драматические моменты и добавляют глубину военным сценам. Звуковые эффекты также великолепно использованы, чтобы создать реалистичное и потрясающее изображение боевых действий.
С другой стороны, в тихих и интимных моментах, музыка становится сдержанной и нежной, что подчеркивает эмоциональную глубину сцен. В целом, музыка и звук играют ключевую роль в создании общей атмосферы фильма.
Визуальные эффекты и костюмы
«По соображениям совести» обладает впечатляющим визуальным стилем. Военные сцены, снятые с беспрецедентной реалистичностью, придают фильму интенсивность и жесткость. Битва за Хаксо Ридж — это визуальное зрелище, полное беспощадных, но в то же время реалистичных деталей.
Костюмы и декорации также заслуживают похвалы, так как они передают атмосферу времени и места, в которых происходят события. От армейских униформ до сельских домов Вирджинии — каждый элемент визуального оформления способствует созданию подлинной картины эпохи.
Сообщение и темы
Самыми значимыми темами «По соображениям совести» являются вера, мужество и пацифизм. Через свою уникальную историю Досса фильм проводит глубокие размышления о войне, вере и совести. Главный герой, несмотря на непонимание и притеснения со стороны других, остается верен своим убеждениям и, благодаря своей смелости и состраданию, становится героем.
Мэл Гибсон здесь явно исследует тему духовности и веры, демонстрируя, что действительно значит быть героем и как важно оставаться верным своим принципам даже в самых трудных обстоятельствах
В чем главный конфликт?
Частью американской культурной матрицы является противостояние правильного героя и неправильного общества, но это не про «По соображениям совести». Десмонд — не одиночка, противостоящий миру (в таком случае он бы всеми правдами и неправдами избегал бы армии), а лучшая часть этого мира, его совесть. Он готов «отдать жизнь за други своя», его сердце полно любви не только к ближнему, но и к дальнему: все люди являются братьями для Досса. И даже если кому-то из братьев приходится выступать против Досса с оружием в руках, это еще не повод, чтобы отказывать ему в медпомощи. В то же время армейцы, окружающие капрала, отнюдь не сборище тупых и кровожадных солдафонов: каждый из них — личность со своими убеждениями. Все проблемы заканчиваются, когда сослуживцы Досса начинают понимать то, что Десмонд знал с самого начала: к общей цели можно идти разными путями. Так что главный конфликт фильма — это сражение героя с самим собой. Она начинается в раннем детстве и продолжается даже во время битвы под Окинавой.
Почему Десмонд столь бескомпромиссен?
Даже те зрители, которые всем сердцем симпатизируют Доссу, невольно досадуют, когда он демонстрирует нежелание поступиться принципами даже в мелочах. Одно дело — отказ от убийства себе подобных, другое — невыполнение команды взять в руки винтовку. В какой-то момент Десмонд даже кажется упрямым фанатиком, но дело вовсе не в фанатизме. Уделяя так много экранного времени поведению Досса в казарме, Гибсон затрагивает очень интересную тему — тему предательства, в данном случае — предательства самого себя.
И режиссер, и герой знают, что путь к измене начинается с крошечного шага — достаточно уступить один раз, и полная капитуляция становится лишь вопросом времени. Классик американской психологии Р.Чалдини в культовой книге «Психология влияния» приводит показательный пример с американскими военнопленными, оказавшимися в китайском лагере во время войны в Корее. Практически все они в той или иной степени сотрудничали с врагом, а сломать их удалось благодаря методу «Начинай с малого и строй». Военнопленным сначала предлагали пойти на ничтожную уступку, а заканчивалось все доносами на товарищей, пытавшихся бежать. И потому Десмонд готов вытерпеть любые муки, но только не брать в руки оружие.
Критики о фильме «По соображениям совести»: кроваво, жестоко и патетично
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: kinopoisk.ru
Фильм «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) ознаменовал возвращение Мела Гибсона в большое кино в качестве режиссёра. Критики восприняли эту картину в целом положительно. Большинство рецензентов считают, что эта лента – дань вере, отваге и мужеству человека, оставшегося верным своим убеждениям.
Однако другие упрекают фильм в смаковании насилия, садизме и фальши. Зрители сами могут решить, кто из профессионалов прав, а кто нет. Сюжет таков: армейский врач времён Второй Мировой войны Дезмонд Досс (Эндрю Гарфилд) во время битвы за Окинаву отказался убивать людей и стал первым идейным уклонистом в американской истории, впоследствии удостоенным Медали Почёта.
Общая оценка на сайте Rotten Tomatoes — 85%. Вот отрывки из рецензий:
«Гибсон сделал фильм, почти патологический в своей любви к насилию, но он тем не менее уравновешивает эту кровавую вакханалию пониманием психологического опустошения, которое приносит война».Ричард Броуди, New Yorker
«Гибсон снял фильм о семье, вере, любви и прощении. Всё подвергается испытанию на арене ожесточенного конфликта. Это фильм, который вы не захотите пропустить».Питер Трэверс, Rolling Stone
«В изображении событий новейшей истории коронный гибсоновский натурализм расцвел с новой силой, обеспечив контрастный фон гимну невиданной человечности в жерле вулкана войны».Алексей Комаров, Rolling Stone
«Удивительно правдивая история (Ура!) Не сказал бы, что очень хорошо сделанная. Военное кино в состоянии войны с самим собой».Джей Олсон, Cinemixtape
«Только за то, что Гибсон нашел такую историю и пропел славу этому потрясающему человеку, нужно отпустить ему если не человеческие, то все кинематографические грехи».Стас Тыркин, «Комсомольская правда»
«Морально отвратительное кровопролитие со своей мелкой проповедью в первом акте и свирепо жестокий финал».Бен Фергюсон, Willamette
«Это уникальный фильм об ужасах войны, пацифизме, вере и невероятном героизме».Роберт Роутен, Laramie Movie Scope
«Если какой-либо кинематографист достаточно безжалостен, чтобы сделать войну действительно похожей на ад, то это Мел Гибсон. Мы видели, что он сделал с Иисусом. Вы можете себе представить, как Гибсон проворачивает мясорубку с полчищами солдат Второй Мировой войны, прикрываясь проповедью пацифизма».Стив Пёрселл, Tampa Bay Times
«Любители хардкора на поле боя действия найдут многое, чтобы наслаждаться в этом фильме, но у тех, кто ищет эмоционального просветления, будут преобладать в душе отвращение и скука. С возвращением Мела Гибсона в кресло режиссера!».Джей Ар Киннард, PopMatters
«Это лучший фильм, который я видел в этом году. Некоторые из зрителей не смогут смотреть этот фильм из-за его жестокости и военного насилия, но для тех, кто сможет, это удивительная история веры, мужества, любви и патриотизма».Джеки К. Купер, Huffington Post
«Там просто не хватает материала, чтобы можно было выдержать чрезмерно растянутые и депрессивные 130 минут фильма».Дэвид Нусейра, Reel Film ReviewsФильм выходит в наш прокат 17 ноября. Прогноз кассовых сборов в России за первый уик-энд – 33 миллиона рублей.
Рецензия на фильм «По соображениям совести» Мела Гибсона
Простой мальчишка из маленького городка в Вирджинии Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) вырос в неблагополучной семье. Его отец Том (Хьюго Уивинг) вернулся с фронта Первой мировой войны другим человеком: отягощенный виной за гибель товарищей, он пристрастился к пьянству и домашнему насилию. Глядя на него, Десмонд дал клятву никогда не брать в руки оружие, что не помешало ему записаться в добровольцы после атаки японцев на Перл-Харбор. В «учебке» убеждения Досса понимания не находят. То его направляют на осмотр к психологу, то вовсе отдают под суд. Пройдя через унижения начальства и сослуживцев, рядовой отправляется на Окинаву в качестве медика, вооруженный лишь карманной библией и любовью к ближнему.
Десмонд Досс – реальный герой Второй мировой войны, один из тех, чью биографию заучивают в американских школах. Не сделав ни выстрела, рядовой вынес на своих плечах 75 раненых. Досс стал первым в истории «уклонистом», получившим почетную медаль «за отвагу», чем вдохновил сотни солдат. Отказ от ношения оружия в годы войны по религиозным соображениям – важный архетип американской истории. Таких, как Десмонд, было немало, но именно он стал олицетворением так называемых «солдат-пацифистов».
Прошло десять лет с момента выхода последнего фильма Мела Гибсона «Апокалипсис». Скандальная слава режиссера, в частности, связанная с довольно неоднозначной картиной «Страсти Христовы», усугубилась репутацией антисемита и заядлого пьяницы, с которым лучше вообще дел не иметь. «По соображениям совести», на первый взгляд – фильм примирение, возвращающий режиссера к героическому эпосу его «Храброго сердца». Но, несмотря на старомодность и консервативный пацифизм, в нем, пожалуй, гораздо больше самого Гибсона, чем в какой-либо его режиссерской работе.
Структурно «По соображениям совести» следует традициям антивоенных фильмов прошлого. Идиллическое начало, повествующее о детстве и любви юного Досса сменяется суровыми буднями строевой службы с утомительными пробежками и сержантом Ховеллом (Винс Вон), орущим в лицо простодушным новобранцам. Гибсон не отпускает своего героя ни на шаг, история развивается в чистом восхищении столь цельным и по-христиански простым парнем. Порой это выглядит даже слишком грубовато и неубедительно, но документальная достоверность истории полностью оправдывает ее патриотический пафос.
«По соображениям совести» целиком состоит из этических и эстетических контрастов. Как смысл веры и любви открывается лишь при столкновении с ненавистью и страхом, так и патетический пролог сменяется безжалостным адом войны, отрицающим все человеческое. В сценах битвы на Окинаве Гибсон превзошел себя, даже потеснив знаменитое взятие пляжа Омаха из «Спасти рядового Райана». Режиссер натурально вовлекает зрителя в бессознательный хаос бойни, в которой гибнут все утвержденные в прологе идеалы. Посреди ада выживает лишь вера щуплого медика, каким-то чудом спасающего одного за другим под непрекращающимся свинцовым огнем.
Для Эндрю Гарфилда роль Десмонда Досса, безусловно, настоящий прорыв. Бывший Человек-паук под руководством Гибсона весьма органично проследовал путь своего героя от добродушного деревенщины до святого мученика. Мужественную поддержку актеру составили Винс Вон и Сэм Уортингтон в роли капитана Гловера, своего рода неверующего фомы.
Новый фильм Гибсона не избежал недостатков, присущих и его прошлым работам. Его легко обвинить в расизме, наблюдая довольно издевательское изображение японских солдат, или христианском фанатизме, что тоже не будет безосновательно. «По соображениям совести» – чисто авторское кино, наполненное противоречиями и искренностью его автора, оправдывающими неоднозначность фильма и делая его чем-то большим, чем пацифистский манифест или религиозная проповедь. Прежде всего, это фильм о смелости быть собой, отстаивать свои убеждения, вопреки всему. И этому принципу следует сам Мел Гибсон.
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
СЮЖЕТ
В сельской местности в Виргинии в 1920-е годы молодой Десмонд Досс чуть не убил своего младшего брата Хэла во время семейно-бытового скандала. Это событие и его воспитание адвентистами седьмого дня укрепляют веру Десмонда в христианскую заповедь «Не убей». Спустя годы Досс доставляет раненого в больницу и встречает медсестру Дороти Шут. Возникает роман, и Досс рассказывает Дороти о его интересе к медицинской работе.
После нападения японцев на Перл-Харбор Досс записывается в армию в качестве санитара. Его отец Том, ветеран Первой мировой войны, глубоко расстроен этим решением. Перед отъездом в Форт Джексон Десмонд просит руку и сердце Дороти, и она соглашается.
Досс проходит курс молодого бойца под командованием сержанта Хауэлла. Он превосходен физически, но становится изгоем среди своих однополчан за отказ брать в руки винтовку и тренироваться по субботам по религиозным причинам. Хауэлл и капитан Гловер пытаются признать Досса негодным к воинской службе по психиатрическим причинам, но их решение отменяют, поскольку религиозные убеждения Досса не являются психическим заболеванием. Впоследствии сослуживцы издеваются над Доссом, подвергая его тяжелому труду, намереваясь заставить Досса уйти по собственному желанию. Несмотря на то, что однажды ночью его жестоко избили однополчане, Досс отказывается опознать нападавших и продолжает тренировки.
Подразделение Досса завершает курс молодого бойца и получает отпуск, во время которого Досс намеревается жениться на Дороти, но его отказ держать оружие приводит к аресту за неподчинение. Капитан Гловер и Дороти посещают Досса в тюрьме и пытаются убедить его признать себя виновным, чтобы его можно было освободить без предъявления обвинения, но Досс отказывается отречься от своих убеждений. На военном трибунале Досс не признает себя виновным, но до вынесения обвинительного приговора его отец врывается в суд с письмом своего бывшего командира (ныне бригадного генерала), в котором говорится, что пацифизм его сына защищен Конституцией США. Обвинения против Досса сняты, он и Дороти женятся.
Подразделение Досса прикрепляется к 77-й пехотной дивизии (англ.)рус., развёрнутой на Тихоокеанском театре военных действий. Во время Битва за Окинаву подразделению Досса сообщают, что оно должно оказать помощь 96-й пехотной дивизии, которой было поручено взойти на хребет Маэда («Хребет Хаксо», оригинальное название фильма), расположенный на территории замка Урасоэ (англ.)рус., и организовать его защиту. Во время первого боя с тяжёлыми потерями с обеих сторон Досс спасает жизнь своему товарищу по команде Смитти, зарабатывая его уважение. Когда американцы разбивают лагерь на ночь, Досс рассказывает Смитти, что его отвращение к оружию связано с тем, что он чуть не застрелил своего пьяного отца, который угрожал его матери оружием. Смитти извиняется за то, что усомнился в его храбрости, и оба мирятся.
На следующее утро японцы проводят массированную контратаку и оттесняют американцев с хребта. Смитти убит, а Хауэлл и несколько однополчан Досса остаются ранеными на поле битвы. Досс слышит крики умирающих солдат и возвращается, чтобы спасти их, неся раненых к краю обрыва и закрепляя их на верёвке, каждый раз молясь, чтобы спасти ещё одного. Прибытие десятков раненых, считающихся убитыми, стало шоком для остальной части подразделения. Когда наступает день, Досс спасает Хауэлла, и они убегают с Хэксо под огнём противника.
Капитан Гловер извиняется за то, что отвергал убеждения Досса и считал их проявлением «трусости», и заявляет, что они планируют захватить хребет в субботу, и что он признаёт право Досса не участвовать в этом бою, но солдаты боятся идти в бой без Досса, считая его своим талисманом. Досс соглашается, но операция откладывается до тех пор, пока он не завершит свои субботние молитвы и не помолится за их подразделение. С подкреплениями они переломили ход битвы. В засаде, устроенной японскими солдатами, изображающими капитуляцию, Доссу удаётся спасти Гловера и других, отразив вражеские гранаты. Досс ранен взрывом гранаты, но битва выиграна. Досс спускается со скалы, сжимая Библию, которую Дороти дала ему.
Фильм переходит к реальным фотографиям и кадрам награждения Досса Медалью Почёта США президентом Гарри Трумэном за спасение 75 солдат на хребте Хаксо. Досс был женат на Дороти до её смерти в 1991 году. Он умер 23 марта 2006 года в возрасте 87 лет.
О чем фильм?
Ответ на вопрос о смысле и главной теме фильма не так очевиден, как может показаться. Гибсон подбрасывает нам очень простые, лежащие на поверхности варианты — и, что интересно, все они правдивы. «По соображениям совести» — это фильм о войне и о силе человеческого духа, и какие-то вещи режиссер говорит совершенно прямым текстом. Но критики, упрекающие его в прямолинейности и очевидности выводов, глубоко не правы, потому что за «война — это ужасно» и «победи себя — и победишь мир» скрыт второй, глубинный и очень серьезный смысловой пласт.
В основе сюжета «По соображениям совести» лежит излюбленный гибсоновский миф — миф о Герое. Согласно канону, Герой сначала осознает свою миссию, потом подвергается испытаниям, а потом спасает мир или отдельных лиц. При этом финальная победа может быть духовной, как в «Страстях Христовых», или физической, как в «Апокалипсисе». В последнем фильме Гибсона герой одерживает и духовную, и физическую победу: его поступки возвращают ужасному, рушащемуся на глазах миру гармонию, а бытию — смысл. Досс — беспримесное воплощение того самого добра, которому не обязательно быть с кулаками, чтобы победить зло. Он побеждает за счет верности идеалам и искренней веры — тех черт, которых, по мнению режиссера, так не хватает современному обществу.